Почем нынче флагманы?



Юлия ШАРОВА


картинка

Приватизация предприятий нефтехимического комплекса, о которой только и говорят с начала года, все же стартует. Флагманы белорусской индустрии, как их когда-то с пафосом называли, уже в шаге от долгожданного процесса. Ожидается, что 25 июля появится приказ Минэкономики о создании акционерных обществ на базе предприятий "Нафтан", "Полимир" и "Азот", после чего начнется регистрация новых АО.





Как планируют в департаменте по управлению госимуществом Минэкономики, они будут зарегистрированы до 1 августа. Бобруйская "Белшина" пока запаздывает: по ней правительство принимало отдельное решение. А что касается могилевского и светлогорского "Химволокна", то там процесс приватизации пока притормаживается, так как нужно решить некоторые финансовые и организационные проблемы. В целом же можно считать, что крупная приватизация в Беларуси наконец-то стартовала. В связи с этим все чаще обсуждаются три вопроса: почем продадут "нефтехимию", кому продадут и кто эти деньги получит.





Впрочем, ответ на второй вопрос более-менее ясен: среди наиболее вероятных инвесторов называют крупные российские нефтяные компании, в том числе "Лукойл", "Итеру", "Сургутнефтегаз", и российско-белорусскую "Славнефть". Плюс опять же российские "Сибур" и "Амтел". Правда, ходят упорные слухи и о пришествии западного бизнеса. Так, говорилось о заинтересованности германского "Дрезденбанка", консорциума "Бритиш Петролеум", а также о швейцарском капитале, который якобы изъявил желание поучаствовать в инвестиционном конкурсе на "Белшине". Поговаривали и о каких-то ближневосточных деньгах. Другое дело, как инвесторы будут делить сферы влияния и на каких условиях договорятся с руководством страны. Ведь белорусское правительство хочет получить от приватизации максимум, поступаясь минимумом.





Первоначально цены на эти предприятия явно взвинтили до невообразимых высот. Уставный фонд "Нафтана", наиболее привлекательного для инвесторов предприятия, оценивали в 800 млн. долл., но сразу стало понятно, что за такие деньги никто его брать не будет, даже россияне, жаждущие производственных мощностей по переработке нефти. Представители компании "Сургутнефтегаз" еще весной заявляли, что 800 млн. долл. — это слишком много.





Теперь, накануне акционирования "Нафтана", озвучивается уже другой размер уставного фонда — 200-300 млн. долларов (за счет списания с баланса предприятия многих объектов соцкультбыта). Соответственно, корректируется и цена акций. Однако официально сумму, за которую могут продать "Нафтан", назовут, как предполагают аналитики "Белорусской газеты", только в сентябре — октябре, когда состоится инвестиционный конкурс. В одном флаконе с "Нафтаном" будет продаваться и "Полимир", так как предприятия связаны технологической цепочкой. Приблизительную цену последнего пока не называют.





За сколько может пойти гродненский "Азот"? Как писала газета "День" в начале года, там рассчитывали привлечь за акции (контрольный пакет остается у государства) до 200 млн. долл. — столько, по предварительным расчетам, требовалось, чтобы обновить фонды и дать предприятию оборотные средства. Но не исключено, что за последние месяцы аппетиты могли поумериться, как и в случае с "Нафтаном".





"Белшина" из-за финансовых проблем последних месяцев стала менее привлекательной для зарубежных инвесторов — слишком большой хвост долгов тянется за предприятием. Вероятно, по этой причине акционирование бобруйского комбината откладывается. Впрочем, к 1 августа на предприятии обещают подготовить все документы, необходимые для акционирования.





Наконец, последний вопрос: куда пойдут деньги, которые правительство рассчитывает получить от продажи акций новоиспеченных АО? Хорошо, если собственно на техническое перевооружение предприятий, где износ основных фондов составляет 70-80%. Но ведь правительство очень надеется пополнить за счет этих инвестиций и государственный бюджет. Такие планы обнародовал в январе в интервью "Советской Белоруссии" президент концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза. Тогда он высказал предположение, что часть акций предприятий нефтехимического комплекса будет продана за деньги, которые попадут в казну, а часть будет передана в счет инвестиционных вложений в производство.





Всего в этом году правительство рассчитывает выручить от приватизации 850 миллионов долларов. Независимые эксперты оценивают эту цифру скептически.