Беларусь может получить от России партию «льготных» истребителей

Речь идет о шести самолетах Су-30К, которые не вошли в сделку России с Анголой…

Не исключено, что Россия все-таки окажет Беларуси финансовое содействие в обновлении парка боевой авиации.


Фото Lock On

Согласно данным источника, близкого к спецэкспортеру российских вооружений компании «Рособоронэкспорт», график поставки самолетов Су-30К для ВВС Анголы будет существенно скорректирован. Это следует из недавней публикации в московском издании «Коммерсантъ».

Ввиду значительного объема работ по капитальному ремонту и глубокой модернизации Су-30К сроки отправки истребителей заказчику пришлось значительно сместить, и первые машины поступят по назначению лишь в 2015 году. Первоначально предполагалось первые две партии по три самолета передать ангольским военным в сентябре и ноябре 2014 года.

Напомним, что контракт на поставку Су-30К, ранее эксплуатировавшихся ВВС Индии, был подписан в ходе визита вице-премьера Дмитрия Рогозина в Анголу в октябре 2013 года.

Насколько можно было понять из прошлогоднего интервью «Коммерсанту» гендиректора «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина, на первых порах планировалось продать ангольским товарищам все 18 самолетов, возвращенных Индией.

Однако впоследствии президент корпорации «Иркут» (она является юридическим собственником машин) Олег Демченко заявил, что в Анголу поставят только 12 модернизированных истребителей Су-30К, а оставшиеся шесть истребителей будут предложены другой стране.

Возвращаясь к истории вопроса, следует сказать, что Су-30К, о которых идет речь, были поставлены Россией Индии по контракту от 1996 года. Вначале в нем шла речь о продаже индийским ВВС истребителей Су-30МКИ. Но ввиду задержек с серийным производством последних в 1997-1999 годах заказчику по обоюдной договоренности были поставлены самолеты упрощенной версии «К» с обязательством их замены в будущем более совершенными «МКИ».

Обязательства эти были выполнены, и в последующие несколько лет Россия передала Индии все 18 Су-30МКИ, одновременно оформив возврат Су-30К, которые впоследствии прибыли для ремонта и модернизации по программе Су-30КН на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичи.

Выбор в пользу белорусского предприятия был сделан для того, чтобы не возвращать в российскую казну НДС в размере 18% от общей стоимости истребителей в случае обратного их ввоза в Россию, как это предусмотрено законодательством.

После реновации самолеты предполагалось вновь выставить на продажу по цене порядка 15 млн. долларов за каждый. Так как рыночная стоимость новых машин такого типа составляет от 35 до 40 млн. долларов, данное предложение многими экспертами было сочтено достаточно выгодным.

В числе наиболее вероятных покупателей обновленных истребителей многими экспертами назывались Беларусь и Вьетнам. А после того как Ханой отдал предпочтение новым российским Су-30МК2, шансы Минска, учитывая особый характер отношений с Москвой, резко возросли.

Тем более что к началу 2013 года в ВВС самого близкого России союзника сложился явный дефицит как самолетов, способных уничтожать воздушные цели, так и боевых машин, предназначенных для выполнения ударных задач.

Но ожидавшаяся многим аналитиками сделка так и не состоялась. Как признался господин Исайкин, главной причиной стало отсутствие у Беларуси достаточных финансовых средств на приобретение Су-30К: «Даже после ремонта и модернизации их цена далеко не каждой стране по силам». Как следовало из статьи, опубликованной тогда в «Коммерсанте», Минск в случае подачи заявки на покупку «индийских» истребителей не смог бы рассчитывать на кредит российского Министерства финансов.

А что касается варианта безвозмездной передачи самолетов Беларуси или неденежной формы расчетов за них, то против этого выступили высокопоставленные чиновники из «Рособоронэкспорта». При таком сценарии они бы лишились своих посреднических процентов. Поэтому предпочтение было отдано Анголе, которой специально на эти цели Россией был выдан кредит в размере 1 млрд. долларов.

И тем не менее, последние события в Украине, вкупе с обострением противоречий России и НАТО вокруг ЕвроПРО, дали основание некоторым экспертам говорить о возможности очередного жеста доброй воли в адрес Минска со стороны Кремля, жизненно заинтересованного в прочности своего белорусского форпоста.

По их мнению, не исключено, что шесть самолетов Су-30К, «пролетевших» мимо Анголы, могут быть предназначены Беларуси. Деньги под эту сделку Минску могут быть одолжены банком ВТБ, который кредитовал все последние закупки Анголой российских вооружений.

На особые отношения руководства этого банка с белорусскими властями не так давно намекнул и Александр Лукашенко, пригласив председателя правления ОАО «Банк ВТБ» к сотрудничеству в области обороны.