Пустое кресло Сноудена прославилось

В Twitter даже появился аккаунт пустого кресла Сноудена. «Чувствую себя опустошенным», — с этих слов начинает рассказ одинокое кресло...

 

Мог ли неожиданно ставший мировой знаменитостью Эдвард Сноуден, обвиняемый в разглашении секретных данных американских спецслужб, дать по меньшей мере 20 «эксклюзивных» интервью за 12 часов полета? На это рассчитывали редакции ведущих мировых СМИ, приобретая билеты на рейс Москва-Куба, пишет РИА Новости.

Пустое кресло Сноудена

Для некоторых охота на «звезду» началась за 20 часов до вылета: караулить автора скандальных утечек начали еще в воскресенье, когда появилась информация, что самолет Сноудена вот-вот приземлится в «Шереметьево». Тем не менее, увидеть неуловимого беглеца не удалось ни одному журналисту, и сообщения ограничились комментариями его соседей по рейсу из Гонконга и информацией о том, что в аэропорту «беженца» посетил посол Эквадора.

Ночное дежурство возле входа в гостиницу, расположенную в зоне вылета в терминале Е, ничего не дало журналистам — те, кому повезло больше, заплатили за несколько часов сна в этой гостинице, не обнаружив ни самого Сноудена, ни следов его присутствия. На ресепшене гостиницы сообщили, что такой постоялец у них не регистрировался.

Остались догадки: ночевал ли Сноуден, паспорт которого ранее аннулировали американские власти, на «нейтральной» территории, или его удалось вывезти за пределы аэровокзала.

Ранний рассвет ясности не принес. Еще в воскресенье было известно, что Сноуден «в облет» Америки отправится в Гавану в 14.05 рейсом аэрофлота SU 150, а оттуда — в Каракас или сразу в Кито (столицу Эквадора), куда не успел в свое время добраться другой знаменитый генератор «утечек» — создатель Wikileaks Джулиан Ассанж. Было известно даже место, на которое Сноуден зарегистрировался еще в Гонконге: 17А в эконом-классе. Причем, некоторые западные СМИ ожидали встретить Сноудена в бизнес-классе и обеспечили своим журналистам более комфортный перелет. С этим знанием журналисты вступили в новый день охоты на Сноудена.

Новостью стал лишь номер выхода на посадку — выход 28 терминала D — вокруг него и сгрудилась группа журналистов, снимая на видео подъехавший к «рукаву» самолет. Вскоре к выходу подошла сотрудница службы безопасности аэропорта, а за ней — и наряд полиции. Журналистов попросили убрать видеокамеры, фотоаппараты и смартфоны, пригрозив забрать их до возвращения или вовсе снять нарушителей порядка с рейса. Впрочем, полиция никого не наказала, и даже подтвердила, что стоящий у рукава самолет — тот самый Airbus A330-200, который должен отправиться в Гавану. То есть — самолет Эдварда Сноудена.

Главная интрига началась с посадки на рейс. Когда первые журналисты вошли в салон, оказалось, что Сноудена там нет. Некоторые говорили, что он мог подняться на борт до этого по техническому трапу во время обслуживания воздушного судна. Журналисты ждали своего героя внутри, а некоторые — по-прежнему возле выхода на посадку. Люки закрыли, объявили подготовку к взлету, самолет выехал на взлетно-посадочную полосу, а Сноудена все не было. Самолет взлетел, судя по всему, без организатора скандальных утечек. Не исключено, что его скрыли в кабине пилота — по крайней мере, об этом много говорили на борту. Но 12-часовое интервью у Сноудена взять не удалось никому.

Рейс, тем не менее, не превратился из рабочего в туристический. Несколько десятков журналистов, рассредоточенных по салону, добросовестно выполняли свою работу, снимая сюжет о пустом кресле Сноудена. Съемочные группы с профессиональными и любительскими камерами и смартфонами сменяли друг друга в коридоре рядом с местом 17А.

Кстати, в Twitter даже появился аккаунт пустого кресла Сноудена. «Чувствую себя опустошенным», — с этих слов начинает рассказ одинокое кресло. «Очень много людей последнее время меня фотографируют. Может мне стоит начать брать за это деньги?». Следующее сообщение гласит: «Журналисты смотрят на меня злобно. Похоже, дедлайны все ближе. Кроме этого, здесь не подают выпивку».

Затем выяснилось, что у кресла есть пагубная зависимость от сигарет: «Отчаянно хочу сигарету, но это некурящий рейс», — сетует пустое место Сноудена. Как утверждает одинокое кресло, на борту показывали фильм «Человек, которого не было». Также кресло поинтересовалось у своих читателей, какие достопримечательности можно посетить в Гаване.

А интервью вместо Сноудена и его предполагаемой провожатой — представителя его «старшего брата» Wikileaks Сары Харрисон — пришлось брать у пассажиров.

В курсе дела оказались далеко не все. «Это он или она? Он? И кто он такой», — спросила одна из пассажиров, которую журналисты попросили прокомментировать ситуацию со Сноуденом.

Другие охотно поддерживали тему скандальных разоблачений. Рвение журналистов, превративших самолет в съемочную площадку, пресек экипаж.

Старший бортпроводник потребовала у операторов посадочные талоны, чтобы переписать номера мест и фамилии. По ее словам, съемка на борту самолета, тем более без согласия пассажиров — это административное нарушение, за это полагается штраф. «Здесь мы составить протокол не можем, но при желании это могут сделать сотрудники полиции по прилете», — сказала она РИА Новости.

Желанный порядок на борту удалось установить достаточно быстро — журналистам было, прямо говоря, нечего отстаивать.

По замечаниям самих репортеров, Сноудену не удастся раз и навсегда перехитрить журналистов, отправив по ложному следу костяк мировых СМИ. Редакциям должно хватить ресурсов еще на 1-2 «подставных» рейса. Корреспондентам, отправившимся на Кубу без ньюсмейкера, теоретически можно попытать счастья в аэропорту Гаваны, а можно навести справки в посольстве Эквадора, если с ними захотят разговаривать. Но, в любом случае, первая операция «эксклюзив» в понедельник массово не удалась.