Высокая мода вышла из моды

Мода больше не элитарна, она стала привычной, как воздух, доступной, как хлеб, демократичной, как кока-кола. Парижская Неделя Haute Couture по-прежнему проходит...

 

Мода больше не элитарна, она стала привычной, как воздух, доступной, как хлеб, демократичной, как кока-кола. Парижская Неделя Haute Couture по-прежнему проходит дважды в год, но она все меньше напоминает ярмарку тщеславия и все больше бьеннале несовременного искусства, пишет Gazeta.ru.

Фото с показа на Парижской Неделе Haute Couture В одном из недавних интервью дизайнер Рикардо Тиши признался, что пока есть всего 29 желающих купить что-нибудь из последней кутюрной коллекции Givenchy. По оценкам специалистов, во всем мире не наберется и трех сотен людей, которые покупают вещи haute couture.

Здесь дело не в цене, а в том, что высокая мода вышла из моды.

Глобализация поразила лозу haute couture, как филоксера: производство в странах третьего мира, громадные тиражи, информация, утекающая с самых закрытых показов по беспроводным каналам – все это не способствует созданию волшебной ауры дорогих глупостей для тесного круга избранных.

Позиции игроков из лиги pret-a-porter de luxe не назовешь выигрышными. Юные модницы не стремятся копить деньги на сумочки и кошельки с гламурным лейблом, они предпочитают тоннами скупать дешевые имитации или продукцию малоизвестных лейблов. Миллионерши уже не тратятся на дорогие аксессуары столь охотно: вокруг так мало знатоков, способных отличить роскошную шагрень от дерматина.

Модные тенденции теперь сметают друг друга со скоростью крепкого штормового ветра, грозящего перерасти в ураганный. Классические модели из славного прошлого домов моды все еще пользуются устойчивым спросом, однако новинки не всегда выдерживают конкуренцию с дешевой продукцией компаний-монстров, работающих в пиратском стиле fast fashion. Быстрая мода, как и быстрая еда, дает возможность насытиться последними тенденциями без ущерба для кошелька. На предвкушение и наслаждение дизайнерскими изысками у современных fashionista не хватает ни времени, ни терпения. Здравый смысл подсказывает, что вещь, выбывшую из эшелона модных, гораздо проще выбросить, чем позволить ей занимать драгоценные квадратные сантиметры гардеробной.

Святая святых, красная ковровая дорожка премии "Оскар" больше не требует роскошных туалетов и туфель стоимостью их эквивалента из золота.

Стилист и костюмер знаменитых "Секса в большом городе" и "Дьявол носит Prada" Патрисия Филд надевает на церемонию вручения наград туфли ценой $45 (собственный дизайн для американской марки дешевой обуви Payless). Конечно, этот прецедент еще не стал закономерностью, но и скандала на мировом уровне не вызвал.

Идя навстречу потребителю, люксовые дома моды друг за другом обзаводятся недорогими линиями, порой сокращая заветные имена на лейбле до односложных: McQ от Александра Маккуина, просто К от Карла Лагерфельда. Цены также заметно сокращены: 60 фунтов за трикотажную футболку и 400 с лишним за натуральный кашемир с лейблом infant terrible британской моды, 120 — 220 евро за джинсы от дизайнера-легенды, который ассистировал самому Пьеру Бальмену.

Комментируя свою коллекцию для шведской сети H&M, Лагерфельд заявил: "Я верю в недорогую одежду и ненавижу слово "дешевый". Я никогда его не произношу. Люди могут быть дешевками, а одежда только дорогой и недорогой, в любом случае дизайн должен быть превосходным. К примеру, дорогие машины и недорогая мебель из Ikea одинаково прекрасно оформлены".

Однако создание новой линии с привлекательными ценами сопряжено с непривлекательными затратами на маркетинговые исследования, производство, логистику, рекламную кампанию, и только потом количество родит "качественную" прибыль. Есть и другой путь – вступить в неравный брак по точному расчету с уже существующими крупными ритейлерами одежды и аксессуаров. По-настоящему демократичной моде место в супермаркете – универсальном магазине одежды.

Сотрудничество "народных" марок с люксовыми лейблами началось еще в прошлом веке.

В успех совместных предприятий верили не все. Космополит, дитя Нью-Йорка, Исаак Мизрахи мечтал завоевать весь мир, ни больше ни меньше, однако в 90-х он с негодованием отмел предложение продавать свои коллекции в универмагах в упрощенном и удешевленном варианте. Теперь одежду от Мизрахи может себе позволить и представительница бомонда, и простая девчонка из Миннеаполиса. Платья (от $24), джемперы (от $14), брючки (от $15) Isaac Mizrahi продают в универмагах Target в каждом из Соединенных Штатов Америки.

В ассортименте британского Debenhams целая обойма модельеров, как малоизвестных за рубежом, так и снискавших мировую славу английскому дизайну.

Впрочем, в массовых моделях от экстравагантности и бунтарского духа Лондона остается немногое. Все вещи практичны и политкорректны, они похожи на подиумные коллекции, как советский сериал о Шерлоке Холмсе с Василием Ливановым на британские экранизации первоисточника. Ассортимент для Debenhams порой гораздо шире того, что модельеры предлагают в рамках именного лейбла. Так, например, в Debenhams представлена мужская линия "Idol" Джулиена Макдональда, творившего ранее только для прекрасного пола. В рубашках с яркими принтами, майках в стиле 70-х, коротких кожаных "бомберах" заявленные задор Мика Джаггера и эпатаж Дэвида Боуи усмирены функциональностью и тактом. То же можно сказать о ценах: 28 фунтов стерлингов за майку и от 180 за кожаные вещи.

Еще один крупный британский лейбл New Look сделал ставку на люксовый дизайн Giles Deacon и подстраховал ее рекламной кампанией с участием Дрю Бэрримор. Теперь актриса рекламирует платья и туники из коллекции Gold, подчеркивающие соблазнительные выпуклости ее сдобной фигурки.

Сомневаться в том, что всю коллекцию расхватают, как горячие пирожки, не приходится: туфли стоят всего 30 фунтов стерлингов, бижутерия от 4 до 15, платья от 30 фунтов.

Едва ли первые клиенты Кристиана Лакруа предполагали, что увидят имя своего кумира на страницах каталога. Но времена меняются, уже с июня этого года оно будет красоваться в миллионах экземпляров La Redoute, а столько же читателей смогут заказать доставку одежды, предметов мебели и интерьера, постельное белье, аксессуары с восхитительным ярлычком "Christian Lacroix для La Redoute". Рискнем предположить, что мэтр занял место приглашенного дизайнера с гордостью, ведь до него для La Redoute работали Пако Рабанн, Карл Лагерфельд, Жан Поль Готье, Эмануэль Унгаро и другие именитые дизайнеры.