Небесный суд опередил земное правосудие

5 марта похоронили криминального авторитета Владимира Бирюкова. Могилу для него на Минском кладбище Бобруйска вырыли рядом с могилой отца...

5 марта похоронили криминального авторитета Владимира Бирюкова. Могилу для него на Минском кладбище Бобруйска вырыли рядом с могилой отца, как и завещал сам Биря — именно под этим прозвищем Бирюков был известен криминальному миру и правоохранительным органам.

Проследить за проводами в последний путь вора в законе пришли и люди в погонах — но наблюдали за происходящим на расстоянии. По информации, полученной «Белорусским новостями» в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД Беларуси, российский криминалитет в Бобруйск на похороны Бири не поехал.

«По нашим данным, «коллеги» попрощались с усопшим в Москве. В Беларусь они ехать опасаются, знают, что здесь их ожидает суровый прием. Тем не менее, сотрудники милиции контролировали ситуацию в Бобруйске, чтобы похороны не превратились в сходку криминальных лиц», — отметили в ГУБОП.

 

Догадаться о том, кого сегодня хоронили в Бобруйске, случайные свидетели траурной процессии могли по недвусмысленной надписи на одном из венков — «ОТ БРАТВЫ».

«И кто такой этот Бирюков, что все вы кинулись о нем писать?» — спросили меня в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД Беларуси. Да уж, действительно, почившему «вору в законе» уделили немало внимания все СМИ: от центральных до бульварных.

Владимир БирюковВладимир Бирюков, он же Бирюк или Биря из Бобруйска — самый богатый выходец из Беларуси, получивший сомнительный титул «вор в законе». Причем состояние имело вполне легальное происхождение. Его отец — гражданин Израиля, оставил сыну заводы и пароходы, виллы и солидные счета в банках. Казалось бы, езжай, парень, на историческую родину и пополняй семейный капитал. Но не тут-то было. В Бобруйске Биря активно трудился на криминальном поприще.

По информации правоохранительных органов, в начале 90-х годов Бирюков с подельниками промышлял вымогательством, мошенничеством. Все, разумеется, в крупном и особо крупном размерах. Тогда же он обложил данью коммерческие структуры Бобруйска и даже госпредприятия. Деньги исправно поступали в бандитский «общак». Говорят, бобруйская «братва» подумывала выдвинуть своих представителей в органы местной власти. Однако милиция перечеркнула эти грандиозные планы.

Чтобы избежать принудительного заселения в казематы Бобруйской крепости, Бирюков в спешном порядке бежал из Беларуси. Какое-то время он жил в Ашкелоне, получив вид на жительство в Израиле, а вот в предоставлении гражданства на земле обетованной ему отказали.

Тогда Биря отправился в Россию. Прежде всего, надо было как-то легализоваться, ведь он знал, что белорусская милиция объявила его в розыск.

По нашей информации, полученной из надежных источников, российский паспорт Бирюков получил в 2001 году, женившись на гражданке России. Был тот брак фиктивным или настоящим, теперь узнать невозможно — несколько лет назад женщина умерла.

В 2003 году Бирюкова задержали в Москве. Белорусская сторона потребовала его экстрадиции. Но задержанного быстро отпустили. Мол, преступления Бирюков совершал в Бобруйске, а в Москве он — уважаемый гражданин с российским паспортом в кармане.

Почувствовав себя в полной безопасности, в 2004 году Бирюков начал операцию по скупке коммерческой недвижимости в Бобруйске. Для этого «гешефта» он нанял двух зиц-председателей. Те старательно выполняли волю криминального деятеля: сперва за его деньги покупали здания, затем ремонтировали их, сдавали в аренду площади и получали с этого немалый доход, который также по указаниям Бирюкова пускали в оборот. Вот только оборот этот был нелегальным, за что зиц-председатели ответили перед судом в прошлом году.

Тогда же было выделено отдельное уголовное дело в отношении Бирюкова. Теперь уже ему и осужденным инкриминировались экономические статьи Уголовного кодекса: ч.3 ст.233 — незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере, ч.2 ст.243 — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере и ст.235 — легализация доходов, добытых преступным путем. Бирюков по-прежнему числился в международном розыске.

И 19 февраля этого года его задержали сотрудники московской милиции. А в прокуратуре повторился сценарий шестилетней давности: перед российским законом чист, следовательно, может быть свободен. Правда, сомнения некие у москвичей остались: отпустив задержанного, начали проводить проверку обоснованности получения им российского паспорта.

Разумеется, белорусскую сторону обескуражило решение московского окружного прокурора. Вероятно, готовилось более внушительно досье на Бирю, чтобы уж третье задержание в Москве завершилось экстрадицией в Беларусь.

Но тут в ситуацию вмешались высшие силы. В минувшую субботу из Москвы пришло известие: Владимир Бирюков умер. Как сообщали, собственной смертью от острой сердечной недостаточности.

Уж очень как-то «вовремя» все случилось. С одной стороны, 45 лет (а именно столько Бирюкову) — критический возраст для мужчин, когда инфаркты и прочие сердечные болячки уносят их жизни. А у Бири поводов для волнений и стрессов хватало. К тому же любил он выпить побольше напитков покрепче.

С другой стороны, Бирюков прекрасно понимал: рано или поздно, но в Беларусь его экстрадируют, а этого ему меньше всего хотелось. Поэтому возникает вопрос: а не инсценировка ли это?

«Мы не ограничились визуальным опознаем. Проведены все необходимые экспертизы и теперь точно известно, что умерший — Владимир Бирюков», — заверили корреспондента «Белорусских новостей» в ГУБОП МВД Беларуси.

После смерти Владимира Бирюкова картотека борцов с оргпреступностью станет немного тоньше. Что касается подельников Бири, то им в любом случае придется ответить за свою «долю» дел.

По слухам, у Бирюкова есть сын. Жаль парня. Ведь что касается имущества Бири, то, по складывающейся практике, все, что нажито криминальным путем, обращается в доход государства. В частности, так распорядились имуществом «морозовцев». А титул «вора в законе» по наследству не передается.

Кстати, «криминальный престол» в Беларуси пуст. Успевшие сбежать в Россию «коронованные особы» родину объезжают стороной, а их местная свита либо отошла от дел, либо находится там, куда суд определил ее на постой.