Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
    За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики...
  2. Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
    6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…


Экономика

Серебряную ложку на лапоть "Милавица" менять не намерена

Милавица 

Крупнейший белорусский производитель корсетных изделий — "Милавица" — не знает, как разобраться с последствиями государственного внимания. По мнению экспертов, присвоение Министерством экономики предприятию статуса "монополист", как минимум, — ревность к успеху, как максимум — начало национализации компании.

Напомним фабулу. В августе текущего года Минэкономики произвело несколько замен в государственном реестре доминирования на рынке, исключив из него три предприятия (РУНПП "Витебский завод радиодеталей "Монолит", ОАО "Пуховичский опытно-экспериментальный завод", РУП "Торговый дом "Восточный") и включив два других — СП ЗАО "Милавица" и РПТУП "Беларусьторг".

За несколько месяцев до этого генеральный директор "Милавицы" Дмитрий Дичковский объявил о смене стратегического инвестора предприятия. На собрании акционеров Д.Дичковский сообщил, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) нашел вместо себя благонадежного инвестора, который "очень заинтересован в успешном развитии компании и в состоянии выкупить пакет акций, принадлежащих банку". Как отметил Дичковский, сделка оценивается в несколько миллионов долларов, что уже само по себе гарантирует приложение инвестором максимальных усилий для роста и развития предприятия.

Покупателем оказалась эстонская Silvano Investment Group, одна из самых крупных инвестиционных компаний в странах Балтии. Ей принадлежат компания по производству кружев Desseilles (Франция), текстильный гигант Lauma Fabrics (Латвия), швейные фирмы Lauma Lingerie (Латвия) и "Klementi" (Эстония), а также розничная сеть магазинов женской одежды РТА. Начиная с 2001 года, Silvano участвовала в реализации инвестиционных проектов на общую сумму более 150 млн. евро.

С ее появлением "Милавица" рассчитывала оперативно интегрироваться в розничную сеть магазинов, обеспечив себе устойчивый сбыт, создать барьеры для входа на рынок конкурирующих марок белья.

Дело в том, что Silvano была создана эстонской инвестиционной компанией Alta Capital Partners специально для завоевания российского рынка, увеличения продаж брендов "Lauma Lingerie", "Klementi", "Милавица".

Silvano обязалась предоставить белорусскому предприятию 60% торговых площадей в создаваемых магазинах. Как следствие, в планах "Милавицы" появился рост объема производства к 2010 году до 20 млн. изделий против 12,8 млн. штук в 2005 году. При этом, со своей стороны, предприятие взяло обязательство максимально повысить эффективность производства: снизить затраты на единицу времени, передать на сторону функции, не связанные с производственным процессом.

В грандиозные планы белорусского производителя вторжение государства никак не входило. Присвоение ему почетного звания "монополист", налагающее неприятные ограничения, на предприятии называют необоснованным.

Директор по корпоративному развитию компании Андрей Глыбин в интервью "Белорусским новостям" сообщил, что, по оценкам самой "Милавицы", компания занимает не более 20% рынка — 17-18%. Минэкономики насчитало 32%.

"Однако Минэкономики не учитывает "серый" импорт, который не проходит через официальную статистику Минстата, которой Министерство экономики и пользуется, не желая учитывать наши подходы к оценке доли рынка, основанной на применении маркетинговой информации по изучению спроса на нашу продукцию, платежеспособного спроса потребителей, емкости рынка и пр.", — отметил управляющий.

"В настоящее время мы пытаемся доказать свою правоту. Боремся. В крайнем случае, будем заключать с Министерством экономики соглашение о выведении нас из списка против наших обязательств не совершать монополистических действий (например, получение сверхприбыли, контроль рынка и т.д.)", — сообщил Андрей Глыбин.

По действующему в Беларуси законодательству, "Милавица", как монополист, обязана ограничить рентабельность на внутреннем рынке.

"Если до сих пор у нас была единая ценовая политика и для Германии, и для Израиля, и для Беларуси, — говорит представитель компании. — То сейчас мы вынуждены делать для Беларуси специальную цену".

Между тем, рентабельность — величина не абстрактная, это конкретные деньги, которые направляются на развитие производства, техническое перевооружение.

Как заметил собеседник, "не наша вина в том, что розничная торговля, например, в Российской Федерации, делает 170-200% наценки на нашу продукцию, а розничная торговля Беларуси — всего 30%. На эти 30% они не в состоянии ни выплатить нормальную заработную плату своим продавцам, ни выделить деньги на обновление, текущий ремонт и так далее". Причем, "снизив закупочные цены для Беларуси, торговая наценка в 30% будет делаться на меньшую сумму, и наши магазины будут получать еще меньше денег".

Благо для "Милавицы" цены на внешних рынках находятся вне зоны влияния белорусского государства. Учитывая, что 75-80% всей продукции предприятия поставляется на экспорт и только 25% остается в Беларуси, судьбоносных лишений компании терпеть не придется. По предварительным оценкам Андрея Глыбина, потери составят "не миллионы, но сотни тысяч евро в год".

Размышляя над мотивами, побудившими государство осложнить предприятию жизнь, управляющий не сомневается, что все упирается в сделку с Silvano Investment Group.

"Все знают, что у нас второй год развивается специальный проект — смена инвестора, — говорит Глыбин. — ЕБРР вышел из состава акционеров, у нас появился новый акционер, эстонская компания, которая осуществила в наше предприятие не портфельное инвестирование, как ЕБРР, а стратегическое. Создается международный холдинг по развитию сети розничных магазинов торговли женским бельем. Мы входим в этот холдинг как составляющая часть, равно как компания "Lauma", контрольный пакет акций которой куплен тем же собственником, что и наш".

"Естественно, это тема обсуждалась на уровне концерна "Беллегпром", на уровне правительства. Мне сложно сказать, какие именно силы пытались противодействовать сделке, но это может быть группа миноритарных акционеров, недовольных развивающейся ситуацией. Может быть, кто-то из государственных чиновников боится поставить визу под сделкой, которая, на самом деле, в перспективе принесет государству больший доход, чем сейчас, — отметил собеседник. — Но запретить осуществление сделки, помешать продаже акций не получилось, потому что вмешались чиновники более высокого ранга, которые, слава Богу, понимают экономическую выгоду от происходящего, которые дали прямое указание разрешить сделку с ценными бумагами".

По мнению Андрея Глыбина, если бы "Милавица" была "более закрыта и не обсуждала на каждом углу эту сделку, наверное, она прошла бы проще и быстрее". "В любом случае, де-юре остановить нас нет никаких оснований, — заключил он. — Причина государственного давления — недальновидность людей, их страх взять на себя ответственность. Всего-навсего".

Независимые эксперты добавляют к этому еще один мотив. По мнению руководителя научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, "такое пристальное внимание к "Милавице", которое управляется лучше, чем многие белорусские экспортные предприятия, замешано на зависти". "У нас же монополия не для хорошей жизни присваивается, — говорит экономист. — Вводятся ограничения на рентабельность для продажи на внутреннем рынке, начинается слежка за тем, не злоупотребляет ли предприятие своим доминирующим положением. "Милавицу" начнут больше проверять, не завысила ли она цену при манипуляции объемами выпуска и т.д.".

Любое внимание со стороны государства, считает Романчук, в нашем контексте "скорее большой минус, чем даже маленький плюс".

Эксперт убежден, что "это наказание за успех". По его словам, "как только одно предприятие начинает работать более-менее успешно, хорошо позиционироваться на внешнем рынке, начинает вести себя адекватно законам глобализации и конкуренции, сразу чиновники говорят: "Ан нет, нужно, чтобы все хлебали щи лаптями, а не серебряной ложкой".

При этом Ярослав Романчук не исключает "совершенно безумную ситуацию", когда "товары фирмы "Милавица" для белорусских покупателей начнут реимпортироваться из России".

В целом, "можем получить пример того, как государство способно разрушить работу успешного предприятия", резюмировал экономист, добавив, что перевод предприятия в разряд монополистов "может быть началом пути к национализации "Милавицы".

Справка

В Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, по состоянию на 22 августа 2006 года, состоит 181 хозяйствующий субъект. Согласно законодательству, целью формирования и ведения Реестра является определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также контролю в случае их ликвидации и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования), в том числе в процессе разгосударствления и приватизации, приобретения ими акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева