Опыт соседей. Золотая середина между румынским уездом и советским районом

Реформа административного устройства Молдовы за неполные 25 лет независимости испытала уже несколько трансформаций и до сих пор выглядит незавершенной...


Другие материалы цикла «Опыт соседей»:
Белорусы — за Семашко, а молдаване — за Бисмарка
Надежда Аллы Мунжиу и завтра Беларуси
Политический контекст Молдовы: Штефан Великий и Пушкин в цветах
Расстояние до Болоньи от Минска и Кишинева

Реформа административного устройства Молдовы за неполные 25 лет независимости испытала уже несколько трансформаций и до сих пор выглядит незавершенной.

Валериу СахарнянуОб этом мы беседуем в небольшом кишиневском ресторанчике с депутатом молдавского парламента Валериу Сахарняну.

Мой собеседник представляет правящую либерально-демократическую коалицию и потому с энтузиазмом объясняет необходимость изменения административно-территориального деления страны, которое было осуществлено в конце 90-х годов.

«В советский период Молдову, площадь которой менее 34 тысяч квадратных километров, разделили на 40 районов. Это очень мелкое деление. И совершенно неэффективное с точки зрения задач местного управления и самоуправления», — убежден депутат.

А за час до беседы с Валериу Сахарняну я побывал в офисе Центрального комитета Партии коммунистов Республики Молдова и разговаривал там с заведующим отделом ЦК Виссарионом Чешуевым. И он с неменьшим энтузиазмом критиковал либерал-демократов за ликвидацию «советских» районов и образование вместо них 10 уездов.

Логика такова: укрупнение территориального образования отдаляет местную власть от населения, делает ее менее доступной.

«Вместо 40 райцентров либералы создали 10 уездных «столиц», — констатирует Чешуев. — А подумали, что человеку из отдаленного села даже добраться в уезд непросто для решения какого-то вопроса?»

Достоин внимания и такой аргумент. Большинство «неуездных» городов Молдовы, потеряв прежний административный статус, начали стремительно приходить в упадок.

После победы на выборах в 2001 году компартия «открутила» административную реформу назад: образовано 32 района, муниципии Кишинев и Бельцы, автономное территориальное образование Гагаузия. (По закону «Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова» формально имеются еще «административно-территориальные единицы левобережья Днестра», но фактически эта территория контролируется непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.)

Впрочем, аргументы молдавских коммунистов депутат Сахарняну не считает убедительными. По его мнению, слишком мелкие территориальные образования не обеспечивают автономность самоуправления.

«Приближение местной власти к народу — ширма, за которой скрывались истинные цели возвращения от уездного к районному делению, — убежден парламентарий. — Коммунистическим правительством решались другие задачи: увеличение численности аппарата местных госслужащих и их полная финансовая зависимость от центра».

Тут тоже есть своя правда. Мелкое районное деление подразумевает наличие множества небольших сельских коммун. И сейчас в Молдове полно сел, которые не могут содержать своего избранного начальника — примара. Его финансирует вышестоящая власть. Через такого руководителя легче осуществлять политический контроль над населением.

Аркадие ГерасимНа этом обстоятельстве делает акцент и независимый журналист, ведущий программы «Форум» на радиостанции «Воча Басарабией» Аркадие Герасим:

«Местное самоуправление сейчас никто не хочет реформировать. Сделали два качка туда-обратно и вполне удовлетворились возможностью политического контроля над примэриями, которое предоставляет система мелких административно-территориальных единиц».

Валериу Сахарняну с этой точкой зрения согласен. Будучи членом правящей коалиции, он, тем не менее, критикует правительство за то, что оно тормозит административную реформу:

«На словах признается, что несамодостаточные органы власти нарушают европейские принципы местного самоуправления. Если Молдова стремится к евроинтеграции, то нужно выполнять обязательств перед ЕС о сохранении не менее 70 процентов налоговых поступлений в распоряжении местного самоуправления. Тогда нельзя будет из Кишинева или уездного центра давить на примэрии».

Корнел Чуря Политический аналитик Корнел Чуря вообще считает, что за игрой в «районы-уезды» скрывается геополитический выбор той или иной молдавской власти.

«Ни для кого не секрет, что замена проевропейским правительством в конце 90-х годов районов на уезды была обусловлено не только задачами оптимизации управления и самоуправления в регионах, но и попыткой скопировать румынскую систему местной власти. Точно по этой же причине, — объясняет эксперт, — коммунисты под флагом отказа от «румынизации» страны вернулись к системе районирования территорий».

Корнел Чуря считает неплохим выходом из ситуации предпринимаемую в последние годы попытку образования шести крупных регионов — Центр, Юг, Север, Кишинев, Гагаузия и отдельно Приднестровье.

Каждый регион имеет свой Совет, куда входят руководители районов, бизнесмены, другие влиятельные люди. «Возможно, шесть крупных молдавских регионов — это удачный компромисс между советскими районами и румынскими уездами и хороший прообраз будущей административной реформы страны», — заключает аналитик.

Андрей МариянВ унисон с ним говорил и председатель Дрокиевского района Андрей Мариян:

«Думаю, в административном плане Молдову следует разделить на три крупные области — Север, Центр, Юг — и отдельно Кишинев. Необходимо укрупнять и местные единицы. Сейчас у меня 27 сельских примарей плюс примар города Дрокия. Оптимально было бы иметь 15 примэрий. Тут расчет простой: сегодня один сельский примар примерно на 1000 жителей. Люди за собственные налоги его даже содержать не могут. Численность населения примэрии должна быть не менее 5 тысяч человек».

Прежде чем стать главой района, нужно преодолеть сито выборов в районный Совет. Только потом уже депутаты Совета — их в Дрокии 33 человека (они называются районные советники) — избирают из своего состава председателя района.

Андрей Мариян считает необходимым переходить к прямым выборам районных председателей: «Это обеспечит представление интересов всех жителей, а не партии, которая продвинула тебя в Совет, а также усилит независимость главы местной администрации».

Мы подробно поговорили о финансовом положении молдавских регионов. Оно сегодня незавидно. Все сельские районы дотируются.

«Говорить о финансовой самостоятельности административных единиц до той поры, пока мы не поднимем промышленность, не приходится, — рисует реальную картину дрокиевский глава. — Это сейчас задача номер один».

Он показал мне бюджет района на 2014 год. Всего 9 млн. евро. Примерно треть из них — свои доходы и поступления, еще 6 млн. — дотации государства.

Но! Помимо этих 9 млн. Дрокиевский район в 2014 году получил 8 млн. евро помощи от ЕС. И это повсеместная устойчивая практика после провозглашения Молдовой курса на ассоциацию с Евросоюзом.

«В районе 23 детских садика, — рассказывает председатель. — Получили на их ремонт от Румынии 700 тыс. евро. Подобные социальные и экономические программы осуществляется сейчас в каждом районе».

Наш разговор состоялся незадолго до парламентских выборов 30 ноября, и я задал господину Марияну провокационный вопрос: «Очевидно, что Партия коммунистов и другие пророссийские силы получат хороший результат, может быть, даже победят. Не произойдет ли в таком случае откат Молдовы от евроинтеграции и ее присоединение, допустим, к Союзу Беларуси и России?»

«Это нереалистичный прогноз, — ответил Андрей Мариян. — У Молдовы нет общей границы с РФ, а с Евросоюзом мы граничим и ассоциируемся. Получаем от европейских партнеров огромную материально-техническую и финансовую поддержку для социально-экономического развития. Москва такую помощь Молдове не оказывала и близко даже в те годы, когда у власти 8 лет находилось коммунистическое правительство. Можете хоть завтра посадить в кресло председателя Дрокиевского района сторонника тесной политической интеграции с Россией, но ему достаточно будет один раз заглянуть в строки бюджета, чтобы понять стратегическую значимость европейского выбора Молдовы».

Выборы 30 ноября завершились небольшим перевесом либерально-проевропейской коалиции над лево-пророссийскими силами. Политический статус-кво предыдущего четырехлетия сохранен. Европейская модернизация Молдовы будет продолжена.

Возможно, в этом процессе будет найдена и золотая середина в административно-территориальном делении и реформе местного самоуправления. Так, чтобы местная власть была и не слишком удалена от населения. И так, чтобы она имела достаточно финансовых ресурсов и самостоятельности для решения проблем региона.

Материал подготовлен с помощью MYMEDIA/DANIDA