Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Беларусь не будет продавать МЗКТ российским купцам
    Эта козырная карта будет придерживаться белорусским президентом до последнего…
  2. Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
    Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей…


Экономика

У часов «Луч» заканчивается белорусский завод


Под носом у жаждущего честной и открытой приватизации МВФ белорусские власти вроде бы продают Минский часовой завод. Вроде бы — так как официально никто документов публике не предъявлял. Покупатель — швейцарская компания Franck Muller — сегодня выглядит довольным.

Минский часовой завод. Фото photo.bymedia.net

Луч света на темное дело

Сделка по продаже Минского часового завода проходит в лучших номенклатурных традициях. Без открытого аукциона или конкурса. Не обнародованы условия продажи. Нет публичного обсуждения сделки с участием трудового коллектива. Нет четко прописанных условий продажи национализированного за долги перед бюджетом предприятия. Классические методики оценки стоимости активов не понадобились. Инвестиционные условия сделки тоже расплывчаты.

Похоже, что стороны ударили по рукам в уютной обстановке швейцарского курорта. Вроде бы договорились о трансферте собственности из рук в руки. Попытаемся разобраться, какие руки были вовлечены в эту сделку и какую выгоду от этого получит страна.

Анекдот в тему
Мюллер нервно взглянул на часы и поднес их к уху. Часы не тикали. «Луч», — догадался Мюллер.
С формой собственности белорусского предприятия все ясно. Тем не менее, уместно будет припомнить доведение его до банкротства и национализацию. Часовой завод пал жертвой так называемой народной приватизации. Акции МЧЗ раздали коллективу. Получили свое руководители. Чиновники тоже поставили галочку — мол, и у нас растет негосударственный сектор. Судя по финансовым результатам, управление было из рук вон плохим. Руководители МЧЗ имели возможность зарабатывать на сдаче помещений в аренду. Очевидно, что стратегия развития именно часового бизнеса их особо не волновала, иначе они бы еще в 1990-х нашли надежного партнера и модернизировали производство. Не могли, не захотели, им не дали — не столь уже важно: результат менеджмента оказался плачевным.

В августе 2006 года хозяйственный суд Минска по иску налоговой инспекции в отношении МЧЗ начал процедуру банкротства и ввел защитный период. На 1.09.2006 г. на складах завода находилось 1,32 млн. штук часов, что более чем в 16 раз превышало объем среднемесячного производства. Уже тогда не было сомнений, что МЧЗ не смог адаптироваться к требованиям рынка. Это не Бог весть какая трагедия, а обычная ситуация. Истории известны многочисленные случаи удачного перепрофилирования и переориентации производств. Вспомним хотя бы «Нокию», которая в конце 1980-х была захудалым небольшим заводиком.

ЛучМинский часовой завод создан в 1953 году. Выпускает часы торговой марки «Луч». Изначально мощности предприятия были рассчитаны на производство 5 млн. единиц продукции в год. В 1992 году завод был преобразован в открытое акционерное общество. В 2006 году началась процедура банкротства и санации предприятия. На конец 2009 года складские запасы превысили среднемесячный объем производства в 35,8 раза.
Акционерам Минского часового завода, конечно, было от чего огорчиться, но поводы для радости тоже оставались. Главный из них — это наличие в самом центре Минска более 50 тысяч квадратных метров офисной площади с развитой инфраструктурой. По скромным оценкам, рыночная стоимость данного объекта превышала 100 млн. долларов. Даже если бы сдать все помещения в аренду, то в год можно было бы зарабатывать, по скромным подсчетам, около 10 млн. долларов. С таким капиталом на балансе легко было бы погасить долги перед государством, привлечь инвесторов и жить припеваючи: акционеры получали бы дивиденды, государство — налоги, а инвесторы — прибыль.

Вариантов реструктуризации было много. На части площадей можно было сделать СП и производить часы, другую — сдать в аренду, а все остальное — пустить под новые офисные застройки. Девелоперский проект в таком месте Минска был бы выгоднее, чем даже «Минск-Сити» на месте аэропорта «Минск-1».

Однако решили пойти другим путем — к национализации. Очевидно, даже не это было конечной целью авторов данной долгосрочной схемы. Задумывалось ли так заранее, пока утверждать не стану, но факт: тысячи простых акционеров были выведены из игры. Договариваться с каждым из них — сложный и дорогостоящий процесс. Поэтому архитекторы схемы решили создать такие условия, чтобы во всем обвинить акционеров и руководство завода. Такой же подход, вспомним, использовался при национализации с последующей продажей Мотовелозавода.

Контуры обкатываемой сейчас в Беларуси схемы выглядят следующим образом: доведение до банкротства (бездействие слабо контролируемого акционерами директората, «подсаживание» на бюджетные кредиты, блокировка предлагаемых проектов по продаже акций) — доведение до отчаяния акционеров — доведение цены акции до балансового нуля — национализация — кулуарная продажа зарубежной структуре со щедрым довеском в виде земли и права заниматься «точечной» застройкой и иными проектами.

Часы — для красы

Есть много фактов, свидетельствующих в пользу наших выводов. Нет сомнений, что в этой истории часы — только предлог. На 1.02.2010 г. на складах их скопилось 1,19 млн. штук, что уже в 34 раза превышало среднемесячный объем производства. Никто не снимает ответственность с руководства самого завода, но ведь с августа 2006 года прошло более трех с половиной лет! За это время при наличии ценных активов в виде недвижимости и земли можно было бы давно решить проблемы и начать реализацию новых проектов.

Если бы речь шла о защите интересов акционеров, то логика поведения была бы совершенно иной. Однако борьба шла не за пылящиеся на складах часы бренда «Луч» и устаревшие технологии их производства, а за землю и недвижимость.

Чтобы сформировать у мелких акционеров комплекс вины и минимизировать риски коллективной забастовки для защиты имущественных прав, властям понадобилось более двух лет. И вот указом № 24 от 10.01.2009 г. ОАО «Минский часовой завод» был национализирован за долги перед бюджетом. Они составляли всего 30,34 млрд. рублей. Такие деньги можно было получить всего за месяц аренды помещений завода…

Ffranck MulleКомпания Franck Muller была основана в 1991 году бизнесменами Франком Мюллером и Вартаном Сирмакесом, занимается производством сложных механических часов. Фирмой сделано около 20 мировых изобретений, связанных с часовым производством. В 2004 году между владельцами произошел конфликт, в результате которого компанией стал единолично управлять армянский бизнесмен Сирмакес. Два года назад спрос на продукцию Franck Muller начал падать, по итогам 2008 года он упал на 75%. По данным швейцарского экономического журнала Bilan, компания Franck Muller находится в тяжелом финансовом положении: складские запасы превышают годовой объем производства, долг по налоговым платежам достиг 300 млн. швейцарских франков.
1 миллиард 122,8 миллиона акций оценены в 33,685 млрд. рублей. Номинальная стоимость одной акции определена в 30 рублей. Эта цифра стала результатом применения весьма своеобразной методики оценки. Очевидно, учитывались только складские запасы да технологическое оборудование. 33,7 млрд. рублей — это чуть больше 12 млн. долларов, примерно в 10 раз меньше оценки стоимости недвижимости, которой владел МЧЗ, и чуть больше потенциальной ежемесячной арендной платы за сдачу всех площадей под офисы, производства и складские помещения.

Получается, что акционеры в плане цены акции потеряли, как минимум, десятикратно!

Несмотря на то, что сделка вроде бы согласована, большой определенности по поводу будущего МЧЗ пока нет. Предварительно сделка одобрена президентом Беларуси, но стоимость, по которой будут проданы активы предприятия, Александр Лукашенко еще не назвал.

Но, судя по предварительной информации, условия сделки для швейцарской компании Franck Muller очень выгодны. Будет произведена дополнительная эмиссия (около 1216,4 млн. акций). Их и приобретет эта компания за 15 млн. долларов, став таким образом владельцем контрольного (около 52%) пакета акций предприятия. Возможно. Оставшиеся акции, принадлежащие белорусскому государству, будут переданы Franck Muller в доверительное управление. Спустя два года инвестору будет выделено 23 гектара земли под Минском для строительства нового завода и «часовой деревни». Тем временем уже существующие корпуса и помещения МЧЗ в центре Минска превратятся в офисы, бизнес-центры и торговые площадки.

На первый взгляд, это — аттракцион неслыханной щедрости в отношении компании Franck Muller. Судя по месту этой структуры на мировом рынке, едва ли речь идет о часах. Превратить марку «Луч» в ценный бренд при таких инвестициях можно разве только в белорусской провинции. На кону на самом деле — недвижимость и земля, а часы — лишь прикрытие. Причем — не единственное. Вряд ли за просто так белорусская номенклатура впустит на рынок иностранца и создаст для него столь комфортные условия.

Оценить материал:
Средний балл - 4.51 (всего оценок: 10)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева