Смиловичи. Малая родина художника Хаима Сутина

Хаим Сутин сделал себе имя в Париже, а в Смиловичах, где родился, не был ни разу после того, как в 20 лет покинул свою малую родину. Навсегда. Сегодня имя великого художника возвращается домой.


Смиловичи. Начало

Этот уроженец Смиловичей прославил Парижскую школу – среди ее представителей вообще было немало выходцев из Беларуси: Марк Шагал, Михаил Кикоин, Шрага Царфин, Осип Цадкин. Основная коллекция работ Сутина разбросана по частным коллекциям, а также находится в центре Помпиду и Музее Оранжери в Париже, центре искусств королевы Софии в Мадриде.

Сутин — дорогой художник. В 2013 году его полотно «Маленький кондитер» установило мировой рекорд на аукционе Christie's – его продали за 18 млн долларов. Три года спустя там же был поставлен новый рекорд — за 28,16 млн ушла картина Сутина «Бычья туша».

При этом в Беларуси о Хаиме Сутине знают мало. Даже в самих Смиловичах. Мы спросили у местных жителей об их всемирно знаменитом земляке, но они в большинстве своем не представляют, кто это. Некоторые говорят, что где-то в центре есть музей.

В Беларуси есть три его полотна, которые купил «Белгазпромбанк». Картина «Большие луга в Шартре» была приобретена в 2012 году на аукционе Christie's. Следующим приобретением была «Ева» (1,8 млн долларов) — самое дорогое оцененное живописное произведение в Беларуси.

Хаим Сутин «Ева»

«Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен» переехала в галерею Art Belarus во Дворце искусств в прошлом декабре.

Сутин родился в 1893 году. Будущий знаменитый художник был десятым ребенком в семье портного-еврея. В литературе часто пишут о его нищем детстве, но Светлана Хасеневич, руководитель музея «Пространство Хаима Сутина», говорит, что семья не голодала: «Отец Сутина говорил, что в его платье не стыдно и паненку в гроб положить. Так что зарабатывал он неплохо. Другое дело, что в семье было много ртов, поэтому приходилось экономить. Известно, что Хаим Сутин, будучи ребенком, нaдолго уходил из дома, чтобы рисовать, а когда возвращался, его всегда ждал кусок хлеба и стакан молока. А в те времена все жили скромно».

Светлана Хасеневич

На рубеже веков Смиловичи был центром Игуменского повета с населением около 3500 человек. Здесь было две православные церкви, две церковные школы, костел, мечеть, пять еврейских молитвенных домов, два земских народных училища (женское и мужское), почтовое отделение, суконная фабрика, несколько кожевен, 58 мелких лавок, 9 питейных заведений, две гостиницы.

Теперь в этом поселке менее чем в 30 километрах от Минска живет около семи тысяч человек, многие приезжают как дачники только летом. Гостиниц нет, но остальная инфраструктура только приросла. Теперь в Смиловичах работают две школы, есть музыкальная школа, аграрный колледж, больница, дом культуры, аптека, отделение связи. Работает много магазинов, кинотеатр «Мечта». Есть церкви и мечеть.

Мусульмане в Смиловичах есть – это татары, предки которых пришли сюда из Крыма по приглашению литовского князя еще 600 лет назад. По масштабу поселение татар в Смиловичах можно сравнить только с Ивье – это две самые большие общины белорусских татар.

На вопрос, где у вас живут татары, любой житель Смиловичей скажет, что за Волмой. Эту часть поселка и теперь называют Татарской слободой.

Марина Васильевна работает на складе Смиловичской валяльно-войлочной фабрики, единственном предприятии в поселке. Пару лет назад закрылась обанкротившаяся кожевенная фабрика. А валенки делают 100 человек, ежедневно производят 300-400 пар. Большинство жителей работают в Минске, а также в Национальном аэропорту.

Теперь все смешалось, на национальность мало обращают внимание, много смешанных браков, говорит Марина Васильевна: «Да и не особо разберешь, где в Смиловичах татарин, где еврей, где белорус. Разве что по тому, кто в мечеть ходит, можно понять. Но сама я там не была».

Евреев, правда, в Смиловичах осталось мало, хотя в начале XX века они составляли половину, а по некоторым данным даже большую часть населения поселка.

В 1939 году в Смиловичи приехали бежавшие евреи из Польши. Когда началась война, их сначала отправили в гетто, а в 1941 году 2000 человек расстреляли на Соломянке. Ров вырыли местные жители — оттуда брали хорошую землю для своих огородов.

Местные рассказывают, как их родители вспоминали, что после расстрела земля несколько дней «дышала» — это люди пытались выбраться из-под трупов. Получилось ли это у кого-то, неизвестно.

Памятник содержат в порядке работники все той же валяльно-войлочной фабрики — убирают, проводят ремонт. На памятнике нет ни слова о Холокосте, но в начале этого века появилась звезда Давида. Марина Васильевна говорит, что раньше там была надпись о советских гражданах, а в Смиловичах всегда знали, что в этом месте расстреливали евреев.

Сейчас на том месте стоит памятник всем погибшим и отдельный – семье Розобских, его установили родственники. На старом еврейском кладбище таким же образом увековечили память семьи Горелик.

Именно здесь похоронены и родители Сутина. Отец художника умер в 1932 году. Его могилу несколько лет назад нашли на старом еврейском кладбище. Надпись на могильном камне почти не читается. Где могила матери, которая умерла в 1938 году, неизвестно. Сестры и браться разъехались.

В письмах Хаим Сутин писал, что мама единственная в семье была добра к нему в детстве. В литературе часто можно прочесть, что отец — набожный трудяга — бил его с устрашающей периодичностью. Бил, потому что не понимал, зачем мальчику нужно это рисование, которое казалось ему пустой тратой времени. Однако Светлана Хасеневич считает, что такого быть не могло: «В еврейских семьях существовал строгий запрет на телесные наказания. Я думаю, что история про побои — это выдумка».

К слову, отец Хаима приятельствовал с отцом еще одного смиловичского художника – Шраги Царфина. Его картины — редкость в Беларуси, но в Смиловичах есть пять подлинных работ. Этот художник также является признанным мастером Парижской школы. Он родился в семье образованного владельца кожевенной мастерской и всю жизнь с любовью вспоминал о детстве в Смиловичах.

А Сутин хотел уехать. Многие исследователи склоняются к тому, что все творчество Хаима Сутина, в сюжетах которого прослеживается очевидный драматический налет, — искаженные лица, разделанные туши — отражение его детской семейной драмы. Суть — в трагедии неприятия и непонимания. Ну как, например, его необразованный отец мог понять рисунок, на котором его сын изобразил отца в гробу? Никак не мог.

В 14 лет, в 1907 году, Хаим ушел в Минск, где поселился у сестры. Хотел поступить учиться живописи, но не справился с экзаменом, в течение года был ретушером у фотографа, посещал лекции художника Крюгера. А потом уехал в Вильню.

Примечательно, как Сутин получил деньги на переезд. Его избил сын раввина, которого Хаим осмелился нарисовать, хотя в иудаизме запрещено изображение всего, что имеет душу. В итоге по решению суда Сутину была выплачена компенсация за избиение.

В Вильне он учился в художественной школе вместе с земляком Шрагой Царфиным. Так постепенно реализовывалось его желание забыть Смиловичи.

«Он больше никогда сюда не приедет, но будет писать письма. А судя по ответам родственников, которые в ответах благодарили его за помощь, и помогать им», — рассказывает Светлана Хасеневич.

В 1937 году сестра Хаима Этель писала брату: «Твои новости нам добавляют силы жить. Мы вечно будем помнить подарок, который ты нам сделал. Мама нам тоже дала немного денег».


Париж! Париж!

В 1913 году в возрасте 20 лет Хаим Сутин приезжает в Париж — без гроша в кармане и с котомкой за спиной, как вспоминает Михаил Кикоин. Впрочем, удивительно не это, а то, что у него хватило денег на билет во Францию. И снова не обошлось без курьезного случая. Сутин был влюблен в девушку, пришел просить ее руки, отец дал согласие, но оказалось зря — девушка была против, любила другого. И мужчина в качестве компенсации дал Сутину денег, которые и пошла на билет в Париж.

Сутин нашел прибежище в знаменитом «Улье» – месте, в котором художники живут до сих пор!

«Там сохранилось всё: само здание, деревянные полы, лестницы, – рассказывает Светлана Хасеневич, которой довелось побывать в «Улье». – К слову, история о том, что Сутин носил в мастерскую туши и рисовал их, оказалась правдой. И запах разлагающегося мяса был, и кровью их он поливал, но все это было уже в другой мастерской».

Сутин работал без остановки. Уничтожал свои картины, если они ему не нравились. Позже удивлялся, когда через годы вдруг видел какую-то из них в частной коллекции – его знакомые склеивали работы, помещали в рамку и продавали. То, что это стоит делать, стало понятно в 1920-х годах. После почти десяти лет нищеты (работы не покупали, порой не на что было купить еды), Сутин вдруг разбогател в один день. В 1922 году 52 его картины за 10 тысяч франков купил американский коллекционер Альберт Барнс. Впрочем, после этого образ жизни художника особо не изменился – он продолжал жить скромно и рисовать.

В Париже Сутин встретил Дебору Мельник, которую знал еще в Вильне. В 1925 году она родила дочь Эмме, которую Сутин не признал. Правда, родство со временем все же доказать удалось, и Эмме умерла с фамилией Сутин.


Возвращение домой

Наталья Стыдель, заместитель директора Центра творчества детей и молодежи, говорит, что услышала о Хаиме Сутине в 2008 году, когда создавался музей. Его имя вернулось в Беларусь благодаря Владимиру Счастному, который в ту пору был председателем Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Он и предложил идею создать «Пространство Сутина».

«Пространство Хаима Сутина» впечатляет хорошим вкусом. Здесь идеально передан стиль времени, нет бессмысленных экспонатов ради экспонатов. Три зала: первый рассказывает о детстве и юности художника, второй стилизован под парижское кафе первой трети прошлого столетия, в третьем собрана экспозиция работ Шраги Царфина.

Директор Центра творчества детей и молодежи Алла Лавринович показывает свиток торы: «Ее нам передал Музей истории и культуры евреев Беларуси в Минске. А туда тору передал местный житель, который нашел ее на чердаке, пол которого был покрыт бумагой. Мужчина пригляделся — непонятные буквы. Экспертиза показала, что это тора, первая половина ХІХ века. Фотоаппарат относится к эпохе начала прошлого века, а такая швейная машинка могла быть у отца Хаима Сутина».

Репродукции работ Сутина (29 картин), а также подлинники Царфина – подарок «Белгазпромбанка».

Алла Лавринович говорит, что для Смиловичей это место очень важное – не только потому, что оно радует глаз. Сюда едут туристы – за 2017 год здесь побывали около трех тысяч человек.

В местном Центре творчества детей и молодежи работает детский арт-центр «Улей», который подпитывается энергетикой мастеров Парижской школы.

«Смиловичи — особое место, — говорит Алла Лавринович. — Здесь веками вместе жили представители разных культур — белорусы, татары, евреи. Ванькович ходил по улицам, где сидел с карандашом Сутин. Все было рядом, все взаимодействовало, и здесь много талантов, в нашем центре много одаренных детей. Например, Виктория Андрейчик (педагог – Елена Карнеенко) в этом году выиграла в международном конкурсе детских рисунков «Нарисуй мне мир». Ее награждали в Люксембургском дворце в Париже. И тема ее работы была очень смиловичская — она создала свой образ мира для разных людей, которые объединились вокруг василька».

Дворец Ваньковичей, парк — все это и сегодня есть в Смиловичах. По-прежнему, все рядом — колледж и усадьба стоят бок о бок, а молодежь выходит покурить с видом на развалины дворца. Студентки Саша и Дина говорят, что учиться на ветеринара приехали из Минска, как и около 80% их однокурсников. Живут в общежитии — столица вроде недалеко, но каждый день не наездишься — пять рублей в день уходит на дорогу, за месяц набегает круглая сумма. Общее мнение — к Смиловичам после Минска долго привыкали, но смирились, что придется здесь жить.

«Тут вообще некуда пойти, зато на учебу больше времени остается», — сказала Саша.

О Сутине девушки что-то слышали, «кажется, даже были в музее, но плохо помнят, что это за художник».

Сутин прожил всего 50 лет, он умер в Париже в 1943 году, а вечный покой нашел на кладбище Монпарнас. В конце жизни он написал картину «Возвращение из школы после грозы». «Сутин писал только с натуры, поэтому есть сомнение, что на полотне изображены Смиловичи», – говорит Наталья Стыдель.

Но этот пейзаж так похож на белорусский, кажется, — вот они, Смиловичи. И кажется, вот она – дорога домой…


Гайд для туристов

Как доехать

От Минска до Смиловичей – около 30 километров. Автобусы (в сам поселок и через него в Дукору) несколько раз в час ходят с автостанции «Автозаводская». На машине выезд через Партизанский проспект — на М4, дальше — по указателям.

Что посмотреть

Волма, прекрасный парк у Дворца Ваньковичей, руины. Стоит зайти в «Пространство Сутина». Там можно увидеть много интересного – и выпить кофе.

Где поесть

В Смиловичах есть кафе «Новое место» и чебуречная. В кафе обеды – только по предварительной договоренности, здесь могут приготовить кошерный стол.

Где остановиться

В самих Смиловичах нет гостиниц или агроусадеб. Можно поискать в окрестностях, ближе к Дукоре. Однако проще остановиться в Минске и приехать сюда на день.

Текст: Елена Спасюк
Фото и видео: Сергей Сацюк

Березино Крупки Борисов Логойск Вилейка Мядель Молодечно Воложин Минск Смолевичи Червень Столбцы Дзержинск Узда Марьина Горка Копыль Несвиж Клецк Слуцк Старые Дороги Солигорск Любань Городок Россоны Верхнедвинск Браслав Миоры Полоцк Шумилино Витебск Лиозно Шарковщина Поставы Глубокое Ушачи Докшицы Лепель Чашники Орша Сенно Толочин Дубровно Бешенковичи Островец Сморгонь Ошмяны Ивье Вороново Лида Кореличи Новогрудок Дятлово Гродно Щучин Мосты Берестовица Волковыск Зельва Слоним Свислочь Круглое Шклов Горки Дрибин Мстиславль Белыничи Могилев Чаусы Кричев Климовичи Чериков Славгород Хотимск Костюковичи Краснополье Быхов Кличев Осиповичи Кировск Бобруйск Глуск Брагин Хойники Наровля Ельск Лельчицы Мозырь Калинковичи Петриков Житковичи Октябрьский Светлогорск Лоев Речица Гомель Добруш Ветка Буда-Кошелёво Жлобин Чечерск Рогачёв Корма Брест Малорита Кобрин Жабинка Каменец Пружаны Берёза Дрогичин Иваново Ивацевичи Пинск Столин Лунинец Ганцевичи Ляховичи Барановичи
naviny.by
© 2002-2019 БелаПАН. Все права защищены. «Белорусские новости» ISSN: 2616-8715
Рейтинг@Mail.ru