Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Указ № 143. Предпринимателям разрешили работать без документов на товары
    Но только до конца года и с возрастающими налоговыми сборами…
  2. Валютная выручка упала ниже плинтуса
    Значительное падение валютной выручки связано с трудностями сбыта отечественных товаров на традиционном рынке — российском…


Экономика

Хроника одной инвестиции



Рисунок Светланы Ветровой
Белорусское правительство готово передать российской пивоваренной компании "Балтика" контрольный пакет акций минского завода "Крынiца". Как сообщили в пресс-службе компании, 8 августа "Балтика" получила новый проект инвестиционного соглашения, в котором и говорится о передаче 51% акций белорусского предприятия. Все, кто в последние полтора года отслеживал перипетии непростых отношений российских пивоваров с белорусскими чиновниками, теперь задаются вопросом: неужели наконец этого инвестора пустят на наш рынок?


Начало этих отношений было многообещающим. В начале 2001 г. президент компании "Балтика" Таймураз Боллоев договорился с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко о реконструкции минского пивзавода "Крыніца". Предприятие находилось в тяжелом финансовом и техническом положении, поэтому приход зарубежного инвестора расценивался как подарок небес. В течение двух лет "Балтика" планировала вложить в завод 50 млн. USD. В обмен она хотела получить контрольный пакет акций ОАО "Крынiца".


Сие событие взбудоражило общественное мнение и породило немало фантастических слухов. Сначала запричитали о поглощении Беларуси Россией путем экспансии капитала — если "русские идут", значит скоро независимости конец. Потом заплакали о неопределенном будущем других отечественных пивоваров, ведь "Балтика" хотела довести производство пива на "Крынiце" с 7,3 млн. декалитров (дал) до 30 млн. дал в год, а это, согласно тогдашним расчетам, являлось годовой потребностью страны в пиве. В конце концов, всерьез заговорили о том, что деньги от продажи акций предприятия пойдут на финансирование предвыборной кампании Александра Лукашенко. Но в итоге вышло гораздо забавнее.


Мало кто сообразил, что все соглашения между Таймуразом Казбековичем и Александром Григорьевичем не были перенесены на бумагу и скреплены подписями с печатями. Это было лишь "джентльменским соглашением". Правительство пообещало заняться подготовкой своих предложений по проекту инвестиционного соглашения, но подготовка пошла как-то медленно. Между тем российские пивовары, на слово поверив белорусским властям, решили приступить к реконструкции "Крынiцы", не дожидаясь юридического оформления соглашения. Руководство компании рассудило: если сам белорусский лидер Александр Лукашенко гарантирует им выполнение всех обещаний, то можно и рискнуть.


В июле 2001 г. реконструкция началась. Инвесторы решили поспешить, чтобы успеть модернизировать завод до начала нового пивного сезона, который наступает в апреле. Все работы должны были завершиться в рекордные сроки — через 6 месяцев, хотя обычно на аналогичные проекты в России требовалось не менее 8 месяцев. Все шло в соответствии с запланированным графиком. В середине декабря 2001 г. завершилась установка цилиндро-конических танков из первой партии необходимого оборудования для бродильного цеха, которое прибыло в Минск в конце октября.


В конце года ожидалось поступление второй партии оборудования, что позволяло в первом квартале 2002 г. целиком смонтировать на предприятии бродильный цех. В декабре также планировалось завезти оборудование для варочного цеха и отделения подработки, а также две линии разлива. Уже к марту белорусам обещали "криничное" пиво по "балтийской" технологии.


Однако в декабре прошлого года работы по реконструкции "Крынiцы" приостановились. Акционеры минского предприятия не приняли 3 декабря 2001 г. решения о проведении эмиссии в пользу "Балтики" объемом 13 млн. долларов, о чем существовала предварительная договоренность. Чиновники из правительства на все запросы, готов ли проект инвестиционного соглашения, ничего определенного не отвечали и просили подождать еще немного. В то же время пошли разговоры о том, что "Балтика" намерена вложить в "Крынiцу" уже не 50, а 30 млн. долл. Правительство же в свою очередь посчитало, что в таком случае россиянам придется ограничиться не контрольным пакетом, а всего только 30% акций.


Как потом терпеливо объясняли представители компании, речь шла об экономической целесообразности таких инвестиций. То есть, они хотели бы сначала вложить часть денег, посмотреть, как предприятие заработает, а в случае позитивного результата речь могла бы идти о новых инвестициях в расширение производства в Минске. Но белорусские власти этого не понимали и хотели получить "все сразу". Проектная группа "Балтики" в конце прошлого года покинула Минск. В отношениях с белорусской стороной наступило предгрозовое затишье.


Гром грянул в феврале этого года. "Балтийцы" уже успели вложить в реконструкцию предприятия 10,5 млн. долларов. Эти деньги были оформлены как кредиты одного предприятия другому, срок погашения первого займа (1 млн. долларов) истекал 18 января 2002 г. Разумеется, деньги не возвращались, и это стало поводом для обращения "Балтики" с иском в суд. Согласно законодательству, российская компания должна была отчитаться перед властями своей страны о том, на какие цели были направлены валютные средства за границу и почему они не вернулись в срок.


Весь февраль и март "Балтика" и белорусское руководство обменивались взаимными упреками, которые иногда переходили в оскорбления. Александр Лукашенко говорил, что "балтийцы" не построили ледовый каток для работников предприятия и т.д., вице-президент компании Адам Тлехурай в интервью для прессы жаловался на то, что они теперь "как та девушка, на которой юноша обещал жениться, а потом перестал как бы в гости ходить" и т.п. Президент "Балтики" Таймураз Боллоев настаивал на том, что 30% акций — слишком мало, так как, не имея контрольного пакета, они не смогут отчитываться перед своими акционерами о том, во что они вкладывают деньги.


После этого наступило перемирие, и до самого лета никакими яркими событиями эта инвестиционная хроника не отличилась. Только 31 мая стало известно, что международный арбитражный коммерческий суд при Торгово-промышленной палате России рассматривал иск "Балтики" к белорусскому ОАО "Крынiца". 6 июля "Балтика" выиграла суд по этому спору и передала документы в Минск, однако решение не было выполнено. Арбитражный суд при ТПП России не государственная организация, поэтому его решения до недавних пор не являлись обязательными к исполнению. Однако в июле был завершен процесс ратификации белорусско-российского соглашения о взаимном исполнении решений арбитражных судов. 14 августа решение арбитражного суда при ТПП России будет легализовано.


Как сообщают в пресс-службе компании, судебное разбирательство — "это техническая процедура, которую мы обязаны совершить, чтобы придать статус тем деньгам, которые мы вывезли за пределы России. Российское валютное законодательство обязывает нас это сделать". При этом в пресс-службе подчеркнули, что ранее объявленный объем инвестиций в 50 млн. долларов сохраняется. Изменятся только сроки реконструкции минского пивоваренного завода.


Сейчас многие эксперты говорят, что схема, по которой белорусское руководство отдает в распоряжение инвесторов пакет акций "Крынiцы", для государства в целом не выгодна. Ведь "Балтике" не продают акции, а отдают их в обмен на то, что та обязуется поставить белорусский завод на ноги. Разве не это по логике вещей должен делать любой инвестор, который хочет заниматься производством на территории другой страны? Можно, впрочем, назвать это чуткой заботой правительства о судьбе предприятия. Ведь среди ужасных слухов, распространившихся после объявления о скором приходе на белорусский рынок российских пивоваров, были и такие, согласно которым "Крынiцу" покупают в целях уничтожения конкурентов, как это часто практикуется в самой России.


Но, наблюдая за действиями белорусского руководства восемь лет подряд, можно предположить и то, что иностранных инвесторов просто хотят как следует выдрессировать и приручить, чтобы потом можно было вытягивать из них деньги на всевозможные государственные нужды, вроде строительства важных социальных объектов. Ведь белорусские бизнесмены уже не в силах оплачивать подобные государственные прожекты.

Ссылки по теме:

Пока суд да дело…

"Балтика" создает прецедент

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева