Саддаму подпилили зубы

Бывший главный инспектор спецкомиссии ООН по разоружению Ирака Скотт Риттер прославился во время операции \"Буря в пустыне\". Аналитик военной разведки тогда...

 

Бывший главный инспектор спецкомиссии ООН по разоружению Ирака Скотт Риттер прославился во время операции "Буря в пустыне". Аналитик военной разведки тогда обвинил командующего — генерала Нормана Шварцкопфа — в том, что тот завышал данные об уничтоженных иракских ракетах СКАД. С 1991 по 1998 год он работал в Ираке в группе инспекторов ООН. Майор Риттер рассказал корреспонденту "Известий", с чем там столкнулись проверяющие.
 
 
— Как проводились инспекции в 90-е годы?
 
— Мы использовали самые современные на тот день технологии. Объекты для проверок определяли с самолета, используя фотографию высокой четкости. На борту было оборудование, которое позволяло найти утечки или даже склады опасных химических веществ.
 
— В книге "Решить проблему Ирака раз и навсегда" вы пишете, что инспектора нашли и уничтожили гораздо больше иракских арсеналов, чем армия США во время "Бури в пустыне". Почему?
 
— Через экспертов группы прошла почти вся финансовая документация военной программы Ирака. Поэтому я уверен, что к 1996 году по решению ООН мы разоружили Ирак на 95 процентов.
 
— Вы уверены, что эти финансовые отчеты были настоящими?
 
— Полностью уверен. Это подтвердили все наши эксперты. Но случалось, что иракское правительство, военные и ученые лгали нам, скрывали данные и мешали проверкам. Было много конфликтов.
 
— Хусейна обвиняли в незаконном импорте военных технологий. Вы проверяли эти факты?
 
— Естественно. Например, мы изучали все таможенные документы обеих сторон. В 1997 году появилась информация о незаконных поставках оборудования в Ирак из Украины. Я лично ездил вместе со специалистами израильской разведки в Киев. Факт не подтвердился.
 
— В группе были инспектора из разных стран. Вы много спорили?
 
— Да. Были и профессиональные, и политические дискуссии. Инспектора из США требовали суровых проверок. Европейцы, кроме британцев, иногда верили иракским специалистам без экспертиз.
 
— Чем сейчас опасен Ирак для других стран?
 
— Никаких существенных объектов, где при финансовых и научных возможностях можно создавать химическое, бактериологическое и ядерное оружие, у них не осталось.
 
— Почему же Буш говорит, что Ирак обладает таким оружием?
 
— Я уверен, что доказательств этого просто не существует.
 
— Если инспектора вернутся в Ирак, метод проверок изменится?
 
— Принципиально нет. Но в их распоряжении будет более современная аппаратура. Главное — чтобы не было политики. Если ты инспектор, то твоя задача проверять, а не свергать политический режим в стране, чего, однако, хотели от нас США в 1998 году, когда я ушел в отставку.
 
Две войны Скотта Риттера
 
Когда Риттер возглавлял группу экспертов в составе Спецкомиссии ООН по разоружению Ирака (UNSCOM), он повторял, что "с иракцами следует разговаривать языком силы, а не дипломатии". Он ушел в отставку, обвинив Совбез и США в бездействии: "Багдад лжет о количестве и типе своих вооружений". Но сейчас Риттер занимает совсем иную позицию. В начале сентября 2002 года он заявил, что удар по Ираку "не будет иметь оправданий", поскольку "у Саддама не осталось оружия массового поражения". В снятом им фильме "В блуждающих песках. Правда об UNSCOM и разоружении Ирака" Риттер объявил, что еще в марте 1998 года посол США в ООН Бил Ричардсон поставил перед комиссией задачу "придумать повод для американских бомбардировок". По данным "Уолл-стрит джорнэл", фильм на 400 тысяч долларов профинансировал иракский бизнесмен.
 
 
Константин ГЕТМАНСКИЙ, "Известия"