Музыканты обиделись на власть и создают рок-профсоюз

 

Игорь ШЕВЧУК

 

На электронный адрес редакции "Белорусских новостей" пришло открытое письмо от ряда белорусских исполнителей и групп, которое мы посчитали нужным привести полностью.

"Мы, белорусские музыканты, считаем необходимым высказать недоумение и озабоченность по поводу прессинга, который испытываем уже два месяца, прошедших после 21 июля 2004 года. В этот день мы, группы "Палац", Drum Ecstasy, "Нейро Дюбель", N.R.M., Дмитрий Войтюшкевич, ZET и Pomidor/OFF выступили на концерте, приуроченном к 10-летию правления Александра Лукашенко. Хотим особо подчеркнуть, что митинг и концерт на площади Бангалор были официально разрешены властями. Однако уже на следующий день мы стали ощущать на себе последствия участия в этой акции.

Наши концерты отменяют в последний момент под надуманными предлогами, а то и вовсе запрещают. Работники телевидения и радиостанций неоднократно говорили нам, что существует некий запрет на упоминание в информационных блоках и трансляцию песен групп-участников концерта на площади Бангалор в государственных электронных и печатных СМИ (газеты "Рэспубліка", "Советская Белоруссия", "Звязда" и т.п., ТВ: Первый Национальный, ЛАД, СТВ, ОНТ; радио:Первая и вторая программы Национального радио, "Радиус FM", "Пилот FM", "Радио Минск", "Новое Радио"). Также осуществляется давление на руководства коммерческих радио и единственного в республике Первого музыкального канала. В этом несложно убедиться: достаточно позвонить в эфир любой из перечисленных FM-станций и попросить поставить песню одной из "опальных" групп. Вы получите отказ.

Мы чувствуем себя так, как если бы нам связали руки, поставили на цыпочки и накинули петлю. Вроде и не повесили, но и жизнью это не назовешь. Поэтому мы хотим сделать следующее заявление:

1. Мы не являемся оппозицией, но имеем гражданскую позицию. И эта позиция заключается в том, чтобы жить и свободно работать в своей стране.

2. Мы законопослушные граждане и выполняем законы даже когда они направлены против нас. Однако сейчас мы столкнулись с "телефонным правом" советских времен. И потому мы хотим знать, на каком основании нас запрещают, что мы нарушили.

3. Мы озабочены действиями властей, направленными против современной белорусской музыки. Мы знаем, что Министерство культуры разрабатывает новое положение: перед каждым выступлением нужно будет согласовывать (или "литовать", как говорили при советском строе) репертуар участников концерта. Принятие этого положения Советом министров Беларуси — вопрос времени. После этого некое жюри получит возможность запрещать любые концерты белорусских рок-групп. Считаем эти действия неправомерными и противоречащими принципам свободы слова.

4. Мы обращаемся к общественности, тем, кому не безразлична данная ситуация, с просьбой направить письма поддержки группам по адресу tut.by.

А также задать госчиновникам вопрос "Почему запрещаются группы?"

5. Представителей СМИ просим провести журналистское расследование, в результате которого ответить на вопрос: кто обращался на радиостанции страны и отдавал приказ не пускать в эфир группы, выступившие на митинге 21 июля, кто и на каких основаниях запрещает сейчас этим группам участвовать в концертах? Если никакого запрета нет — пусть нам об этом официально скажут. Итоги расследований попросим опубликовать.

6. Мы планируем объединиться в творческое объединение "Белорусская уния музыкантов" (БУМ), чтобы бороться вместе и поддерживать молодые группы, которые испытывают проблемы с организацией концертов. Всех, кто солидарен с нами в стремлении свободно жить и работать в Беларуси, призываем присоединяться к нашей инициативе.

Пытаясь разобраться в ситуации, корреспондент "Белорусских новостей" обратился к начальнику управления искусств Министерства культуры Михаилу Козловичу с просьбой прокомментировать вышеупомянутое письмо.

— Я письма этого не видел, поэтому ничего комментировать не могу, — последовал ответ чиновника.

— Речь идет о прессинге, который испытывают на себе группы "Палац", Drum Ecstasy, "Нейро Дюбель", N.R.M., Дмитрий Войтюшкевич, ZET и Pomidor/OFF после концерта 21 июля, приуроченного к 10-летию правления Александра Лукашенко.

— Я слышал об этом концерте, но совершенно не понимаю, при чем здесь Министерство культуры?

— Я думаю это связано с проблемой получения гастрольных удостоверений для проведения концертов этих групп.

— Выдачей гастрольных удостоверений занимаются местные органы власти. В частности отделы культуры горисполкомов. В Минске этот вопрос решает управление культуры Мингорисполкома. Спросите там.

— Опубликовано ли где-нибудь новое положение "О порядке организации гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь", которое предусматривает возможность создания при отделах культуры художественно-экспертных комиссий для прослушивания и просмотра репертуаров исполнителей?

— Нет, это положение пока не вышло и поэтому нигде не опубликовано.

Звоню в одно из концертных агентств с просьбой прокомментировать письмо белорусских музыкантов.

— Я видел это обращение, — сообщает мой собеседник. — Могу прокомментировать при условии, что вы не будете называть мою фамилию и ссылаться на нашу компанию.

— Договорились.

— Я не думаю, что отсутствие "Палаца", Drum Ecstasy, "Нейро Дюбеля", N.R.M., Дмитрия Войтюшкевича, ZET и Pomidor/OFF в радио- и телеэфире сильно задевает этих музыкантов. Их и раньше крутили не так часто и не в самое лучшее время. Другое дело — запрет на концерты. В нашей стране музыканты не зарабатывают отчислениями от ротаций их композиций на радио и ТВ. Главный источник финансовых доходов исполнителей — концерты. Вот здесь им действительно после 21 июля перекрыли кислород. Наверно, чтобы не дразнили гусей. Я думаю, это продлится до середины октября, максимум до ноября. Пройдет референдум, и чиновники перестанут быть такими бдительными.

Пытаясь выяснить, кто же конкретно распорядился "не пущать", интересуюсь у специалиста отдела искусств управления культуры Мингорисполкома Ольги Лукашук:

— Существует ли сегодня проблема с выдачей гастрольных удостоверений для групп "Палац", Drum Ecstasy, "Нейро Дюбель", N.R.M., Дмитрия Войтюшкевича, ZET и Pomidor/OFF после их совместного концерта 21 июля 2004 года на площади Бангалор?

— Я ничего об этом не знаю.

— А почему запретили выступление белорусских музыкантов 17 сентября в совместном концерте с Вячеславом Бутусовым?

— Никто ничего не запрещал. Мингорисполком давал разрешение на проведение концерта российско-белорусских музыкантов.

— Давать-то давал, — поясняет директор группы N.R.M. и руководитель концертного агентства "Линия звука" Владимир Шаблинский, — только в нем с белорусской стороны фигурировали группы "Краски", "Ляпис Трубецкой" и т.д. Никому из музыкантов, принимавших участие в концерте 21 июля 2004 года, вместе с Вячеславом Бутусовым 17 сентября выступать не разрешили. Никто вам настоящей правды не скажет. Мне, как директору группы N.R.M., не раз приходилось отвечать на вопросы чиновников от культуры: "А что такое "Незалежная Рэспубліка Мроя"? От кого она незалежная?" Группа N.R.M. имеет давние проблемы с разрешением на проведение концертов.  Мы привыкли к подобному прессингу и научились выживать. Гораздо больнее негласный запрет на концерты ударил по другим музыкантам. По "Палацу", например. В прошлом году на празднике города они выступали на нескольких площадках. В этом, увы, все изменилось.

— Как творческое объединение "Белорусская уния музыкантов" (БУМ), о создании которой говорится в письме, будет противостоять произволу чиновников?

— "Белорусская уния музыкантов" будет общественным объединением со статусом юридического лица. Это своеобразный профсоюз рок-музыкантов, который призван координировать и отстаивать их интересы. Мы будем бороться за свои интересы на другом уровне. Запретить концерт, например, Саши Куллинковича легко, а закрыть целое общественное объединение — сложнее.