Литовские депутаты приняли гомофобный закон вопреки Европе

Европарламентарии выразили обеспокоенность тем, что этот закон может быть «вреден для воспитания чувства терпимости по отношению к гомосексуалам»...

Депутаты литовского парламента после долгих дискуссий одобрили поправки к закону «О защите несовершеннолетних от негативной информации», запрещающего пропаганду гомосексуальности. Но, по мнению литовских и белорусских ЛГБТ-активистов, существенных изменений «гомофобный закон» не претерпел. За поправки к этому закону 22 декабря проголосовали 58 депутатов, против — 4, еще 25 депутатов воздержались.

Напомним, закон был принят парламентом 15 июля и должен вступить в силу в марте 2010 года. Согласно этому закону литовские власти могут подвергнуть цензуре любые материалы в СМИ, фильмы, компьютерные игры и рекламу, где есть упоминание о гомо-, би- или транссексуальности. Депутаты посчитали, что подобная информация может навредить психическому здоровью, а также физическому, интеллектуальному и нравственному развитию несовершеннолетних. Принятый закон правозащитники в Литве и других европейских странах назвали «гомофобным».

Решение депутатов страны, являющейся членом ЕС, вызвало недоумение многих европолитиков, считающих, что их литовские коллеги не учли того факта, что защита прав сексуальных меньшинств является частью общеевропейской системы защиты прав человека.

Руководитель группы по правам геев и лесбиянок в Европарламенте Майкл Кашман вместе с коллегами обратился к новому председателю ЕП Ежи Бузеку, «решительно призывая его осудить принятие гомофобского закона в Литве».

Европарламентарии выразили обеспокоенность тем, что этот закон может быть «вреден для воспитания чувства терпимости по отношению к гомосексуалам», а также тем, что он противоречит принципам Евросоюза. В обращении указывалось, что «Европейский союз основан на принципах свободы, демократии, уважения к правам человека и основным свободам, верховенстве права, а основополагающие принципы являются общими для всех государств ЕС».

В июне, после того, как закон был первый раз одобрен народными избранниками, на него наложил вето уже экс-президент Литвы Валдас Адамкус. Вступившая в должность нового президента страны Даля Грибаускайте не имела права повторно отклонить закон, но потребовала от парламента внести в него правки. По словам ее представителя Линаса Балсиса, «гомофобные положения были исключены. Закон теперь соответствует европейским стандартам».

Одобренные поправки исключают из закона специфические упоминания сексуальных отношений и запрещают «побуждение к сексуальному злоупотреблению несовершеннолетними, сексуальные отношения между несовершеннолетними, а также иные сексуальные отношения».

Глава Литовской гей-лиги Владимир Симонько, тем не менее, утверждает, что проблемы с законом остаются. По его мнению, измененный закон провозглашает негативным продвижение «любой концепции семьи, кроме той, которая определена в Конституции», что означает поощрение брака только между мужчиной и женщиной.

«Теперь любые наши публичные мероприятия могут подпасть под это положение и быть запрещены», — считает В.Симонько.

Солидарны с литовскими ЛГБТ-активистами и белорусские коллеги.

«Внесенные правки только смягчили формулировки в законе, но ведь основной смысл остался, — сказал «Белорусским новостям» координатор Белорусской инициативы за сексуальное и гендерное равноправие Александр Полуян. — Существенных изменений, на мой взгляд, этот закон не претерпел. Если, предположим, ЛГБТ-организация в Литве захочет провести информационную акцию, то где гарантия, что это не назовут пропагандой «нетрадиционной концепции семьи»? И как организаторы акции могут гарантировать, что на нее не захотят прийти несовершеннолетние?».

А.Полуян уверен, что у подростков также должен быть доступ к разного рода информации, которая их интересует. Вопрос в том, что ограничивать либо разрешать получать эту информацию несовершеннолетним могут только родители или другие лица, которые несут за них ответственность, а не депутаты, считает ЛГБТ-активист.

«По поводу внесенных в гомофобный закон поправок и изменений с этим связанных есть хороший жизненный пример. Если назвать картошку яблоком, это еще не означает, что у этой картошки появится яблочный вкус», — подытожил А.Полуян.