Громкое дело. Какое наследство оставил вор в законе Биря

Его считают «легендарной личностью», а состояние оценивают в 10 миллионов долларов…

В Беларуси расследуется уголовное дело в отношении организованной преступной группировки, у истоков создания которой стоял ныне покойный бобруйский вор в законе Биря. Новый лидер ОПГ прозвищ не имел, в белорусском криминальном мире его называют уважительно Иванычем и считают «легендарной личностью», состояние которого оценивается в 10 миллионов долларов… 

 
Сергей Молнар, он же Иваныч

Официальные комментарии по этому уголовному делу скупы. Как сообщила Naviny.by официальный представитель Следственного комитета Беларуси Юлия Гончарова, дело находится в производстве Главного следственного управления. Обвинения предъявлены 34 лицам, все они заключены под стражу.

Дело расследуется по ряду составов преступлений. Следователями и оперативниками принимаются все меры по обнаружению и изъятию материальных ценностей обвиняемых, полученных в результате преступной деятельности.

По сведениям Naviny.by, в числе инкриминируемых статей имеется и 285-я УК РБ — «Создание преступной организации либо участие в ней». Официальный представитель СК подтвердила эту информацию. А это значит, что речь идет не просто об ОПГ, а о преступной организации (ПО), что значительно отягчает участь фигурантов дела. Только за создание и руководство преступной организацией предусмотрена ответственность от 5 до 13 лет воли не видать. Рядовому участнику организации светит срок от 3 до 7 лет.

По сведениям Naviny.by, главным фигурантом этого уголовного дела является житель Бобруйска Сергей Иванович Молнар. Ему около пятидесяти лет, в прошлом мастер спорта по боксу, женат, имеет сына. О судимостях ничего не известно. В белорусском криминальном мире он имеет статус «положенца», то есть «находится на положении вора в законе».

Говорят, он был с детства дружен с Владимиром Бирюковым, он же вор в законе Биря. Бирюков был «коронован» в 1996 году при активном участии уроженца Бобруйска Льва Эпштейна, которого в преступном мире знали как вора в законе по прозвищу Лева Бельмо. 

 
За столом с сигаретой вор в законе Лева Бельмо, передний план: в сером свитере «положенец» Молнар,
рядом с ним в серой куртке вор в законе Биря

Бирюкова называли самым богатым белорусским вором в законе, который создал одну из крупнейших в Беларуси ОПГ. Умер Биря в феврале 2009 года в Смоленске от сердечной недостаточности. Похоронили его в Бобруйске. До самой смерти он находился в межгосударственном розыске за занятие незаконной предпринимательской деятельностью и легализацию преступных доходов на территории Беларуси.

Биря был криминальным авторитетом «новой формации»: добытые его группировкой средства не лежали мертвым грузом в «общаке», а в основном инвестировались в недвижимость. Известно, что после смерти вора в законе правоохранителями было арестовано его и других участников ОПГ имущество на сумму свыше 13 млрд рублей. На то время это составляло примерно 5 млн долларов.

Сергея Молнара называли правой рукой Бирюкова, но при жизни «криминального генерала» он оставался в тени. Из тени его «вывели» наши борцы с организованной преступностью. По неофициальным данным, аресты членов группировки начались весной прошлого года. Сперва под стражей с обвинением в вымогательствах оказались восемь человек. Потом арестовали группу из двадцати человек, среди которых оказался и сын покойного вора в законе Бири Павел. Примерно в сентябре взяли Молнара и еще нескольких сотоварищей.

По неподтвержденной информации, фигуранты обвиняются в рэкете, мошенничествах с недвижимостью, разбоях и похищении людей.

В белорусском криминальном мире Молнара причисляют к долларовым миллионерам, которому якобы принадлежит жилая недвижимость и увеселительные заведения в Бобруйске, Минске, Москве и дальнем зарубежье на десять миллионов долларов. Якобы он лично знаком с десятками российских и грузинских воров в законе и принимал участие в сходках в Марокко, Турции, ОАЭ. Сам же на воровской статус претендовать не мог из-за службы в армии.

В тоже время, утверждает криминальная молва, Молнар намеревался ввести в воровскую семью своего ставленника Дениса Макса, он же Дэн Бобруйский, но неудачно. 

 
Денис Макс и Сергей Молнар

Макс также оказался в числе фигурантов этого уголовного дела. Он находился в межгосударственном розыске. В конце декабря прошлого года Дэна задержали в Подмосковье с чужим паспортом. После задержания он неосмотрительно под видеозапись назвался «вором», хотя таковым не имел права называться. О его экстрадиции на родину ничего неизвестно.

Профессиональный криминальный мир любит разного рода легенды с «героями своего времени». Следствие же работает с фактами, а их наберется, очевидно, не на один десяток томов. В чем нет сомнений, так это в том, что дело непростое, многоэпизодное и затяжное — с большим количеством обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

Судя по аналогичным историям прошлым лет, например, делу о банде Морозова, некоторые члены которой до сих пор в бегах, следствию также придется найти ответ на вопрос, что (или кто) способствовало как минимум пятилетней преступной деятельности бобруйской группировки. При условии, конечно, что вина каждого фигуранта будет доказана судом.

Фото агентства «Прайм Крайм»