Сектор медицинского страхования либерализации не дождется?

Сегодня в Беларуси действует система добровольного страхования медицинских расходов. Она предполагает установление страховой суммы, в пределах которой...

страховая медицинаПо мнению министра здравоохранения Василия Жарко, страховая медицина в Беларуси неприемлема. Об этом он заявил во время онлайн-конференции на сайте государственного агентства БЕЛТА.

«Я противник введения в Беларуси страховой медицины, поскольку на примере России и других стран мы видим, что она еще несостоятельна. Уходят большие денежные потоки на содержание этих страховых компаний, на ненужные проволочки. Кроме того, мы еще не готовы в финансовом плане»,подчеркнул министр.

По словам вице-председателя Белорусского союза предпринимателей Виктора Хомярчука, «страховая медицина — это всего лишь платные медицинские услуги, оплачиваемые не напрямую клиентом, а страховой компанией, держателем полиса которой он является. А это означает необходимость наличия полноценного рынка платных медицинских услуг. Медицинское же страхование — это есть форма оплаты этих услуг, оно может быть как добровольным (ДМС), так и обязательным (ОМС). По-видимому, министр до сих пор путает страховую медицину с ОМС. Но идею обязательного медицинского страхования в республике в последние десять лет никто не поднимал — так что тут нечему и противиться».

Вместе с тем Минздрав против и внедрения широкомасштабного добровольного медицинского страхования, считает Хомярчук. Активизация в этом сегменте страхования ожидается после того, как юридические лица — клиенты не только государственных, но и частных страховых компаний, получат возможность относить затраты по ДМС на себестоимость, а не изымать средства на эти цели из прибыли, как сейчас. Однако обещанной либерализации может и не быть, потому что Минздрав ни в каком варианте идею страховой медицины не приемлет, считает эксперт.

«Воспользовавшись возможностью приобрести полис добровольного медицинского страхования и впоследствии использовав ее при лечении какого-то заболевания, человек, по сути, высвобождает деньги для тех, кто не может себе позволить получать медицинскую помощь на платной основе. То есть происходит бюджетозамещение. Но чиновники боятся, что в перспективе это может привести к сокращению бюджетных ассигнований на здравоохранение. А чиновник чувствует себя уверенно, пока сидит на деньгах», — отмечает эксперт.

Виктор Хомярчук считает, что чиновники будут тормозить эту тему. Свои интересы есть в этом вопросе и у медучреждений. «Клиентов с полисами ДМС они любят меньше, чем клиентов, которые платят напрямую медцентру. Ведь в процессе лечения нередко за счет лишних процедур можно значительно повысить стоимость оказанной услуги. Одну и ту же услугу могут условно оказать и на 60 долларов, и на 260 с тем же самым результатом и препаратами. При наличии полиса ДМС счет выставляется страховой компании. Но страховая компания обязательно оценивает качество и целесообразность той или иной услуги и не оплатит ненужные процедуры. Безусловно, частные и государственные медучреждения в плане оказания платных услуг должны быть поставлены в одинаковые экономические условия — тогда появится реальная конкурентная среда».

В.Хомярчук убежден, что либерализация медицинского страхования будет также стимулировать развитие частных медицинских центров — увеличится их клиентская база.

«Кроме того, это позволит снять излишнюю нагрузку с нашей бесплатной медицины. Конечно, даже самая развитая система частных медцентров проблемы не решит, но хотя бы ее ослабит. Это касается очередей в поликлиниках, на операции, — отмечает эксперт. — Даже в рамках наиболее совершенной бесплатной медицины, каковой считается британская, пациенту порой приходится по полгода ждать планового лечения — и на этот случай существуют программы медицинского страхования и платная медицина».

За первое полугодие 2009 года страховыми организациями было принято страховых взносов по страхованию медицинских расходов на 3 млн. долларов. Выплаты составили более 2 млн. долларов. Доля страхования медицинских расходов в общей структуре полученных премий составила 0,85%. Тем не менее, страховые компании заинтересованы работать в этом сегменте рынка.

«Сейчас страховые компании больше заинтересованы иметь дело с большими производственными коллективами. То есть страхованием охватывается весь коллектив, и наниматель вносит определенный взнос. Кто-то из застрахованных заболеет, кто-то нет. Индивидуальные же клиенты для страховых компаний не очень интересны — страхование они склонны рассматривать, скорее, как форму медицинского абонемента. Не получив в течение года медуслуг на сумму как минимум равную размеру страхового взноса, они считают, что их обманули».

По мнению эксперта, Беларуси необходимо постепенно переходить на общемировую, классическую практику медицинского страхования. Сегодня же в Беларуси действует система добровольного страхования медицинских расходов. Она предполагает установление страховой суммы, в пределах которой клиенту при наступлении страхового случая и будет оказана медицинская помощь.

«Что касается классической практики медицинского страхования, то она подразумевает ежегодную уплату гражданами и/или их нанимателями страховых взносов в соответствии с выбранной программой. Со своей стороны, страховщик гарантирует клиенту оплату расходов при наступлении страхового случая вне зависимости от того, сколько стоит лечение — страховая сумма там отсутствует. А это совсем другая математика. К тому же, этим видом страхования должны, в перспективе, заниматься исключительно специализированные медицинские организации», — подчеркнул В.Хомярчук.

По его словам, в Беларуси найдется целый ряд компаний, готовых переключиться на такую практику медицинского страхования: «Но для этого должна быть воля государственных институтов и соответствующее законодательство — не только страховое, но и медицинское».