Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Как кризис изменил привычки белорусских покупателей
    Покупатели переходят на более дешевые белорусские аналоги вместо дорогих импортных товаров…
  2. Указ № 143. Предпринимателям разрешили работать без документов на товары
    Но только до конца года и с возрастающими налоговыми сборами…


Экономика

С новым газом, Беларусь!

 

Фото АР
До боя Кремлевских курантов оставалось две минуты, когда глава "Газпрома" Алексей Миллер и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский решили, наконец, что уже спустя 120 секунд Беларусь начнет получать российский газ по цене 100 долларов за тысячу кубометров. Новый контракт, о котором говорили долго и тревожно, подписан.

Как сообщили "Белорусским новостям" в "Газпроме" сразу по окончании переговоров, контракт пятилетний — на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах. Причем все 100 долларов Беларусь обязуется выплачивать деньгами. В дальнейшем цена на газ будет рассчитываться по формуле, установленной в контракте. Определены скидки от рыночной цены на 2008, 2009 и 2010 годы: 67%, 80% и 90%.

Таким образом, с постепенным повышением тарифов к 2011 году стоимость газа для Беларуси выйдет на европейский уровень. "Это все равно самые льготные и самые выгодные условия среди всех стран бывшего СССР", — отметил Алексей Миллер, который, как отмечает агентство ИТАР-ТАСС, выглядел заметно бодрее и веселее белорусского премьера. Руководитель правительства Беларуси казался расстроенным и не скрывал, что договоренность далась ему тяжело. По словам Сидорского, повышение цены на газ будет для белорусской экономики нелегким, однако "мы демонстрируем, что мы — надежные партнеры". Он сообщил, что Совет безопасности и правительство Беларуси приняли решение: "Мы идем на 100 долларов, будем решать все вопросы в стране самостоятельно".

Договорились также, что рассчитываться за свой пакет акций "Белтрансгаза" "Газпром" будет в течение 4 лет равными долями. Тоже деньгами. Напомним, стоимость газотранспортных сетей Беларуси определена в 5 млрд. долларов. Соответственно, российский концерн будет выплачивать за причитающуюся ему половину 2,5 млрд.

Часть этих денег может быть направлена белорусским предприятиям в качестве компенсации роста цены на газ.

"Амортизатором" удара будет и повышенный почти в два раза тариф на транзит российского газа по белорусской территории — 1,45 доллара за тысячу "кубов" на 100 километров. Цена транзита также зафиксирована на ближайшие 5 лет.

При ежегодной потребности Беларуси в газе в 22 млрд. кубометров, в 2007 году для его закупки необходимо иметь 2 млрд. 200 млн. долларов. За счет доходов от транзита "погасить" удастся немногое — не больше 300 млн. долларов в год. Плюс около 600 млн. долларов ежегодно будем получать от продажи "Белтрансгаза". Есть еще наспех сколоченный Стабилизационный фонд, в котором, насколько известно, предполагалось сконцентрировать также около 600 млн. долларов. Как видим, этих денег не хватит даже на год. И это только газовые потери. Но есть еще и нефтяные, они также огромны.

Не рассматривая всерьез возможности белорусского руководства смягчить воздействие этих изменений, экономист Леонид Злотников замечает: потери Беларуси составят около 4 млрд. долларов в год. Накопленных в Фонде 600 млн. хватит только на 1,5-2 месяца для компенсации этих потерь. По его мнению, не стоит рассчитывать и на золотовалютные резервы страны, составляющие около 1,5 млрд. долларов, что, по общепринятым меркам, совсем немного — на один месяц импорта. Да и нельзя остаться без копейки сбережений только, чтобы поддержать курс доллара. "Можно считать, что у правительства практически нет возможности смягчить воздействие имеющихся энергетических факторов", — заключил эксперт.

Между тем, согласно независимым оценкам, 25% предприятий страны могут не выдержать повышения цен на энергоносители и станут банкротами.

По некоторым данным, указание подготовить анализ с учетом покупки Беларусью газа по ценам 80-100 долларов за тысячу кубометров было отдано госорганам еще в конце 2005 года. Сотрудники Министерства экономики и других госучреждений представили картину, в соответствии с которой даже при этих ценах белорусская экономика не испытает сильного удара. В то же время, исследования независимых экономистов показывают: белорусская экономика приходит к нулевой рентабельности при цене на газ в 70 долларов.

"Это будет бесприбыльная экономика, нулевая, неэффективная, сидящая на голодном пайке", — говорит руководитель независимого аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико. По его словам, уже при 75 долларах за тысячу кубометров газа "мы начинаем просить деньги в долг. Россия будет давать займы, за которые мы потом будем отдавать собственность". О цене в 100 долларов и говорить не приходится.

Неслучайно в своем новогоднем обращении к народу Александр Лукашенко предупредил: "Надо быть готовым к тому, что придется принимать непростые и неординарные решения, потому что желающие заполучить за бесценок лакомые куски собственности в Беларуси не оставят попыток сломать нас экономически и политически". При этом он заявил о необходимости учиться работать "в новых экономических реалиях, жить и хозяйствовать более рачительно и бережливо".

Что это за неординарные шаги? И куда еще более "рачительно" хозяйствовать рядовому белорусу, который даже при старых ценах на газ (46,68 доллара) платил за тепло столько, сколько житель Евросоюза — около 10-11 евро — при среднеевропейской цене на газ в 250 долларов. И Россия здесь уже не причем.

Что же касается предприятий, то несложно предположить, что первыми брешь в общей системе дадут наиболее энергоемкие отрасли: нефтехимия, металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство. Повышение цен на энергоносители станет для них шоком: неизбежно появятся проблемы с уплатой налогов, оборотными средствами, погашением банковских кредитов.

Какая уж тут рачительность? Тем более что возможности правительства субсидировать убыточные отрасли и осуществлять социальные программы уменьшатся.

Кроме того, как подчеркивает экономист Ярослав Романчук, изменения экономических условий для Беларуси несут серьезные риски и ее монетарной системе.

"Правительство будет попытаться компенсировать бюджетные потери за счет ресурсов Национального банка. Последний будет сопротивляться, поскольку сохранять высокие ставки по рублевым депозитам и при этом увеличивать объем новых денег невозможно", — говорит он. По прогнозам эксперта, в 2007 году высоки риски того, что на рынке "новые" белорусские рубли не будут находить необходимого объема товаров и валюты. Иными словами, планируемые темпы роста инфляции могут оказаться фикцией.

В то же время сам глава Нацбанка Петр Прокопович заверяет, что ни увеличение цены на российский газ для Беларуси, ни объявленное введение с 1 января пошлины на российскую нефть к потрясениям на здешнем финансово-валютном рынке не приведут. "Белорусский рубль — устойчивая национальная валюта, и она останется такой же в будущем году, независимо от внешних факторов", — уверенно заявляет он.

Сергей Сидорский такой уверенности позавидовал бы. "В условиях сегодняшней экономики Беларуси 100 долларов — цена очень сложная, а можно сказать, неподъемная, — говорит он. — Правительству и всем, кто сегодня работает в реальной экономике, придется очень много работать, чтобы обеспечить должную рентабельность, себестоимость".

По словам главы белорусского правительства, в случае нехватки средств для расчетов за газ, Беларусь будет просить у "Газпрома" рассрочки. "Уважая наших партнеров, уважая наши отношения, уважая наших европейских партнеров, которые к нам в течение последних двух недель обращались, мы вынуждены были согласиться с этой ценой. Будет тяжело. Но нам, Беларуси, придется, как всегда, выстоять в этих сложных условиях и работать собственной экономикой", — признал премьер, добавив: "Мы сделаем все, чтобы остаться на внешних рынках и чтобы наши предприятия работали. Мы сделаем все, чтобы наши люди, наш народ не чувствовал этого повышения".

Говоря о повисшем сегодня в воздухе вопросе транзита нефти, Сергей Сидорский сообщил, что договорился с председателем правительства России Михаилом Фрадковым о встрече, на которой будут подняты вопросы раздела пошлин на нефтепродукты. Он также напомнил, что белорусская сторона отказалась от закупок российской нефти в связи с введением экспортной пошлины. "Я доложил Совету безопасности: мы не в состоянии платить более 400 долларов, и наши партнеры в России с пониманием относятся к этому, — сказал С.Сидорский. — Нам предложили раздел пошлин на нефть 50 на 50, мы завизировали это предложение и передали в российское правительство".

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева