Госдума России запрещает клонировать человека

Можно подумать, что очутился в одной из серий X—Files: ряды загадочных пробирок, соединенных между собой шлангами и трубками, колбы, горелки...

 

Госдума России сегодня приняла закон, продлевающий запрет на клонирование человека и разрешающий клонировать организмы в иных целях.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, принятый закон вводит временный запрет на клонирование человека, но уже не на 5 лет а до вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека.

Причина запрета остается прежней: «Клонирование человека встречается с множеством юридических, этических и религиозных проблем, которые на сегодняшний день еще не имеют очевидного разрешения».

В ходе работы над законопроектом в него была внесена поправка — законодательно закреплена возможность клонирования не только клеток и организмов в научно—исследовательских целях, «но и выращивание органов для трансплантации, а также клонирование животных», пояснил автор корректировки, первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.

Клон Жириновского спасет человечество?

Кстати, в конце февраля лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил за отмену запрета на клонирование людей. Более того, Владимир Вольфович предложил клонировать гениев, напоминают РИА Новости.

«Ученые должны работать, мы не должны бояться. Клонирование — спасение человечества, замена органов, вышедших из строя. Давайте людей выращивать и у них брать органы на замену. Клонировать надо умных людей, талантливых, должна быть база данных клонированных людей. Мы должны иметь новых Эйнштейнов, Курчатовых, Циолковских, Есениных, Пушкиных», — сказал Жириновский в эфире телеканала «Россия 24».

По словам Жириновского, в России не должно быть никаких запретов на клонирование человека.

«Я буду рад, если смогу клонировать самого себя, чтобы появился второй такой человек, как я. Это будет хорошо, это будет польза для нации», — отметил Владимир Вольфович, добавив, что ЛДПР будет добиваться отмены запрета на клонирование.

У России просто нет технологий

Формально клонирование разрешено в двух странах, обладающих продвинутыми технологиями в области молекулярной биологии, — США и Великобритании, напоминает Неделя.

Терапевтическое клонирование было разрешено в США через несколько дней после инаугурации президента Барака Обамы. В рамках терапевтического клонирования используются человеческие эмбрионы, развитие которых останавливается на 14-й день жизни. Полученный зародыш используется как продукт для получения стволовых клеток. В 2004 году ученые Великобритании получили разрешение клонировать человеческий эмбрион для медицинских исследований, а не репродуктивных или коммерческих целей. Для России задача по успешному клонированию человека является технологически неосуществимой.

А вот власти Южной Кореи готовы снять продолжавшийся три года запрет на исследования с использованием стволовых клеток человека. Представитель президентского комитета по биоэтике Южной Кореи заявил, что исследования, включающие клонирование соматических стволовых клеток, могут быть продолжены в Медицинском центре Ча (Cha Medical Center) при соблюдении определенных условий.

Несмотря на запрет клонирования человека, принятый во многих странах, научная работа в этом направлении продолжается. Долгое время пальму первенства в этой области держали британские, американские и японские ученые, но, похоже, расстановка сил изменилась и лидерство перехватили их южнокорейские коллеги.

Специалистам из Национального университета Сеула еще в 2005 году впервые удалось при помощи клонирования получить полноценный клеточный материал, который можно использовать при лечении тяжелых заболеваний. После пересадки выращенных в лабораторных условиях стволовых клеток на пораженные участки организма больные органы будут восстанавливаться сами.

Журналисты американских изданий побывали в лаборатории, где над процессом клонирования работают генетики, микро- и молекулярные биологи. Будущее человечества вершится здесь, в стенах шестиэтажного здания, принадлежащего Сеульскому Национальному университету.

Майк Хейек, журналист: «Можно подумать, что очутился в одной из серий X-Files: ряды загадочных пробирок, соединенных между собой шлангами и трубками, колбы, горелки... Настоящий кабинет алхимика, только на современный лад. Все работники научной группы облачены в специальные пластиковые костюмы, а вместо стеллажей с фолиантами — компьютеры и «икеевские» полочки с папками».

Тем временем, специалисты задаются вопросом — какой следующий шаг совершат корейцы? Не нарушат ли они договор о запрете на клонирование человеческого организма целиком? Глава группы сеульских ученых доктор Хвонг на днях прилетал в Нью-Йорк, где встречался со своим шотландским коллегой Яном Вилмутом, «папой» овечки Долли. Заверив остальной ученый мир в том, что создание искусственного человека в его ближайшие планы не входит, Хвонг вернулся в Сеул, где вновь заперся в своей лаборатории, погрузившись в собственные изыскания.

Сейчас все работы вновь следует начинать с экспериментов над лабораторными животными, чтобы сократить использование человеческих яйцеклеток. Контроль над исследованиями должен осуществлять независимый наблюдательный совет. Также сотрудникам Медицинского центра Ча необходимо обновить разрешения для всех доноров, ранее пожелавших предоставить свои яйцеклетки для исследований.

Помимо этого, ученым запрещается делать какие-либо заявления о том, что исследования стволовых клеток позволят разработать новые методы лечения заболеваний. Окончательное решение будет принято южнокорейским Министерством по здравоохранению, благосостоянию и делам семьи после того, как Медицинский центр Ча предоставит полную информацию о планируемых исследованиях. Если разрешение будет получено, сотрудники медицинского учреждения смогут продолжить эксперименты, которые начал профессор Хван У Сок (Hwang Woo-suk).

Есть, правда, и обратная сторона «южнокорейского чуда». Бывший сотрудник Национального Университета Сеула (Seoul National University) Хван У находился под следствием. Его обвиняют в нецелевом использовании средств, выделенных государством на финансирование исследований, а также в подтасовке результатов экспериментов по клонированию стволовых клеток человеческих эмбрионов.