Министерство финансов заложило прочные основы финансового кризиса

Сегодня, когда государственные финансы находятся в критическом состоянии, когда Минфин отзывает свои депозиты для выплаты пенсий и зарплат, когда налоговая...

 

20 мая закончился срок подачи депутатами Палаты представителей замечаний в проект закона "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2001 год". После череды праздников у парламентариев оставалось очень мало времени для ознакомления с достаточно сложным документом. Министр финансов Николай Корбут предполагает, что утверждение отчета станет простой формальностью. Наверно, он прав: в предыдущие годы никто не задавал ему сложных вопросов. Между тем сегодня, когда государственные финансы находятся в критическом состоянии, когда Минфин отзывает свои депозиты для выплаты пенсий и зарплат, когда налоговая база сморщилась, как сушенное яблоко, самое время спросить с Минфина и правительства по полной программе.
В начале "Пояснительной записки к отчету об исполнении республиканского бюджета за 2001 год" Минфин утверждает, что в Беларуси "в 2001 году проводилась жесткая бюджетно-финансовая политика.". Прочитав такой тезис, профессиональный экономист сразу начинает думать о сбалансированном бюджете, сокращении долгов, отмене дотаций и субсидий, а также об эффективной системе банкротства, которая наказывает предприятия за инвестиционные ошибки. Но в интерпретации специалистов Минфина термин "жесткая" применим ко всему, что служит "выполнению макроэкономических параметров, предусмотренных в Прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год". Уже на первой странице отчета они расписываются в собственном бессилии: "В условиях снижения фактического уровня изъятия платежей в бюджет, роста объемов преференций реальному сектору экономики и недопоступления источников финансирования дефицита бюджета решалась задача повышения доходов населения".
В этом короткой фразе - квинтэссенция белорусской фискальной политики. Во-первых, государство получило меньше денег, чем запланировало (почему же Минфин не смог собрать налоги или же почему он неправильно спланировал доходную часть бюджета?). Во-вторых, когда государство увеличивает льготы реальному сектору, то во всех странах такая политика называется мягкой. Почему Минфин раздавал незаработанные деньги - это опять-таки вопрос к Н.Корбуту. В-третьих, доходы в белорусской модели экономики повышаются не вслед за ростом производительности труда, объемов инвестиций и увеличением объемов продаж, а потому что есть приказ "сверху".
Министерство финансов как государственный институт во многих странах играет роль центра рыночных реформ. У нас же оно превращается в бухгалтера при Администрации президента, который выписывает платежки на те адреса, куда требует вышестоящий начальник. Лукашенко может в любой момент изменить закон о бюджете, чтобы приспособить его к своему личному плану действий. Так было и в прошлом году, когда 17 декабря 2001 г. указ № 749 "Об уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2001 г." легализовал де-факто произошедшее уменьшение доходов в целом на 29,2 млрд. рублей и увеличение расходов на 5,7 млрд. рублей. Были скорректированы доходы и расходы целевых бюджетных фондов. Бюджетам областей выделено на 11,7 млрд. рублей больше. Если так жонглировать цифрами, то величина такого показателя, как "дефицит бюджета", будет зависеть лишь от специфики бухгалтерских проводок. Росчерком пера данный показатель был увеличен на 34,9 млрд. рублей. 16,4 млрд. дал Нацбанк, на 30 млрд. были выпущены государственные краткосрочные облигации, а внешнее финансирование уменьшилось на такую же сумму. Логика поведения Минфина проста: нет "живых" денег - надо заставить Нацбанк допечатать или выпустить свои "ценные" бумаги и создать для участников финансового рынка условия, в которых не купить эти бумаги нельзя. В первой половине 2002 года Минфин уменьшил объем средств республиканского бюджета на депозитах в банках с $310 млн. на 01.01.02 до $60 млн. на 01.05.02, еще раз подтвердив опасения о кризисе государственных финансов в условиях умеренно жесткой монетарной политики.
Опыт более чем десяти лет проведения реформ в переходных странах учит, что государство должно уходить из банковской сферы. Вытеснение частного капитала государственным - это первый шаг к банкротству финансовой системы страны. До тех пор пока существует опасность принятия указов типа № 65 от 31.01.02 о стабилизации "Беларусбанка" и "Белагропромбанка" за счет предоставления им средств на льготное жилищное кредитование (51,9 млрд. и 65 млрд. рублей соответственно) доверия ко всем белорусским монетарным и фискальным параметрам не будет.
Кого уберут первым: Прокоповича или Корбута?
По оценке Минфина, выполнение требования Лукашенко довести зарплату в стране до 100 долларов обошлось бюджету в 150,2 млрд. рублей, которые изначально не были запланированы в бюджете. Причем эти деньги были не заработаны, а изъяты из прибыли. Если в 2000 г. в структуре ВВП доля оплаты труда и прибыль составляли соответственно 43,2% и 21,1%, то в 2001 г. доля зарплаты увеличилась до 46%, а прибыль уменьшилась до 15%. Н.Корбут и его коллеги допускают определенные семантические вольности, трактуя приказ своего патрона. Изначально речь шла о зарплате в 100 долларов в среднем по стране для всех. Минфин же отчитался только по работникам "бюджетной сферы". Понятно, что "кошелек" страны не резиновый и взять откуда-то 4,5% доходной части бюджета, выполнив при этом норматив его дефицита, - это задача не под силу правительству в цивилизованной стране. Как правило, таким корректировкам сопутствуют серьезные дискуссии между правительством и парламентом. В Беларуси же все гораздо проще: вооружившись инструментами денежной и бюджетной политики, при определенных методологических подходах можно получить любой искомый результат. На бумаге.
Согласно отчету Минфина, "основным источником финансирования дефицита республиканского бюджета в 2001 году явились кредиты Национального банка. При запланированном объеме 200,8 млрд. рублей Министерством финансов получено в течение года 188,8 млрд. рублей". Под жестким административным прессингом Национальный банк оказывал отчаянное сопротивление Министерству финансов. Конфликт ведомств П.Прокоповича и Н.Корбута обостряется, что обусловлено порой прямо противоположными целевыми установками. Поэтому и жалуются государственные финансисты на "монетариста" Прокоповича: "В 2001 г. нецелевые кредиты Национальным банком Министерству финансов выделялись крайне неравномерно. Соответствующее соглашение о нецелевых кредитах на финансирование дефицита бюджета не было подписано со стороны Национального банка на протяжении всего года в нарушение закона о бюджете на 2001 год, несмотря на неоднократные попытки Министерства финансов инициировать решение данного вопроса начиная с января 2001 г.".
Нацбанк отбивался, как мог, тянул до конца года, но Минфин вынудил подписать соответствующее соглашение 30 декабря и получил нецелевых кредитов на 27,5 млрд. рублей вместо запланированных 39,4 млрд. Не смог Нацбанк противостоять давлению - и купил государственные краткосрочные облигации (чистое сальдо составило 53,6 млрд.).
Если бы Нацбанк строго следовал букве закона, то инфляция за первый квартал этого года достигла бы годовой нормы. Парадоксальная складывается ситуация: для того чтобы достигать поставленных перед собой целей, Нацбанк вынужден идти на нарушение закона. Признаться, это лучшее, что он может сделать в данной ситуации. Однако институциональная и законодательная уязвимость денежного центра, критическое состояние государственных финансов оставляют открытым вопрос, от чьих услуг откажется Лукашенко - Николая Корбута или Петра Прокоповича. Напомним, что правительство запланировало профинансировать дефицит бюджета на 2002 г. в размере 344,8 млрд. рублей кредитами Нацбанка в размере 150,5 млрд. Поскольку привлечение других средств на эту цель является проблематичным (в более благополучном 2001 г. было привлечено всего 87,6% от запланированного объема), то уже к концу лета Нацбанк столкнется с жесткой атакой со стороны Минфина и Администрации президента.
Правительство продолжает жить в долг
Проблемы с доходами бюджета 2001 года поставили Минфин в сложное положение по расходам, которые были профинансированы всего на 90,7% от уточненного годового плана (3.246 млрд. рублей, или 19,2% ВВП). В якобы социальном государстве первыми "под нож" правительства пошли наука, здравоохранение, чернобыльские программы и инвестиции в основной капитал. Вместо того чтобы обновлять производственную базу, Лукашенко с подачи Корбута разрешил "проедать" деньги на зарплату, а доля капитальных расходов уменьшилась на 6%. Зато указом № 749 от 19.12.01 А. Лукашенко увеличил объем Резервного фонда президента Республики Беларусь до 37,3 млрд. рублей, что даже больше запланированного. Эти деньги были потрачены "на финансирование дополнительных расходов и мероприятий, не предусмотренных в бюджете".
По итогам 2001 г. внутренний долг страны без учета гарантий правительства составил 767,7 млрд. рублей (около $600 млн.) и увеличился на 354,2 млрд. (2,1% ВВП). Внешний долг Беларуси на 01.01.02 составил $763,04 млн. и уменьшился на $48,71 млн. Правительство продолжает жить в долг за счет внутренних источников, которые за 2001 г. в результате нещадной эксплуатации заметно истощились.
Таким образом, на протяжении 2001 г. Министерство финансов заложило прочные основы финансового кризиса, который непременно разразится. Определить его точную дату ни один экономист не может, но первая половина 2002 года показала его неизбежность. О том, насколько адекватно оценивает сложность финансового состояния государства Министерство финансов, мы сможем судить очень скоро, когда будет подготовлен первый проект бюджета на 2003 год. Вот только что случится раньше: увольнение Николая Корбута или секвестр бюджета-2002?
Объем льгот в 2001 г.

Вид льготы Сумма (млрд. рублей)
Льготы по таможенным платежам 125,8
Налоговые льготы юридическим и физическим лицам 47,3
Отсрочки по уплате задолженности перед бюджетом 34,1 (из них отдельными решениями президента - 26,5 млрд.)
Предоставление налогового кредита 83,6
Задолженность по бюджетным ссудам 124,7 млрд.
Общая сумма недополученных доходов: 415,5 млрд. (12,9% доходной части республиканского бюджета)

Источник: проект закона "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2001 год".
Кто не платит налоги

Отрасль Количество предприятий Сумма долга (млрд. рублей)
Промышленность 149 48,8
Сельское хозяйство 2.378 36,4
Концерн "Белгоспищепром" 9 9,4
Министерство архитектуры и строительства 257 6,7
Концерн "Беллегпром" 28 4,3
Итого 2.821 134,2 (в том числе предприятия в других отраслях)

Источник: проект закона "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2001 год".