Сколько свободы оставят Байнету?

Технически интернет в Беларуси явно развивается, а вот доступ к информации...

Через год с лишним после вступления в силу знаменитого указа № 60, призванного регулировать белорусский сегмент интернета, его пользователи оказались в противоречивой ситуации. Технически интернет в Беларуси явно развивается, а вот доступ к информации и свобода слова хромают.

Напомним, 1 февраля 2010 года Александр Лукашенко подписал указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет». 1 июля 2010 года документ вступил в силу. Параллельно постановлением Оперативно-аналитического центра при президенте и Министерства связи и информатизации было утверждено положение о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению.

С одной стороны, интернет-технологии в Беларуси развиваются — это очевидно.

Растет количество пользователей Байнета — по данным исследования Gemius, аудитория за год увеличилась на 16,73%. Как было отмечено на недавней конференции «Деловой интернет», уровень проникновения интернета в Беларуси по состоянию на август 2011 года составляет 39,9%.

Согласно отчету Information Economy Report 2011, составленному по итогам Конференции ООН по торговле и развитию, Беларусь попала в двадцатку стран, в которых наиболее активно растет количество интернет-пользователей.

«Конечно, мы отстаем от США и стран Западной Европы, — отметил директор научно-производственного частного унитарного предприятия «Надежные программы», председатель совета директоров портала TUT.By Юрий Зиссер, говоря о развитии интернет-технологий в Беларуси. — Но мы далеко опережаем наших соседей по СНГ и уж тем более многие страны Азии. Мы — вполне твердые «середнячки».

Однако с другой стороны, в области свободы слова и доступа к информации ситуация только ухудшается.

В этом году правозащитная организация Freedom House включила Беларусь в список стран с «несвободным» интернетом. В своем докладе организация заявила, что в стране существует цензура в отношении политических и социальных вопросов в сети, а также блокируются сайты, критикующие власть.

Как отмечают многие независимые эксперты, начавший действовать в прошлом году указ № 60, призванный регулировать национальный сегмент интернета, улучшению ситуации отнюдь не способствует.

Не привела в восторг интернет-публику и весть о введении в законодательном порядке административной ответственности (штрафов) за нарушение некоторых положений этого указа.

Впрочем, эксперты не склонны сгущать краски.

«Указ № 60 существует уже второй год. Что-нибудь изменилось? Нет, ничего не рухнуло и не упало, — говорит Юрий Зиссер. — В списке запрещенного доступа болтается всего несколько сайтов. Да и то касается это ограничение лишь государственных учреждений и учреждений культуры и образования. И ответственность за нарушение положений указа была предусмотрена еще в самом указе. И ее, эту ответственность, утверждали полтора года. Так что, можно сказать, что еще поздно утвердили».

Как заметил Юрий Зиссер, меры за нарушение положений указа № 60 «вполне либеральные»: «Во-первых, они распространяются не на пользователей, а на интернет-провайдеров. Во-вторых, штраф предусмотрен в размере от 10 до 30 базовых величин — и это для провайдеров не деньги. К тому же механизм уже давно работает, все отлажено, и вряд ли провайдеры вдруг перестанут соблюдать указ № 60».

С другой стороны, если и рядовой пользователь Байнета не заметит вступления в силу нового законопроекта, то вот для независимых СМИ это может стать источником неприятностей, предполагают некоторые комментаторы.

«Во-первых, до сих пор однозначно не определено, распространяется ли на все типы бизнеса требование указа о размещении сайтов на белорусском хостинге, — заметил медиаэксперт Павлюк Быковский. — А газеты и СМИ, скорее всего, будут рассматриваться именно как бизнес. Между тем до сих пор существуют сайты изданий, которые не перешли в доменную зону .by. Потому что, опять же, есть разночтения относительно того, должны ли они это делать, если не размещают рекламу в интернете».

Таким образом, резюмирует Быковский, к тем юридическим лицам, которые не выполняют положения указа № 60, могут быть применены санкции, предусмотренные поправками в Административный кодекс. «И там получаются довольно большие суммы штрафов, — высказал он свое мнение. — Это может стать еще одним инструментов давления на независимую прессу».

Напомнил Быковский также и о других трудностях, которые принес указ № 60. Главная из них, по его словам — необходимость предъявления паспорта при пользовании местами коллективного доступа в интернет. Хотя это, по словам чиновников, мелкая формальность, однако народу не нравится. К тому же это негативно влияет на бизнес гостиниц и кафе, которые вынуждены либо требовать паспорта у своих клиентов, либо отказывать им в бесплатном доступе в интернет.

«Не стоит забывать и о списках ограниченного доступа к сайтам, содержащим так называемый нежелательный контент. Если первый список (касающийся доменной зоны .by) пуст, то во втором — около 35 сайтов», — добавил эксперт.

Впрочем, интернет в Беларуси регулируется не только законодательно. Белорусские спецслужбы научились довольно активно препятствовать проведению акций протеста. Это стало очевидно еще в день выборов президента 19 декабря 2010 года и усилилось во время летних и осенних акций, проводившихся интернет-сообществом «Революция через социальную сеть».

Инструментарий довольно разнообразен. Это и банальное точечное блокирование доступа к социальным сетям, оппозиционным сайтам, и создание в социальных сетях аккаунтов провокаторов, от имени которых распространяются как порочащая организаторов акций информация, так и недостоверные сведения о местах и времени проведения акций.

При этом главный инструмент — контроль государственного предприятия-монополиста «Белтелеком» за доступом к внешнему шлюзу. «Хотя «Белтелеком» и отрицает факты блокирования доступа к тем или иным сайтам, такие факты задокументированы, потому можно утверждать, что во время определенных политических событий — таких как акции протеста — на некоторое время в Беларуси отключаются оппозиционные ресурсы», — констатирует медиаэксперт.

Отметим, что Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ в Минске в конце октября подчеркнул: Беларусь научилась бороться с «революциями через социальные сети».

«Здесь нет никакого страха, здесь нет никаких запретов. Мы ни в коем случае не закрываем интернет, блоги, страницы в социальных сетях. Мы никому не противодействуем. Пожалуйста, говорите, обсуждайте. Но если это противозаконное действие, мы соответствующие меры принимаем», — сказал белорусский руководитель.

Впрочем, как замечают специалисты, такого рода препятствия легко преодолимы. Так, например, не составляет проблемы зайти на заблокированный сайт при помощи анонимайзера. Для участников акций протеста социальные сети, в которых «работают» провокаторы, являются не единственным средством координации. А провокаторов другие юзеры научились довольно неплохо вычислять.

Потому, по словам экспертов, единственный вариант для белорусских властей приостановить как деятельность оппозиционных интернет-СМИ, так и координацию «сетевых революционеров» — это отключить интернет в принципе.

И благодаря монополии государственного оператора в принципе это вполне реально. «Полное отключение интернета в Беларуси — единственный способ не оставить вариантов обхода запретов властей пользователями, — поясняет Быковский. — Однако в этом случае перестанут работать и многие функции, которые используются для управления государством».

Таким образом, сценарий полной интернет-изоляции специалисты все же отвергают. Это, однако, вовсе не означает, что чиновники и спецслужбы и дальше не будут пытаться взять Байнет под колпак.

«Полное отключение — слишком заметный и негативный шаг, а легко преодолимое закрытие сайта для доступа — паллиатив, — считает медиаэксперт. — Так что, на мой взгляд, свобода в интернете у нас, несмотря ни на что, сохранится».

Но вместе с тем, добавляет собеседник, будут и досадные ограничения. Хотя в целом Байнет останется относительно свободным, он не будет настолько свободным, как был до указа № 60.