Глубокое. Малая родина Павла Сухого

На въезде в Глубокое со стороны Минска стоит самолет Су-17 и стилизованная под чашку банка сгущенки. Это и есть основные символы районного центра, где живет почти 19 тысяч человек, города на пяти озерах, где родился Павел Сухой, конструктор знаменитых самолетов Су.


Город на пяти озерах

История Глубокого начинается с 1414 года. Город никогда не имел Магдебургского права, поэтому и герб у него появился только в 2006 году. Местечко сперва принадлежало роду Корсаков, а затем перешло к монахам-кармелитам.

«Приор (настоятель) монастыря кармелитов был фактически мэром местечка Глубокое, а оно само было инфраструктурой монастыря кармелитов, – рассказывает местный краевед Владимир Скрабатун. – Во времена Великого княжества Литовского Глубокое принадлежало роду Зеновичей, затем – Радзивиллам. После второго раздела Речи Посполитой Глубокое оказалось в Минской губернии Российской империи, а в 1842 году стало местечком Дисненского уезда Виленской губернии».

Через город проходит старая дорога из Полоцка на Вильню – Альгердов шлях, сегодня это улицы Ленина и Горького. А озеро в центре города, давшее название городу, со временем изменило название на Кагальное, и это неспроста. До войны в Глубоком жила большая еврейская община, а кагал — это орган общинного самоуправления. Во время войны здесь было гетто, более 10 тысяч узников которого были убиты.

На берегу Кагального напротив школы № 1 стоит еще один самолет Су-24М. Школа носит имя Павла Сухого, здесь же расположен музей авиаконструктора, именем которого назван крупнейший российский авиационный холдинг. Создатель знаменитого штурмовика, автор более 50 оригинальных типов самолетов, родился в Глубоком в 1895 году.

В школьном музее хранится написанная незадолго до войны рукописная автобиография Сухого, где он указывает Витебщину как свою родину.

Дом, где жила семья Сухого, не сохранился, зато до сих пор украшает город церковь Рождества Богородицы, где он был крещен.

Первоначально это был костел ордена кармелитов, самый первый памятник стиля виленского барокко на территории современной Беларуси. Рядом с костелом находился монастырь кармелитов, где в июле 1812 года останавливался Наполеон.

Ему приписывают слова сожаления в том, что с собой в Париж невозможно взять костел монастыря, который не стыдно было бы установить рядом с собором Парижской Богоматери.

Во времена детства Сухого костел ордена кармелитов уже был церковью, а отец авиаконструктора Осип Андреевич был учителем в Глубокском народном училище, которое владело при ней землей. К слову, он был первым светским преподавателем в городе. В школьном музее хранятся благодарности ему за работу с учениками, организацию хора, а его жене Елизавете Яковлевне — за успешное обучение девочек шитью и рукоделию.

В 1899 году семья переехала в Гомель, где Осип Андреевич сперва заведовал школой для детей железнодорожников, затем железнодорожным училищем. Понятно, что Павел Сухой Глубокого не помнил и рассказывал своей дочери о Гомеле, где с серебряной медалью окончил гимназию. Четверки были у него только по латыни и немецкому, которые, судя по всему, он со временем подтянул. Сохранились воспоминания, что Сухой мог поддержать беседу с врачом на латыни, говорил по-немецки, также владел французским и английским языками.

К слову, здание гимназии, где он учился, сохранилось, на его месте теперь размещается Гомельский государственный технический университет имени Сухого.


Авиация — большая любовь на всю долгую жизнь

Именно в гимназические годы произошла первая встреча Павла Сухого с авиацией. Во время экскурсии, которую в школе проводят ученики (при необходимости и на английском языке), узнаешь о воспоминаниях Сухого: как-то он возвращался из гимназии (а было это в начале прошлого века) и увидел, что над головой пролетел аэроплан. И было это так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Тогда и родилась его большая любовь к авиации на всю его долгую жизнь.

После окончания гимназии Павел Сухой учился на математическом факультете Московского университета, а затем перевелся в Московское высшее техническое училище, где в то время преподавал «отец русской авиации» профессор Николай Жуковский. В 1916 году Сухого призвали в царскую армию. Учеба прервалась, а когда он вернулся, училище оказалось закрыто. На несколько лет Павел Сухой вернулся в Гомель, где учительствовал, но мечта о небе его не покидала.

В училище будущий авиаконструктор вернулся в 1921 году. Его дипломным проектом руководил Андрей Туполев – тот самый человек, на самолетах авторства которого на постсоветском пространстве летали в течение нескольких десятилетий.

После окончания учебы Сухой работал в конструкторском бюро Туполева, у него была своя группа. Туполев поручил бригаде Сухого создать первый цельнометаллический истребитель для серийного производства. И в 1925 году появился И-4.

Сухой и его команда — авторы множества легендарных машин. На одной из них ставил свои рекорды Валерий Чкалов. В июне 1937 года советские летчики во главе с Чкаловым на АНТ-25 совершили перелет из Москвы в Портленд (США) через Северный полюс. Проект самолета был закончен в июле 1932 года бригадой Сухого под руководством Туполева.

Павел Сухой и его конструкторское бюро стояли у истоков создания реактивной и сверхзвуковой авиации СССР. Основу российских вооруженных сил до сих пор составляют штурмовики Су-24 и Су-25.

Сухой много работал, и при этом держал себя в ежовых рукавицах. В молодости он перенес несколько тяжелых заболеваний, которые подорвали его здоровье. Чтобы организм не подводил, Сухой строго соблюдал режим дня, прикладывал большие усилия, чтобы победить болезни. И надо сказать, у него это получилось — прожил 80 лет.


Музей с настоящей катапультой

Руководитель музея, учитель истории Наталья Рабизо отмечает, что многие инженерные идеи Сухого опередили свое время и до сих пор являются основой для разработки современных самолетов и не только. Например, Павел Сухой работал над созданием искусственного сердца. В его конструкторском бюро была создана группа, целью которой было помочь создать прибор, способный поддерживать жизнедеятельность сердца до установки донорского.

Работал Сухой и над созданием системы безопасности летчиков. Среди самых интересных экспонатов — самолетное катапультное кресло, пульт управления истребителя Су-17 (сам самолет, который подарил городу Барановичский авиаремонтный завод, стоит на въезде в город) и личные вещи, которые оказались в музее как подарки родственников. Дети за катапультой сидят часто и знают о ней так много, что, кажется, могли бы воспользоваться, будь она действующей.

Из детских уст особенно впечатляют истории подвигов на самолетах Су. Вероника Букей рассказывает о подвиге Екатерины Зеленко, которой вот-вот должно было исполнится 25 лет: «12 сентября 1941 года старший лейтенант 135-го полка выполняла задание по разведке. На обратном пути ее самолет Су-2 был атакован и загорелся. Она приказала раненому штурману покинуть самолет, после чего пошла на таран истребителя противника. Зеленко стала первой и единственной в истории авиации женщиной, совершившей таран. В декабре 1941 года она награждена посмертно орденом Ленина. В мае 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза».

Зеленко могла спастись, выпрыгнув с парашютом, но вместо этого таранила немецкий самолет, понимая, что погибнет. Вероника, которой 12 лет, не очень понимает, зачем это нужно было делать, и говорит, что сама бы так не смогла: «Я бы побоялась». И соглашается, что жизнь дороже, чем самолет.

Глубокские дети проводят экскурсии в музее Сухого и ездят развлекаться в столицу — в последний раз были в ноябре, на репетиции конкурса «Евровидение».

«Минск большой, и воздух там грязный. Очень шумно», — такой основной вывод. Глубокое же, выразила общее мнение семиклассница Юлия Константинова, очень красивый город, а школа № 1 – самая лучшая. Не только потому, что большая, с хорошими учителями и находится в хорошем месте, а потому, что второй смены нет. Это значит, что не придется в темное время домой возвращаться.

Дети говорят, что не любят поздно вечером уроки делать, а ходить по вечерам здесь не боятся — город спокойный. Улицы Глубокого пусты, начиная с 18 часов, в восемь вечера в центре города работают только два магазина (на окраинах магазинов тоже достаточно, говорят местные) и одно кафе – пицца здесь стоит дороже, чем в Минске.


Дроздович, Мюнхгаузен и сгущенка

К слову, в начале прошлого века на месте школы № 1 находилась гимназия имени Люблинской унии – здесь работал учителем рисования художник Язеп Дроздович. Гимназия была польской, но большинство учителей — белорусами.

В городе и его окрестностях родились создатель современного иврита Элиэзер Бен-Йехуда, премьер-министр БНР Вацлав Ластовский, основатель белорусского театра Игнат Буйницкий. В центре города есть аллея, где собраны бюсты местных знаменитостей.

Глубокое можно назвать городом малой скульптуры. Владимир Скрабатун сбился со счета, когда их количество перевалило за сорок. К примеру, в городе есть памятник книге (установили к одному из Дней письменности) и вишне («У нас лучшие вишни в Беларуси, растут практически в каждом дворе», — говорит Владимир Скрабатун).

Есть в глубоком и памятник Мюнхгаузену.

Он похоронен в Глубоком – его могилу Владимир Скрабатун нашел на Коптевке, старом городском кладбище. На кресте написано по-немецки: «Фердинанд и Вильгельмина фон Мюнхгаузен».

«У знаменитого барона Мюнхгаузена, которого мы знаем по книгам, детей не было. Не исключено, что в Глубоком похоронены потомки его брата. Вообще же немецкие фамилии в наших краях — не диво, немало имений здесь принадлежали немцам», — рассказывает краевед.

На кладбище есть часовня XVIII века. Издалека видна мемориальная колонна с гнездом аистов, которые здесь селились, судя по историческим снимкам, с начала прошлого века.

«Прилетают каждый год. Никто из живых не знает, чем изначально была увенчана колонна — крестом или еще каким-то знаком. По некоторым данным, колонна построена в честь Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 года. Это единственная, но не подтвержденная историческими документами версия», – рассказывает Владимир Скрабатун.

Выделяются на кладбище и захоронения польских военных, погибших в боях за независимость Польши в 1920-е годы. Здесь же похоронен Стефан Павел Палчиньски, который погиб 17 сентября 1939 года, защищая границу. Он был командиром заставы Каменный Воз в Голубичской пуще. Когда советские войска начали наступление, Палчиньски распустил подчиненных и принял бой в одиночку. По свидетельствам местных жителей, он два часа держал оборону, защищая границу и уничтожив несколько десятков красноармейцев.

Похоронили его в лесу, место захоронения заросло и было найдено только в 2011 году, когда останки пограничника перезахоронили на Коптевке.

Краевед считает, что для туристов Глубокое может быть интересным, прежде всего, своей архитектурой и природными объектами. В самом городе пять озер, а в окрестностях – более ста. Самое глубокое озеро Беларуси Долгое глубиной 53,5 метра также находится в этом регионе.

Для самих горожан, считает Скрабатун, город – довольно комфортный. Ходит городской автобус и маршрутки. Есть несколько школ, гимназия и Дом культуры. Работают гостиницы, кафе.

Впрочем, посетителям последних стоит быть начеку: некоторые из них, даже находящиеся в самом центре города, судя по табличкам, вроде как работают, но на самом деле могут оказаться закрытыми. Даже пиццерия при кафе закрывается на несколько часов раньше, чем указано на табличке с графиком работы – по крайней мере, так было, когда в нее пытались попасть журналисты Naviny.by.

В городе работают комбикормовый завод, мясокомбинат, хлебозавод и типография. Глубокский молочно-консервный комбинат делает знаменитую сгущенку. Местные дети в один голос говорят, что их сгущенка – самая лучшая в мире.

До 2015 года работал здесь еще и консервный завод, рассказала местная жительница, которая после увольнения с завода нашла работу гардеробщицей в школе: «Я очень рада, что так получилось, до пенсии оставалось совсем ничего. Теперь у меня зарплата около 280 рублей. Соседки мне рассказывают, что одна зарабатывает на комбикормовом заводе 250 рублей, а другая на молочно-консервном – 500. Правда, она не на сгущенке работает, не посменно. Очень маленькие зарплаты, а цены вот – совсем немаленькие. Чего стоит дом обогреть, заплатить за газ зимой».

Природный газ в городе появился только в октябре 2014 года. До тех пор большинство домов (в Глубоком преобладает малоэтажная застройка) отапливались дровами.


Гайд для туристов

Как доехать

От Минска до Глубокого – около 160 километров. На машине надо ехать сначала по трассе Р29, затем – Н2600 и Р3.

Напрямую общественным транспортом из Минска в Глубокое можно доехать на маршрутке, автобусе и поезде. Рейсовые автобусы отпвраляются несколько раз в день, до города идут около трех часов. На поезде придется выезжать ночью, прибытие – около четырех утра.

Что посмотреть

Отличный вид на город над озерами. Стоит увидеть Троицкий костел и Собор Рождества Богородицы, в идеале – забраться в их подвалы и на башни. Прогулка по центру города тоже будет приятной. Можно сходить на Коптевку, кладбище, где стоит знаменитая колонна, и посетить Глубокский историко-этнографический музей, который находится в историческом здании ХІХ века.

А на окраине города стоит посетить дендрологический сад, единственный на севере Беларуси, где собраны деревья и кустарники со всего мира.

Где поесть

В Глубоком есть несколько кафе. Полноценный обед (первое, второе, салат и чай) обойдется вам всего в 10-15 рублей. Вечером можно рассчитывать на пиццу по такой же цене, ее продают только в одном месте. Можно также поесть в гостиничном комплексе «Ольгас».

Где остановиться

В городе несколько гостиниц и гостевых домов. Стоимость ночевки – от 35 рублей. Вокруг Глубокого много агроусадеб, в которых будет интересно пожить любителям природы и рыбалки.

Текст: Елена Спасюк
Фото и видео: Сергей Сацюк

Березино Крупки Борисов Логойск Вилейка Мядель Молодечно Воложин Минск Смолевичи Червень Столбцы Дзержинск Узда Марьина Горка Копыль Несвиж Клецк Слуцк Старые Дороги Солигорск Любань Городок Россоны Верхнедвинск Браслав Миоры Полоцк Шумилино Витебск Лиозно Шарковщина Поставы Глубокое Ушачи Докшицы Лепель Чашники Орша Сенно Толочин Дубровно Бешенковичи Островец Сморгонь Ошмяны Ивье Вороново Лида Кореличи Новогрудок Дятлово Гродно Щучин Мосты Берестовица Волковыск Зельва Слоним Свислочь Круглое Шклов Горки Дрибин Мстиславль Белыничи Могилев Чаусы Кричев Климовичи Чериков Славгород Хотимск Костюковичи Краснополье Быхов Кличев Осиповичи Кировск Бобруйск Глуск Брагин Хойники Наровля Ельск Лельчицы Мозырь Калинковичи Петриков Житковичи Октябрьский Светлогорск Лоев Речица Гомель Добруш Ветка Буда-Кошелёво Жлобин Чечерск Рогачёв Корма Брест Малорита Кобрин Жабинка Каменец Пружаны Берёза Дрогичин Иваново Ивацевичи Пинск Столин Лунинец Ганцевичи Ляховичи Барановичи
naviny.by
© 2002-2019 БелаПАН. Все права защищены. «Белорусские новости» ISSN: 2616-8715
Рейтинг@Mail.ru