Отечественная мода дешевле зарубежной, но доступна ли она белорусам?

Платье от Dior стоит несколько тысяч долларов, а платье от Юлии Латушкиной — до 500 долларов…

 

В Беларуси завершилась уже третья по счету Неделя моды, хотя отечественный модный бизнес, как утверждают специалисты, все еще в начале своего развития. За это время у нас появилась отдельная категория модников, некоторые белорусские дизайнеры смогли «засветить» свои имена, а Belarus Fashion Week превратилась в настоящую модную тусовку. Но могут ли подобные мероприятия сделать моду доступнее для обычных граждан или коллекции создаются лишь для обеспеченной элиты, а рядовые граждане и дальше будут одеваться в турецкий ширпотреб?

Дизайнер Людмила Тараканова (бренд TARAKANOVA) считает, что Неделя моды для дизайнера — это способ «выразить свои творческие идеи на высоком профессиональном уровне, заявить о себе как об авторе и представить свои модели для баеров».

Сразу после Belarus Fashion Week Людмиле Таракановой предложили реализовывать свои модели в минских магазинах. Однако одежда, которую шьет Тараканова, как и одежда других ведущих белорусских дизайнеров, представляет собой, в основном, авторские коллекции, и если она попадет в минские бутики, это еще не значит, что ее будут носить рядовые белорусы.

«Мода создается для людей, которые имеют возможность купить авторские модели», — отмечает дизайнер. В то же время она считает, что дизайнерские вещи тоже могут быть доступными, если известный модельер вместе с авторскими коллекциями будет выпускать, к примеру, промышленную линию маек…

Певица Ирина Видова, наоборот, считает, что мода в Беларуси доступна. Певица рассказала, что была очень удивлена ценам в магазине Белорусского Центра моды: «Там было много интересной, оригинальной одежды по низким ценам. К примеру, современная, красивая кофточка там стоила 120 тысяч, а официальный костюм — 350 тысяч. И эти вещи действительно хорошо сидят».

Ирина также удивлена, что сами белорусы не используют эту возможность хорошо и недорого одеваться. «В центре города у нас люди одеты интересно, а в спальных районах — уже черно-коричневые», — говорит Ирина Видова о стиле минчан.

Сама же она начала обращаться к белорусским дизайнерам еще в 1990-е годы, когда только стала выступать на сцене: «Свои первые сценические костюмы я заказывала в Центре моды у Нади Прищеп и Эльвиры Жвиковой. И я очень довольна работой наших конструкторов, у них хорошая школа. У нас много модельеров, которые могут работать с недостатками фигуры и любую женщину сделать красивой».

Сейчас одежду для сцены и клипов певице шьет Ольга Козина из все того же Центра моды.

Повседневную одежду Ирина Видова покупает в магазинах зарубежных брендов — Dolce&Gabbana, Roberta Scarpa и др. Свой выбор она объясняет тем, что такую одежду можно купить сразу после примерки в магазине, а шить на заказ еще и повседневные вещи слишком утомительно, поскольку нужно постоянно ездить на примерки к дизайнеру.

«На рынках я вообще не могу ничего смотреть. Это же ужас, я не понимаю, что это за одежда и зачем ее вообще привозят», — говорит Ирина Видова.

Певица Инна Афанасьева тоже носит одежду и белорусских, и зарубежных дизайнеров. Правда, с последней белорусской Недели моды певица ушла обиженной, поскольку не смогла попасть на финальный показ Ивана Айплатова.

«Я оставила цветочки и ушла. Мне кажется, организаторам нужно понимать, что они делают, для чего и как. Ко всем нужно относиться уважительно»,— говорит Инна.

По словам певицы, ей пришлось целый час стоять в толпе и в духоте, «непонятными путями» пробираться в зал, имея на руках билет, и в результате узнать, что в зале для нее нет места. Подобная ситуация случилась с Инной и на открытии первой Недели моды.

«Я поклонница белорусской моды и с удовольствием ношу многие белорусские бренды, но, может быть, нужно научиться уважать друг друга? Я могу постоять в толпе, с меня корона не упадет, но все-таки за 35 лет пения на сцене, мне кажется, я все-таки заслужила какого-то уважения и внимания. И когда ты стоишь в толпе и слышишь за спиной, что «мегазвезды стоят и никто их не посадит» — это неприятно», — пожаловалась она.

В гардеробе Инны Афанасьевой очень много одежды от белорусского бренда Rada Style. «Сначала я покупала у них одежду из льна и была удивлена, что она может быть комфортной, так как обычно льняная одежда быстро мнется. Rada может совместить лен и дизайн, эта одежда носибельна. Я это реально ношу, — говорит певица. — Когда я была в этом году на «Славянском базаре», Rada Style подарили мне безумно красивое платье. Когда я его первые раз надела, Саша Солодуха звонил мне еще неделю и говорил, какая я красавица в этом платье. Оно действительно очень красивое и комфортное, в нем чувствуешь себя настолько уютно, что его даже снимать не хочется».

«Еще у меня есть платье Лены Цоколенко. У нее красивые женские силуэты. В ее платьях чувствуешь себя настоящей женщиной, даже если у тебя нет фигуры, в этой одежде она будет», — отмечает Афанасьева.

Певица покупает у белорусских дизайнеров и повседневную одежду, и сценические костюмы, однако любит и зарубежные бренды. В ее шкафу можно найти костюмы Дианы фон Фюрстенберг, повседневную одежду от Gucci, платья Moschino, Escada. «Очень люблю Армани и обожаю бренд Philipp Plein, но у нас его очень мало, эту одежду продают, в основном, в Вене и в Москве», — рассказала Инна Афанасьева.

Однако, по ее мнению, рядовым белорусам даже белорусская дизайнерская одежда не по карману, хоть она и стоит намного дешевле зарубежных брендов: «Если зайти, например, в мой любимый магазин Центра моды, к сожалению, средний потребитель задумается, покупать ли ему эту одежду. У нас некоторые люди живут за миллион, а то и за 700 тысяч в месяц, и тут уже надо подумать, то ли продукты купить, то ли новое платье».

Тем не менее, певица считает, что, несмотря на ограниченные финансовые возможности, белорусы одеваются красиво. «В любом ресторане или клубе можно увидеть очень красивых девушек. Может быть, они одеты не очень богато, но красиво», — заключила Афанасьева.

Телеведущая и модель Ирина Хануник-Ромбальская придерживается обратного мнения и считает, что белорусская одежда все же доступна обычным гражданам.

«Как правило, эти платья стоят не дороже, чем в том же «Паркинге». Мы и для эфира часто покупаем вещи марки LAKBI, которая выпускает одежду делового стиля», — говорит ведущая.

«Конечно, если делать одежду на заказ, то это будет уже другая ценовая категория. Я, например, не могу себе позволить платье от Dior, которое стоит несколько тысяч долларов, но могу купить платье от Юлии Латушкиной, которое будет стоить до 500 долларов. Я не уверена, что оно будет хуже, оно тоже инкрустировано какими-то кристаллами, цепочками, сделано из хороших, дорогих материалов. Это в любом случае ручная работа, эта одежда делается для тебя, и ты не увидишь ее еще на ком-то», — поясняет Хануник-Ромбальская.

По ее словам, иногда белорусские вещи бывают очень дорогими, но они все равно дешевле иностранных.

Белорусы, по мнению ведущей, не используют эту возможность и боятся покупать одежду от белорусских дизайнеров. Самой же Ирине «не стыдно снять пальто, на котором будет написано имя белорусского дизайнера»

В минувшей Неделе моды она принимала участие в качестве модели и представляла финальное платье коллекции марки O.Jen: «Эти платья — для массового потребителя, они гораздо дешевле того же Mango, и среди них много достойных. Они идут, в основном, на Россию, но в ГУМе и ЦУМе их тоже продают, но наши люди иногда боятся заходить в эти универмаги и покупать там вещи. Мне, например, абсолютно не стыдно иногда найти там какой-то платок».

По словам телеведущей, она носит одежду, в основном, белорусских дизайнеров: «Я очень люблю покупать что-то с подиумов. В этом году я не была на шоу-руме, но в прошлый раз купила несколько платьев. Очень люблю заказывать одежду. У меня есть потрясающее пальто от Юлии Латушкиной, и у меня все спрашивают, кто его шил».

От зарубежных брендов Ирина покупает, в основном, аксессуары, обувь, сумки. «Вряд ли у нас можно купить обувь, аналогичную VICINI и Casadei. Но сейчас я заказала сумку от белорусских дизайнеров LAZAR PANASKIN.

Я не могу себе позволить сумку за 4 тысячи долларов от Гуччи, но я не хочу покупать китайскую подделку, которая тоже будет стоить 200 долларов. За эти деньги я могу купить качественную кожаную сумку ручной работы, которая будет качественной и внутри, и снаружи», — говорит Ирина.