Активиста «Говори правду» судят за распространение наркотиков и порнографии

Сам Игорь Михновец называет обвинение произволом и говорит, что готов это доказать.

14 декабря в суде Партизанского района Минска начался процесс по обвинению в незаконном обороте наркотиков, совершенного организованной группой. Санкция статьи предусматривает до 15 лет лишения свободы. Среди пятерых фигурантов дела — активист «Говори правду» Игорь Михновец. Он называет обвинение произволом и говорит, что готов это доказать.

Согласно обвинению, все пять подсудимых причастны к распространению, а некоторые и к изготовлению наркотиков и психотропов. Количество закладок, как указано в материалах дела, превышает сотни.

За месяц «минер» мог заработать около 40 млн рублей

Один из фигурантов, минчанин Максим Толмачев, заключил досудебное соглашение. На процессе он подробно зачитал, как зарабатывал деньги на наркотиках. Надо сказать, что по слогу его речь напоминала, скорее, краснодипломника юрфака БГУ, чем выпускника колледжа Белкоопсоюза.


Максим Толмачев

Весной 2014 года молодой человек потерял работу — ресторан «Журавинка», где он работал официантом, закрыли. Найти легальную работу, по его словам, за несколько месяцев он так и не смог. На сайте, где рекламируются магазины по распространению психотропов, его заинтересовала вакансия «минера» в «Al Capone shop». Парня устроили условия и зарплата — за одну закладку обещали платить по 50 тысяч рублей.

Долго над предложением Толмачев не думал, и 15 сентября 2014 года получил первую партию курительных смесей. Его дебют работодатели оценили в 2,5 млн рублей. В среднем за день Максим успевал спрятать в тайниках по 30-40 пакетов. Ежемесячный доход при таком раскладе должен был превысить 40 млн рублей.

«Оператор Al Capone моей работой был доволен — закладки, которые я оставлял, практически не пропадали. Также я хорошо описывал место тайника, клиент без проблем мог его найти, — рассказал в суде Максим Толмачев. — Кроме того, сам я к наркотикам был равнодушен. Периодически пробовал курительные смеси, чтобы не потравить людей. Иногда нюхал «Скорость», чтобы взбодриться, но постоянно я не употреблял».

В октябре 2014 года ему доверили не только раскладывать курительные смеси и психотроп «Скорость», но и заниматься изготовлением. Подробный рецепт ему отправил Al Capone. Личность этого человека следствие, кстати, не установило. Известно только, что он находится за границей. Он же оплачивал работу Толмачева — сначала оставлял деньги в тайниках, потом перечислял на банковскую карточку, реальным владельцем которой был россиянин, который добровольно продал ее людям Al Capone.

Толмачеву доложен был передавать готовый продукт другим «минерам» через тайники. Имена «коллег» подсудимый не знал — все работали анонимно. Однако одно имя в суде он все-таки назвал: «Игорь с ником svoboden-2013». По материалам дела, это имя принадлежало Игорю Михновцу.

Игорь Михновец
Игорь Михновец

«Я несколько раз оставлял для него крупные партии курительных смесей — по 200 грамм», — рассказал Толмачев. По его словам, этого объема хватало примерно на 50 доз.

19 ноября 2014 года Максим Толмачев отправился на «работу» — раскладывать курительные смеси по тайникам. На улице Волгоградской к нему подошли два сотрудника милиции, сказали, что разыскивают преступника по приметам и попросили показать документы. Толмачев не стал скрывать, что у него с собой наркотики. Более того, добровольно сообщил, что дома психотропов еще больше.

«Я раскаиваюсь. И согласился сотрудничать со следствием, потому что не хочу больше иметь отношения к распространению наркотиков, — заявил он в суде. — Просто у меня была маленькая дочь, ей нужны были средства на лечение. Другую работу я тогда найти не смог».

На вопрос, сколько денег успел заработать Толмачев за три месяца такой «работы», он ответить не смог. «Al Capone мне еще остался должен, — заявил подсудимый. — Я покупал обувь, оплачивал съемное жилье… Не могу сказать, сколько заработал».

На момент задержания у него изъяли телефон iPhone 6 и ноутбук MacBook Air. В 2014 году стоимость этих двух гаджетов превышала 2 тысячи долларов.

Никого лично из других обвиняемых по делу Максим Толмачев не знал. Но свою вину по ч. 4 ст. 328 УК (незаконный оборот наркотиков организованной группой) он признал полностью.

«В протоколах нет многого из того, что я говорил следователям»

Уроженец Луганской области Евгений Кривошапко, который также является фигурантом уголовного дела, в Беларусь приехал в 2013 году — на заработки, нелегально занимался строительством, регистрации не имел. Осенью 2014 года остался без работы. Как и Толмачев, нашел объявление в интернете, что в магазин «Al Capone shop» требуется «минер».

Эта работа ему подходила — первый раз наркотики попробовал в 19 лет, до задержания употреблял «Скорость» практически каждый день. Залог в 5 млн рублей, который требовался для трудоустройства, Кривошапко одолжил у Игоря Савича, он также проходит обвиняемым по делу.

С Игорем Михновцом Кривошапко познакомился, когда они жили по соседству в Боровлянах. Потом стали вместе снимать квартиру в Каменной горке. О том, что Евгений решил зарабатывать на наркотиках, Михновец, по его же словам, узнал в конце октября.

«Что я тогда сказал тебе на это? — спросил он у Кривошапко в суде. — Я сказал: «Появятся вопросы — будешь сам отвечать».

С Al Capone Кривошапко общался через мессенджеры. Поскольку с его телефона зайти в интернет было невозможно, а ноутбук он отвез дочери в Украину, то пользовался техникой Михновца и его же аккаунтами в социальных сетях.

Украинец в основном занимался расфасовкой готовой курительной смеси, но один раз Al Capone попросил его сделать наркотик — реагент, спирт и подробную инструкцию передал через тайник. Провести операцию Кривошапко, как он сказал в суде, решил в квартире, которую на несколько дней снял для Михновца — на тот момент приятели уже разъехались.

Приготовлением наркотика Евгений занимался на кухне ночью 23 ноября, когда Игорь Михновец и его девушка уже спали. На утро Кривошапко успел сделать около 20 закладок в районе Цны и вернуться в квартиру Михновца.

Ближе к обеду Михновец почувствовал себя плохо, начал терять сознание и повторять: «Вы меня отравили!»

«Сейчас я предполагаю, что пары реагента могли осесть на продукты, ведь я готовил наркотик на кухне, поэтому Михновец и отравился, — отметил Кривошапко. — Я сам также почувствовал недомогание».

Сотрудники скорой помощи сразу определили, что причина отравления — наркотики, и заявили, что будут вызывать милицию. В этот момент Кривошапко и девушка Михновца решили быстро покинуть квартиру, при этом на кухне оставались пакеты с курительной смесью, весы и другие предметы для изготовления наркотика.

Пакеты с курительной смесью, которые Кривошапко унес с собой, он отдал приятелю Игорю Савичу, которому по-прежнему должен был 5 млн рублей. Тот курительные смеси принял и лишних вопросов не задавал, хотя до этого о «работе» Кривошапко ничего не знал. Забегая вперед отметим, что Савич свою вину по ч. 4 ст. 328 УК полностью не признает.

Вечером 26 ноября 2014 года Евгений Кривошапко был задержан. И его первые показания сильно отличаются от того, что он сказал в суде.

Именно Михновца он называл единственным поставщиком наркотика. Утверждал, что 23 ноября делал курительную смесь вместе с ним, Савичем и Ильей Гагариным, это пятый обвиняемый по делу. Информацию с адресами закладок оставлял в блокноте Михновца, о чем тот позже сообщал Al Capone.

На вопрос, почему его показания так существенно отличаются, Евгений Кривошапко пояснил: «Я спрашивал у следователя, почему в протоколе нет многого из того, что я говорил. Он на это улыбнулся и ответил: «Мы лучше вас знаем, что вносить в протокол». Меня подвели, можно сказать, к таким показаниям. Сказали, вали все на Михновца, тогда будет ч. 1 ст. 328 УК, выйдешь под подписку. Это уже потом мне адвокат сказал, что здесь ч. 3, а не ч. 1, поэтому никто меня не отпустит. По поводу Савича то же самое. Получается, и его оговорил. Правдивые показания я дал сейчас в суде».

Он признает, что занимался изготовлением и распространением наркотиков, но отрицает причастность к преступной группе.

«Если бы здесь был Al Capone и его операторы, другое дело. Но мы никакой организованной группы не представляем», — заявил обвиняемый на суде.

Михновец: проведено 66 экспертиз, и ни одна не подтверждает мою виновность по наркотикам

Обвиняемый Игорь Михновец, чье имя чаще всего звучит в суде, еще в начале процесса попросил привлечь в качестве свидетеля заместителя главного редактора газеты «Народная воля» Светлану Калинкину. Суд ходатайство отклонил. Но мы поинтересовались, что Светлане известно о подсудимом.

«Игоря Михновца я знаю заочно по письмам в редакцию, когда бывший политзаключенный Николай Автухович отбывал наказание в Ивацевичской колонии. Михновец тогда сообщал журналистам об условиях содержания в ИК. Потом контакты прервались, — говорит Калинкина. — Что касается уголовного дела по наркотикам, меня вызывали по этому поводу в Следственный комитет. Михновец писал мне в Фейсбуке, что готов предоставить какую-то информацию о противоправных действиях правоохранителей, которые поощряют этот бизнес. Но я тогда это сообщение пропустила. Больше он мне не писал и вспомнил об этом сообщении только тогда, когда он оказался под стражей. Честно говоря, мне кажется, что он таким образом просто хочет привлечь внимание к своему делу».

Николай Автухович хорошо помнит Михновца по колонии № 5 в Ивацевичах.

«Это очень активный человек, который постоянно борется за справедливость, — говорит он. — В колонии у него был особый статус — «бродяга», это значит, с его мнением зеки считались. При этом он принципиально не сотрудничал с администрацией и поддерживал тех, кто боролся за свои права. Он передавал информацию на волю, в том числе и журналистам, о том, что реально происходило в ИК. Мог ли он быть причастен к наркотикам? Не берусь судить. Мы не были близкими друзьями. Но вообще Игорь очень осторожный человек».

О прошлом Михновца известно, что он четыре раза был судим: в 1995 году — за кражу и умышленное уничтожение имущества, в 1997-м — за вымогательство имущества, в 2000-м — за разбой плюс снова вымогательство, в 2010-м — за мошенничество. Сам признает только первые два приговора.

На вопрос судьи, работал ли он официально до взятия под стражу в 2014 году, заявил: «Да, в компании «Говори правду». — Кем? — Общественным деятелем».

Председатель «Говори правду» Андрей Дмитриев рассказал, что Михновец был рядовым активистом: «Не могу сказать, что у меня лично было с ним много дел».

На обвинение по поводу распространения наркотиков Игорь Михновец заявил, что это произвол: «И я по пунктам готов это доказать». Он будет допрошен в суде в ближайшие дни.

«Высокий суд, я прошу занести мою реплику. Если бы я передавал наркотики Кривошапко, 66 экспертиз, которые проводились по делу, показали бы мой генотип. Но его обнаружено не было», — отметил Михновец.

Кроме распространения наркотиков, его также обвиняют в распространении порнографических материалов (ч. 2 ст. 343 УК, лишение свободы от 2 до 4 лет). По этому эпизоду он частично признает свою вину. Кстати, «ВКонтакте» на странице с его именем до сих пор размещено несколько порнографических роликов.

Судебное разбирательство продолжится. Впереди — допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов и изучение письменных материалов дела.


  • Это не ново - прикрывать преступную деятельность типа "оппозиционностью". Четырежды судим, зеки "с его мнением считались" - дом родной ждет.