Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
    Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…
  2. Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
    От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния...


Экономика

Чтобы купить квартиру — целой жизни мало

 

Почему, если огромная часть населения страны крутится от зарплаты до зарплаты, отдавая долги, с трудом расплачиваясь по кредитам, мы в то же время постоянно слышим о том, что жить в Беларуси хорошо? Почему, если еще четыре года назад за то, за что нужно было заплатить 50 долларов, сегодня приходится отдавать 200, нам преподносят вполне приемлемые инфляционные показатели? Ярослав Романчук, экономист, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса считает, что все дело в волшебной статистике.

По информации Романчука, для того чтобы донести до народа низкие показатели инфляции, из перечня товаров, по которому просчитывается этот показатель и который каждый месяц изменяется, убирается ряд позиций, цена по которым за месяц выросла, и добавляются позиции, по которым цена снизилась. Таким образом, говорит экономист, происходит манипуляция, делающая статистические выкладки по большому счету бесполезными. По его данным, "сегодня даже МВФ говорит о 7 проблемных пунктах в белорусской статистике".

Один из мощных источников дополнительного дохода белорусов, убежден эксперт, является "серая" экономика, составляющая, согласно оценкам Всемирного банка, минимум 50% белорусского ВВП. Кроме того, исследования домашних хозяйств страны говорят о том, что дачи в Беларуси дают на каждого человека в четыре раза больше, чем социальные трансферты из бюджета. И третий источник, о котором статистика не знает ничего, — это те деньги, которые полмиллиона белорусов высылает домой из-за рубежа. "Это, конечно, меньшие деньги, чем идут из России в Армению, Грузию, Молдову, где денежные переводы составляют более 50% доходов населения, но у нас это тоже существенные суммы", — отметил экономист.

Еще одним фактором, объясняющим, почему у нас нет гиперинфляции, Ярослав Романчук назвал цены на недвижимость. По его словам, "когда Национальный банк "связывает" деньги в депозитах, все равно должно что-то "вылезать". В западных экономиках это "вылезает" либо в ценах на акции, либо в ценах на недвижимость. В Беларуси эти деньги полностью "вылезают" в совершенно запотолочном росте цен на недвижимость".

Индекс социального благополучия, говорит эксперт, не учитывается органами статистики при расчете потребительской корзины, но если этот фактор учесть, то получится, что белорусу нужно работать 23 года только на квартиру, не покупая больше абсолютно ничего — ни продуктов, ни одежды. В ситуации, когда в течение жизненного цикла в принципе невозможно заработать на квартиру, сегодня, по данным Романчука, находятся 95% белорусских семей.

Основная проблема в том, что рынок недвижимости открыт в нашей стране лишь узкой прослойке населения, которые обладают излишком денег. Накопить на квартиру практически невозможно. Везет тем, у кого есть доступ к льготным кредитам, и кто имеет право на получение квартиры в связи с занимаемой должностью.

Для сравнения, поляк Ян должен работать на квартиру 11 лет 7 месяцев, русский Иван — 19 лет 4 месяца, американец Джон — 6 лет и 4 месяца.

Экономист убежден, что для обеспечения людей доступным жильем надо не монополизировать строительную отрасль, приказывать банкам выдавать дешевые кредиты, регулировать цены и тарифы через Минэкономики, а формировать полноценный строительный и финансовый рынок, дополнив его рынком земли.

"Нужно впустить на рынок иностранных инвесторов, создать условия для роста производительности труда. В результате получим более высокие доходы и низкие цены. Тогда жилье станет доступнее. Такой же подход необходимо применять к сфере образования, здравоохранения, транспорта и телекоммуникаций", — считает Романчук.

"Конечно, когда говорят, что мы живем хорошо, и при этом показывают Украину, Молдову, Азию, они правы. Но при этом не показываются страны Балтии, Польша, где уровень жизни иной — и люди могут себе многое позволить", — подчеркнул он.

Между тем сегодня встает вопрос: опустится ли ниже уровень жизни белорусов в ближайшем будущем, когда изменятся цены на газ? Выльются ли новая стоимость на топливо и сокращение Россией нефтяных грантов в потерю доходов домашних хозяйств?

По оценкам главы центра Мизеса, если доля расходов на ЖКХ увеличится вскоре с 9% до 15%, то количество бедных увеличится с 15% до 25-30%. Это, по его мнению, может представлять угрозу трансформации социального недовольства в политическую силу. "Я думаю, — говорит Романчук, — Лукашенко это тоже понимает, и именно с этим связан его призыв стать большими реалистами в вопросе формирования госбюджета-2007, хотя ни Минфин, ни Совет министров не разрабатывают бюджет под реальные газовые цены".

А реальные газовые цены будут другими. И на логику административной системы по одновременному латанию всех дырок просто не хватит ни ресурсов, ни времени. Поэтому самый большой социальный нарыв, по мнению экономиста, созреет в больших городах, на градообразующих предприятиях, которые перестанут получать субсидии.

"А когда они начнут манипулировать с курсом, требуя девальвации, — прогнозирует Романчук, — люди станут забирать деньги из банков, поскольку будет отрицательная ставка процента". "Это приведет к тому, что начнут выдавать только определенное количество денег, и тогда очереди "Белбалтии" покажутся цветочками", — таков прогноз эксперта.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева