Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
    Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей…
  2. МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
    Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли...


Экономика

Лукашенко и Ахмадинежад упустили, что между «лучшими друзьями» находится Россия

 

Лукашенко и Ахмадинежад Прилетев 21 мая в Минск, иранский президент Махмуд Ахмадинежад сразу дал "установку на добро", назвав Александра Лукашенко "одним из лучших своих друзей". Белорусский лидер в долгу не остался, заявив, что Иран способен стать "одним из влиятельнейших центров мирового сообщества". Эти признания задали тон всем последующим выступлениям, апофеозом которых стало совместно данное слово выступать против формирования однополярного миропорядка и обещание Ахмадинежада допустить Беларусь к нефтяным и газовым месторождениям Ирана.

Последнюю новость обсуждали, прежде всего, российские СМИ (после белорусских, разумеется), остальные активного интереса к белорусско-иранскому единению не проявили.

Как отмечает Polit.ru, для Минска самое важное (то, ради чего и говорились все комплименты) произошло в первый день визита: "Белоруссия получила возможность стать нефтедобывающей страной. Вдобавок Ахмадинежад предложил поучаствовать еще и в разработке газового месторождения".

"Вы сказали о том, что в ближайшее время мы сможем добывать в Иране нефть, сможем ее там перерабатывать или продавать эту сырую нефть в любом регионе мира. То же самое вы сказали и о добыче и переработке природного газа. Я еще раз хочу поблагодарить вас от имени белорусского народа за эту исключительную поддержку нашей страны", — передает издание радость белорусского лидера.

Сегодня А.Лукашенко еще раз поблагодарил своего иранского коллегу за понимание проблем Беларуси, прежде всего, в энергетике: "Для нас является проблемой величайшая зависимость от одного государства в поставках энергоресурсов. Мы об этом говорим честно и попросили иранскую сторону помочь решить эту проблему". Как заметил президент, у Ирана также существуют определенные проблемы и множество "чувствительных вопросов". "Все, что мы сможем сделать в интересах Ирана, мы это сделаем, после понимания, которое Иран проявил к нам, нашим проблемам", — заверил Лукашенко.

Впрочем, пишет Polit.ru, проектов Минску в Иране будет недостаточно, чтобы продемонстрировать независимость от российских энергоресурсов.

Кроме того, подчеркивается, что в белорусском нефтедобывающем проекте присутствуют и российские интересы: по данным "Коммерсанта", финансировать разработку нефтяного месторождения в Иране будет СП "Вьетсовпетро", 50% которого принадлежит российскому ОАО "Зарубежнефть".

А это значит, что прежде чем говорить о реализации коммерческого предложения Ирана и давать политические обещания, сперва нужно договориться с Россией.

"В свою очередь, Иран проявляет интерес к Белоруссии, рассчитывая на сотрудничество в области высокотехнологичной военной техники, а также в создании автоматизированной системы управления ПВО, — отмечает Polit.ru. — Эксперты в Белоруссии не исключают, что Иран получит часть выведенных в Белоруссии в 2006 году в резерв зенитных ракетных комплексов С-125 после их модернизации". 

ИА Regnum обращает внимание на белорусские проблемы с поставками энергоносителей из России. На этом фоне, убеждено агентство, "Белоруссия активно ищет энергетическую альтернативу. Предполагается, что белорусы в ближайшее время смогут не только добывать нефть в Иране, перерабатывать на месте или забирать сырье, но и продавать ее". Рынком сбыта, по мнению Regnum, скорее всего, станут близлежащие к Ирану регионы, где традиционно реализуется ближневосточная нефть.

Впрочем, как полагает KM.ru, сам по себе факт наличия соглашений между президентами двух стран, отнюдь не означает еще, что договоренности стопроцентно будут претворены в жизнь. Слишком много политических рисков сопровождают иранско-белорусское сотрудничество. Тем не менее, целеустремленность политики этих, в общем-то, обладающих довольно ограниченными возможностями небольших стран вызывает у издания уважение. "Последовательная политика и четко заявленная позиция позволяют им добиваться результата в весьма невыгодных для них условиях, — пишет KM.ru, подчеркивая в то же время, что Россия, видимо, будет оценивать ирано-белорусское сотрудничество неоднозначно. — С одной стороны, сближение двух явно антиамерикански настроенных стран для нас может быть потенциально выгодным. А с другой, Москве не очень-то приятно, что они все больше стремятся договариваться между собой через голову России. Попытки Минска наладить добычу нефти в третьих странах, таких как Иран и Венесуэла, направлены на то, чтобы попытаться снизить свою энергозависимость от нашей страны. Хотя, конечно, сколько-нибудь серьезно продвинуться в направлении энергетической (да и прочей) независимости от Москвы Минску едва ли в ближайшее время удастся. Ведь как ни крути, а кроме как на Россию положиться Белоруссии всерьез не на кого".

Что касается газа, то как замечает Накануне.ru, белорусские пути для иранского "голубого потока " все равно "в кармане у России". При этом on-line издание усматривает взаимосвязь между совпавшими по времени подписанием договора купли-продажи "Белтрансгаза" с "Газпромом" и визитом в Минск президента Ирана. "Не попытается ли Александр Лукашенко договориться об альтернативных поставках газа с президентом Ирана?", — задает портал вопрос заместителю директора Института стран СНГ, члену Совета по национальной стратегии, зампредседателю Межрегионального фонда президентских программ Владимиру Жарихину. Тот предлагает взглянуть на карту: между Ираном и Беларусью находится Россия.

"Представить себе альтернативные пути доставки газа достаточно трудно. Безусловно, Лукашенко пытается выйти из международной изоляции, в которой находится. Встречи с Ахмадинежадом не случайны, но считать, что вся политика действует вокруг газа, не стоит. Кроме газа на свете много других продуктов, в том числе значительно более высоко технологичных. Попытки выйти из международной изоляции имеют место, но то, что это некий элемент шантажа "Газпрома" в переговорах, я бы так не говорил", — отметил В.Жарихин.

У Ирана есть опыт самостоятельного внедрения атомных технологий вплоть до строительства АЭС "под ключ", а Минск уже давно рассматривает возможность строительства собственной атомной станции, напоминает Lenta.ru.

По ее мнению, день 21 мая 2007 года Александр Лукашенко может смело занести себе в актив: его мечта сделать свою республику нефтедобывающей страной, по крайней мере, на бумаге, сбылась. "Понятно, что Лукашенко не будет ввозить иранское "черное золото" из Персидского залива, однако его можно будет продать на стороне, а вырученными деньгами расплачиваться с хитрыми россиянами, которые своими манипуляциями с ценами на энергоносители пытаются держать белорусского лидера на коротком поводке", — иронизирует российский информационный ресурс, полагающий, что двум странам, к которым на Западе из-за их внешней и внутренней политики относятся, мягко говоря, настороженно, сам бог велел дружить.

"Если кто-то думает о том, что встречаются государства-изгои и встречаются только ради встречи, то вы глубоко заблуждаетесь, — заявил сегодня белорусский лидер на итоговом брифинге. — Мы удовлетворены результатами переговоров и достигли всех целей, которые ставили перед собой".

Как пишет Lenta.ru, "в отличие от Белоруссии, которая по большей части решает свои региональные задачи, Иран пытается позиционировать себя как некий противовес США и их европейским союзникам. Но для того, чтобы чувствовать себя более или менее уверенно, Тегерану нужно создать клуб единомышленников, а Лукашенко — один из самых идеальных кандидатов на членство в таком клубе. Стратегическое положение Белоруссии, напряженные отношения официального Минска с Вашингтоном и Брюсселем, а также острая заинтересованность властей республики в диверсификации источников энергии — все это создало для визита Ахмадинеджада благодатную почву. Это подтверждают и слова Лукашенко, который назвал Белоруссию "лучшим партнером и другом Ирана в сердце Европы".

Правда, ранее белорусский лидер такие же слова адресовал китайскому руководству. Судя по всему, сердце у Александра Григорьевича большое — на всех хватит.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева