Другие материалы рубрики «Заграница»

  1. Сингапур скорбит по «отцу нации»
    Скончавшегося первого премьер-министра страны Ли Куан Ю называют «гигантом истории» и «создателем экономического чуда»…
  2. В Москве прошел траурный марш памяти Бориса Немцова
    Организаторы марша «Весна» официально отменили шествие, которое должно было пройти 1 марта, из-за убийства Бориса Немцова. В связи с трагическим событием был назначена траурная акция...


Заграница

Украина ждет вечера трудного дня

 

…Киев встретил морозом и солнцем. В "день тишины" накануне второго тура президентских выборов в столице Украины действительно было тихо. Агитацию оперативно убрали с глаз долой коммунальные службы. Если бы они еще так рьяно снег убирали…

Впрочем, определившийся после первого тура фаворит гонки незримо присутствует практически везде. Вдоль улиц — застекленные бигборды с голубыми флагами и надписью "Украина для людей".

Именно так озаглавлена предвыборная программа лидера оппозиционной Партии Регионов, бывшего премьер-министра Виктора Януковича, который вышел во второй тур с первого места. Почти как "За Беларусь для народа", за стеклом на минских улицах. В "оригинальности" креативщикам постсоветских лидеров не откажешь.

"Голубые" биг-борды стройными рядами стоят и на Майдане — цитадели "оранжевой революции" 2004 года. И это неудивительно. У нынешнего киевского мэра Леонида Черновецкого сегодня другой окрас: он поддерживает Януковича, хотя пять лет назад присоединился к Ющенко. До сих пор не утихает скандал с требованием обеспечить в столичных больницах более 50% голосов за лидера Партии Регионов. Впрочем, "регионалы" уже которые выборы не могут набрать в столице и 20% голосов, так что, как говорят местные коллеги-журналисты, судьба градоначальника в случае победы Януковича предрешена.



В киевском метро тоже "все свои": реклама нашего "Атланта" на указателях и назойливая забота о безопасности и соблюдении правил вежливости: "уступайте места…", "не прислоняйтесь…", а еще — "пользуясь метрополитеном, надевайте марлевые повязки". Само собой, никого в повязках давно уже нет.

На соседствующих Софийской и Михайловской площадях рабочие разбирают сцены, где проходили последние предвыборные мероприятия кандидатов. На снегу — обрывки листовок, сценарных планов, флажки. Пресс-центры кандидатов здесь же, фактически смотрят друг на друга из крутейших отелей — "Интерконтиненталь" (Янукович) и "Хайятт" (Тимошенко).



У Януковича работа идет практически круглые сутки, у Тимошенко двери для прессы открылись только во второй половине дня воскресенья, так что поначалу пришлось зависнуть у "голубых". Аккредитационный бэдж выдали на белорусском (!) языке. Накануне звонили и уточняли написание. На одной стороне твоя фотография, на другой — Виктор Федорович собственной персоной. Ты и великий. Но он пока не президент, а каким будет отношение к прессе, уже можно судить по беседе за стаканом кефира с редактором украинского сайта, собирающего ежедневно до 300 тыс. посетителей. "Один из ближайших соратников Януковича уже интересовался у нашего корреспондента делами нашей редакции", — сказал коллега. Во времена Кучмы его офис уже "накрывали". Теперь готовится к дежа вю.

Тактика регионалов — давить на подсознание. Янукович ведет себя уже как избранный президент, получив 10-процентное преимущество над Юлией Тимошенко в первом туре. Кстати, один из аксессуаров пресс-бэджа — открывалка для бутылок. Тонкий намек на как будто уже неизбежные обстоятельства. К вечеру судного дня у входа в главный зал пресс-центра установили два металлоискателя, чего не было в первом туре. То ли уже под будущего президента (якобы, согласно какому-то экзит-поллу, Янукович выигрывает 7-8%), то ли из-за боязни инцидентов, то ли просто у страха глаза велики. Стороны обвиняют друг друга в чудовищных провокациях и махинациях с избирательными бюллетенями.



Возле здания Центризбиркома день и ночь дежурят "регионалы" в палатках — обычных агитационных и военных. Возле забора, которым обнесен ЦИК, возводится сцена для массового митинга, назначенного на утро после выборов, с заявленным количеством участников до 50 тысяч человек. Все это народное волеизъявление координируется с партийного верха. Корреспондент "Белорусских новостей" стал свидетелем отчета одного из депутатов зампреду Партии Регионов Анне Герман. Мол, палатки поставлены плотно, чтобы "юлькины не смогли просочиться".

Спокойно сфотографировать палатки у ЦИКа, находясь на другой стороне улицы, не получилось. Из-под левого локтя вынырнул какой-то дедок и, хитро ощерившись, молвил: "А здесь фотографировать нельзя! Режимная зона!" Насчет зоны он в чем-то прав. Люди в палатках ну очень серьезные. "За кого голосовать будете?" — спрашивает. "Я не имею права голоса" — "То есть не пойдете голосовать?" — "Мне нельзя". Дед остался в недоумении.

В самом здании охрана усиленная. Так проверяют только на мероприятиях с участием первого лица — белорусского. На участке, где проголосовал Ющенко, все было организовано с гораздо меньшим фанатизмом. Может, потому, что Виктор Андреич уже — "хромая утка" и никому теперь не нужен?

Ющенко, к слову, изменил традиции и приехал на участок только с супругой. Он, похоже, до сих пор впечатлен своим результатом в первом туре, где он занял всего лишь пятое место с жалкими 5,45% голосов. После опускания бюллетеня в урну он подошел к прессе, но ограничился только двумя постулатами: 1) Украине еще нужно научиться проводить честные и законные выборы; 2) Украинцам будет стыдно за свой выбор.



При этом Ющенко смотрел прямо в объектив фотоаппарата корреспондента "Белорусских новостей", примостившегося в полуметре от него. Высказав обиду, президент махнул рукой и повернулся уходить. "Виктор Андреевич, можно вопрос из Беларуси?" Ющенко на секунду заколебался, но в итоге махнул рукой еще раз. И ушел. Пять лет назад после третьего тура, приведшего его на высший государственный пост, атмосфера была совершенно иной.

Сам участок, расположенный на Майдане Независимости в Доме профсоюзов, вполне аскетичен. На стене — программы двух кандидатов одинакового формата и одинакового шрифта, зал со столами, за которыми сидят члены избирательной комиссии, три кабинки и три пронумерованные прозрачные урны. Есть буфет, но в него практически никто не заходил. Выборы для украинцев — это как на работу ходить, не до блинов с водочкой.

…У пресс-центра Тимошенко размах поменьше, и потому яблоку негде упасть. Дописывать эти строки приходится на коленях возле единственной оставшейся свободной розетки. Через полчаса закроются избирательные участки, и будут обнародованы данные шести экзит-поллов. На 20.20 запланирован брифинг Юлии Тимошенко, и все ждут, что скажет героиня "оранжевой революции", которая накануне голосования пригрозила своему оппоненту в случае фальсификаций дать такой отпор, что тому и не снился в 2004-м.

Да, Украина — страна особая. Действующий президент здесь получает рекордно низкое число голосов, лидер оппозиции отказывается от теледебатов с соперником от власти, а представитель(ница) власти говорит о возможных фальсификациях.

Субботним вечером возвращался в гостиницу через Майдан. На вышке Дома профсоюзов электронный термометр показывал минус 10. Именно столько Тимошенко проиграла Януковичу в первом туре. Оказалась ли она способна организовать потепление до положительных отметок — сейчас это главный вопрос украинских выборов.



Пока же Украина похожа на этот автомобиль недалеко от Привокзальной площади Киева: вся в снегу, на распутье и в полной неизвестности.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 1)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева