Малый и средний бизнес Беларуси — под тотальным контролем государства

Проверки малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих органов по-прежнему остаются фискальными и карательными, а не...

Малый и средний бизнес Беларуси — под тотальным контролем государстваПроверки малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих органов по-прежнему остаются фискальными и карательными, а не предупредительными и профилактическими. Для большинства нарушителей приход инспекторов оканчивается штрафом. Такой вывод содержится в аналитическом отчете «Контрольная и надзорная деятельность в Республике Беларусь 2008», подготовленном Международной финансовой корпорацией (МФК) по итогам опроса руководителей 400 предприятий малого и среднего бизнеса и 125 индивидуальных предпринимателей, представляющих все отрасли экономики и все регионы страны.

За последние три года общее количество всех видов проверок субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) снизилось, однако «контрольная нагрузка» на них остается по-прежнему высокой. Среднее количество проверок, которые приходятся на одного субъекта МСБ в год, уменьшилось с 24 дней в 2004 г. до 6 в 2006 г., а среднее число проверок в год на одного субъекта снизилось с 10 до 4 дней. При этом меньше стало проводиться проверок финансово-хозяйственной деятельности и технических инспекций. Этого удалось добиться за счет сокращения числа внеплановых проверок.

Несмотря на то, что общее число проверок уменьшилось, количество технических инспекций (проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования) остается по-прежнему высоким. Так, в 2006 г. одно малое предприятие пожарный надзор проверял в среднем до двух в год. Всего же такими проверками было охвачено 64% малого и среднего бизнеса. Проверки носят регулярный характер, несмотря на то, что большинство работает в отраслях и на производствах, где вероятность угрозы возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций ничтожно мала, констатируют эксперты МФК. Только 5,5% опрошенных субъектов малого и среднего бизнеса имеют потенциально высокую степень риска (производство, реализация, хранение или транспортировка взрывоопасных и пожароопасных веществ и химических продуктов). При этом 18% из потенциально опасных предприятий не проверяли в 2006 г. ни разу и 9% — ни разу за последние три года.

Аналогичная ситуация с проверками органов санитарно-эпидемиологического надзора. Несмотря на то, что деятельность только около 12% субъектов МСБ является потенциально опасной с точки зрения санэпидемслужб (занимаются производством продуктов питания, реализацией скоропортящихся продуктов, изготовлением или реализацией лекарственных средств, производством непищевых товаров для детей), проверки коснулись почти 42% представителей работающего малого и среднего бизнеса. А количество проверок отдельных субъектов предпринимательства достигало до трех раз в год. Причем 28% из потенциально опасных предприятий не проверяли в 2006 г. вообще, а 19% — ни разу за последние три года.

У проверяющих органов нет системного подхода и обоснованных критерий для проведения проверок. Это приводит к тому, что ресурсы надзорных органов распыляются на работу с объектами невысокого риска, что снижает эффективность их работы. В свою очередь, дополнительные проверки отвлекают от работы и бизнес, что негативно сказывается уже на его эффективности.

Эксперты МФК также обращают внимание на то, что одна из причин нарушений — незнание предпринимателями норм и правил технического регулирования (в этом признались больше трети опрошенных), а также их чрезмерное количество и сложность.

Чрезмерные полномочия инспекторов и отсутствие понятной процедуры проведения — наиболее серьезные проблемы при проведении проверок для бизнеса. Предпринимателю легче заплатить штраф, чем выполнить требования, так как их соблюдение зачастую приведет к убыточности бизнеса.

Проблемы в этой сфере эксперты объясняют отсутствием четких критерий контрольной деятельности для всех проверяющих органов. В отличие от большинства стран СНГ, в Беларуси отсутствует единый рамочный законодательный акт, который бы регулировал основы государственного контроля экономической деятельности в стране. Такой правовой документ должен устанавливать критерии и порядок контроля в сфере бизнеса для всех госорганов, что позволило бы привести к общему знаменателю порядок проведения и оформления проверок, а также сделать их более прозрачными.

Между тем в соседней России уже на самом высоком уровне обсуждают возможность полностью запретить доступ контролирующих органов на малые предприятия без разрешения прокуратуры или суда. Такую инициативу озвучил недавно избранный президентом России Дмитрий Медведев. А Минэкономразвития РФ даже вынесло предложения ввести квотирование проверок и заменить первый штраф предупреждением.

Медведев признал, что проверки в России являются источником заработка («легализованной взяткой») для пожарных служб, санэпидемнадзора и милиции, в связи с чем малый бизнес теряет порядка 10% своей выручки. За малым бизнесом в России наблюдают 45 организаций, из которых 30 органов контроля — федерального уровня. По некоторым данным, малые предприятия России платят проверяющим до 1,5 триллиона российских рублей ежегодно.