Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
    Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли...
  2. Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
    Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…


Экономика

Беларусь заняла место в хвосте Таможенного союза


таможенный союзПосле колебаний Беларусь решилась-таки на участие в таможенном союзе с Россией и Казахстаном. На встрече в Минске 27 ноября президенты Лукашенко, Медведев и Назарбаев подписали документы о едином таможенном тарифе и едином таможенном кодексе. Первый должен вступить в силу 1 января 2010 года, второй — спустя шесть месяцев, 1 июля.

С подачи белорусского руководителя интрига сохранялась до последней минуты.

«Члены российской делегации летели в Белоруссию с нехорошим предчувствием, — написал российский «КоммерсантЪ». — Весь нынешний год отношения Москвы и Минска складывались крайне непросто, а на этой неделе случилось очередное обострение».

Так, за десять дней до минского саммита Александр Лукашенко провел совещание, на котором высказывал сомнения относительно целесообразности участия страны в таможенной «тройке».

Президент задал правительству вопросы: «Решит ли таможенный союз те проблемы, с которыми мы столкнулись при строительстве Союзного государства?»; «Достаточно ли защищены белорусские экономические и внешнеполитические интересы?».

Лукашенко обратил внимание на то, что пока нет никакой ясности ни по вопросу об отмене экспортных пошлин на нефть, которые применяет Россия, ни по единому ценообразованию на природный газ и другие энергоресурсы на территории таможенного союза, ни в том, как будут распределяться между бюджетами трех государств таможенные пошлины за импортируемые из третьих стран товары.

«Доводы о том, что эти вопросы будут урегулированы потом в рамках единого экономического пространства, не убедительны», — заявил президент и упрекнул правительство в отсутствии должной напористости при переговорах с Россией и Казахстаном.

Впоследствии нотки сомнения по поводу таможенного союза звучали в устах Лукашенко неоднократно. И даже открывая встречу с Медведевым и Назарбаевым в Минске, он в присутствии прессы заявил, что ряд принимаемых в рамках таможенного союза решений «весьма чувствителен» для Беларуси. Эти решения «не во всем несут позитивный эффект», подчеркнул президент.

Лукашенко заявил, что создание нового таможенного образования окажет влияние на национальные экономики. «Хуже всего будет, если окажется, что национальные, мелочные, сиюминутные интересы будут превалировать над общими интересами», — добавил он.

Некоторые аналитики даже прогнозировали, что в последнюю минуту Минск может отказаться от подписания таможенных документов.

Сенсации, однако, не произошло. После переговоров тональность высказываний Лукашенко изменилась. Выйдя к журналистам, он назвал решение о создании таможенного союза судьбоносным, «историческим шагом, который внесет серьезные экономические подвижки не только на евразийском пространстве, но и в мире в целом».

Президент подчеркнул, что рассматривает союз как шаг к созданию единого экономического пространства ЕврАзЭС, а также сообщил, что белорусская сторона предложила ускорить процесс формирования нормативно-правовой базы единого экономического пространства.

Мировой экономический кризис «учит нас быть расторопными», подчеркнул Лукашенко. «Работа предстоит большая, но белорусская сторона уверена, что при наличии политической воли все вопросы можно решить быстро», — добавил он.

Нурсултан Назарбаев, в свою очередь, отметил, что таможенный союз позволит трем странам получить к 2015 году прирост ВВП в 15%. «Единый рынок наших стран, который оценивается в 2 трлн. долларов, будет более привлекательным для инвестиций», — сказал лидер Казахстана.

Российский президент признал, что «это значимое, долгожданное событие», которое «родилось в очень непростых переговорах». «Несмотря на сложности, которые сопровождали этот процесс, мы сегодня вышли на новый уровень сотрудничества в ЕврАзЭС», — заявил Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул: впервые за последние годы стороны договорились о «передаче части национального суверенитета наднациональному органу — комиссии таможенного союза, которая будет принимать решения о таможенных тарифах».

К слову, что касается таможенных тарифов, то торг здесь, судя по всему, только начинается и обещает быть нелегким.

Как сообщил журналистам первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, такой животрепещущий для Беларуси вопрос, как пошлины на автомобили, президенты не обсуждали.

Как известно, ныне ввозные таможенные пошлины на автомобили иностранного производства в Беларуси значительно ниже российских. Повышение размера пошлины после оформления таможенного союза сделает иностранные автомобили существенно дороже для белорусских автомобилистов.

Между тем, как следует из слов Шувалова, в вопросах автомобильных пошлин Москва намерена отстаивать свои интересы. Российское правительство, пояснил вице-премьер, должно выполнять те обязательства, которые взяла на себя, подписывая соглашение с автопроизводителями.

При этом он не исключил, что в будущем российская сторона пойдет на то, чтобы «модифицировать» размер пошлин на автомобили.

Что касается еще одной животрепещущей проблемы — пошлины на нефть, то, как сообщил Шувалов, президенты дали поручения, «чтобы этот чувствительный вопрос, который существует между Беларусью и Россией, был решен». «Но речь не идет о том, чтобы пошлина была отменена», — подчеркнул он.

Вице-премьер также сообщил, что основу общего тарифного плана, который должен вступить в силу 1 января 2010 года, на 92% составляют пошлины, действующие в России.

Будущее таможенного союза аналитики считают весьма туманным.

Экономист Леонид Злотников затрудняется наперед оценивать эффективность таможенного союза для Беларуси. Он предполагает, что Минск согласился на участие в этом объединении в надежде получить более дешевые российские энергоносители.

«Равенство цен на ресурсы предполагает экономический союз, а не таможенный. Таким образом, таможенный союз белорусское руководство рассматривает как преддверие к экономическому союзу», — заметил эксперт.

Что касается привлекательности таможенного союза для иностранных инвесторов, на что указывал Назарбаев, то здесь не все так просто, считает Злотников. Многое зависит от экономических условий внутри государств.

«Если бы экономическая либерализация в Беларуси действительно состоялась, были созданы хорошие условия для бизнеса — налогообложение, защита частной собственности и т.д., то участие в таможенном союзе было бы очевидно выгодно для Беларуси», — полагает экономист.

«Иностранный капитал мог бы здесь организовать новое производство или реорганизовать уже существующее. За счет включения в систему международного разделения труда появилась бы возможность производить дешевые и качественные изделия. Но это был бы товар белорусского производства. И в этом случае привлекательность белорусского рынка как плацдарма для продвижения продукции на восток повысилась бы», — считает эксперт.

Однако, отмечает он, пока такие условия создает Россия, причем гораздо быстрее Беларуси.

«Взять, например, самолет «Суперджет-100» — очень хороший самолет, созданный в России при большом (на 70%) участии западных фирм. Или «АвтоВАЗ» — туда активно привлекается иностранный инвестор, чтобы поднять предприятие. Россия привлекла на свой рынок зарубежные автомобильные компании, которые организуют там сборку», — говорит Злотников.

«Мы уже не можем конкурировать с Россией. С тем, что у нас вынашивают — сделать здесь автомобильный сборочный заводик и поставлять продукцию в Россию, мы уже опоздали», — убежден эксперт.

Что касается Казахстана, то это — самая рыночная страна из всех государств СНГ, отмечает Злотников.

«Если бы в Беларуси были созданы более выгодные условия для бизнеса, чем в России и Казахстане, таможенный союз с ними был бы очень выгоден. Возможно, он был бы даже более выгоден, чем зона свободной торговли в рамках программы ЕС «Восточное партнерство», — считает экономист.

По словам Злотникова, участие Беларуси в таможенном союзе осложняет перспективу участия в зоне свободной торговли с Европой.

«Но так уж сложились обстоятельства, что мы больше привязаны к России. До европейского рынка нам очень далеко, а вот европейскому капиталу войти в Беларусь гораздо проще», — считает экономист.

По его мнению, при благоприятных обстоятельствах «можно было бы не бояться потерять зону свободной торговли с ЕС, а смело двигаться в направлении таможенного союза с Россией и Казахстаном».

«Но мы проспали. И сейчас правительству нужно шевелиться, чтобы сделать условия для бизнеса привлекательными, чтобы хотя бы догнать партнеров по таможенному союзу. Хотя при нынешнем руководстве это выглядит фантастикой»,
— заключил Леонид Злотников.

Оценить материал:
Средний балл - 2.86 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева