Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
    За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики...
  2. Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
    6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…


Экономика

Топ-10 главных экономических событий 2010 года

 

В 2010 году страна многое сделала в первый раз. Беларусь впервые разместила свои облигации на европейском рынке, впервые попыталась диверсифицировать поставки энергоресурсов, впервые стала готовить стратегию либерализации экономики, впервые организовала конкурсы по продаже госпредприятий. Но, увы, далеко не всегда начинания были доведены до логического конца. Интернет-газета Naviny.by выбрала 10 событий, которые лучше всего отражают экономическую политику, проводимую в год выборов.


Кровь из носа, деньги на руки

Государство в 2010 году уделяло пристальнейшее внимание повышению доходов населения.

«Мы должны кровь из носа выполнить эти обязательства (по достижению среднемесячной платы до уровня 500 долларов. — Авт) до конца года», — заявлял в мае Александр Лукашенко, выступая перед студентами Могилевского университета.

В 2010-м трижды повышались зарплаты работников бюджетной сферы, увеличивались зарплаты работников госпредприятий. Результат получился впечатляющим: ноябрьская среднемесячная зарплата оказалась почти на 43% процента выше январской.

Самое высокое повышение зарплат произошло в ноябре — накануне президентских выборов. По сравнению с октябрем заработная плата работников здравоохранения выросла почти на 23%, в сфере образования — на 26%. Кого нужно благодарить за предвыборную щедрость, избиратели поняли интуитивно.


Обещанного до нового года ждут

В год выборов власть демонстрировала свое благородство не только перед рядовыми избирателями, но и перед корпоративным сектором. В апреле президент выступал в парламенте с ежегодным посланием и заявил о необходимости подготовки директивы о либерализации.

Бизнес-сообщество этому поручению президента так обрадовалось, что принялось вместе с министерствами готовить долгожданный документ. В июле готовый вариант директивы о либерализации, который устраивал Министерство экономики и бизнес-союзы, был подготовлен.

Однако месяцы шли, а директивы все не было. В октябре после очередной доработки директивы вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков направил проект документа на согласование в органы госуправления. Но принятие директивы это не ускорило.

В декабре Александр Лукашенко на Всебелорусском народном собрании пообещал, что до конца года директива будет принята. И на падающем флажке, за несколько часов до собственного выступления с новогодним поздравлением, документ подписал. Однако утверждать, что страна теперь станет более либеральной, пока рано. Для воплощения в жизнь положений директивы потребуются отдельные постановления правительства, которых, возможно, придется ждать не меньше, чем самой директивы.

Кто не пересел — тот опоздал

Решение, которое было принято в начале 2010 года на автомобильном рынке, либеральным никак не назовешь. Беларусь выровняла таможенные пошлины на ввозимые автомобили с российскими.

Это привело к резкому росту цен на новые автомобили. В зависимости от модели машины их стоимость в автосалонах выросла на 20-30%. Желающие, которые хотели купить новую машину, оказались в тяжелой ситуации — приобрести автомобиль через официальных дилеров по доступной цене оказалось практически невозможно.

Новые условия продажи автомобилей оказались на руку физлицам, которые торгуют машинами. В 2010 году для них пошлины остались прежними. Правда, как ожидается, с 1 июля 2011 года таможенные пошлины на автомобили поднимутся и для физлиц.


Друзья познаются в нефти

Пошлины на автомобили Беларусь выравнивала в рамках процесса по созданию с Россией и Казахстаном единого таможенного пространства — Таможенного союза.

Беларусь включилась в формирование нового межгосударственного образования неслучайно. Выровняв пошлины с Россией на автомобили, официальный Минск рассчитывал на уступки Москвы по пошлинам на нефть.

Дело в том, что Россия с 1 января ввела пошлины на нефть в отношении Беларуси. Лукашенко посчитал введенные пошлины недружественным шагом со стороны России и отправился в марте в Каракас к одному из своих главных друзей Уго Чавесу договариваться об условиях импорта венесуэльской нефти.

Поставки углеводородного сырья через океан, начавшиеся в апреле, впечатлили многих. Правда, об их экономической эффективности остается только догадываться — белорусские власти не раскрывают стоимость нефти, которую страна получает из Венесуэлы.


Цена бензина падать не может

Рядовым белорусам в первом полугодии запомнилась не только новость про начавшиеся поставки нефти из далекой Венесуэлый, но и постоянный рост цен на бензин.

Концерн «Белнефтехим» в первом полугодии трижды повышал стоимость нефтепродуктов — в январе, феврале и мае. Автовладельцы, не согласные с участившимся ростом цен на бензин, проводили в этом году акцию протеста, требуя снижения стоимости нефтепродуктов.

Концерн «Белнефтехим» стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке снижать не стал, а рост цен аргументировал ухудшившимися условиями поставок нефти из России.

Однако в декабре 2010 года белорусским властям удалось договориться с Россией о снятии пошлин на российскую нефть, таким образом у белорусской стороны появилась возможность снизить стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Но возвращать цены на нефтепродукты на начало года правительство не стало. Вице-премьер Андрей Кобяков заявил в декабре, что бюджет на 2011 год и так сформирован с дефицитом, поэтому, мол, снижать цены на бензин возможности нет.


Белорусская «бондиана»: продолжение следует

Бюджет был дефицитным и в 2010 году. Чтобы пополнить казну ресурсами, Беларусь впервые в своей истории разместила в августе этого года облигации на европейском рынке.

У этого события можно выделить два аспекта. Положительная сторона заключается в том, что размещение облигаций на европейском финансовом рынке позволило Беларуси начать свою кредитную история, рассказать о себе потенциальным кредиторам. Это обстоятельство имеет важное значение, ведь чем больше стране доверяют, тем дешевле ей предоставляют заемные ресурсы на европейском рынке.

Однако размещение Беларусью облигаций вызывает вот какое опасение. Этот инструмент заимствования не связан с необходимостью проведения в стране реформ. Скажем, если наша страна стала бы привлекать ресурсы у МВФ, ей пришлось бы взять обязательства по реформам. В случае размещения облигаций проведения реформ никто не требует.

В 2011 году белорусские власти намерены продолжать размещать свои облигации на внешних рынках с целью привлечения новых заемных ресурсов. Оно и понятно: дефицит бюджета на 2011 год установлен в размере 3%, и его нужно за счет каких-то источников финансировать.


Нацбанк «сделал» ставку

Важное экономическое событие 2010 года, которое также касается финансового рынка, связано с действиями центрального банка. Нацбанк в этом году 6 (!) раз корректировал в сторону уменьшения ставку рефинансирования, способствуя тем самым снижению стоимости кредитов.

В апреле на расширенном заседании правления Нацбанка заместитель председателя Комитета госконтроля Александр Агеев подверг критике банковскую систему за высокие ставки по кредитам.

Месседж, который направил банковскому сектору господин Агеев, звучал так: банки должны создать для экономики «благоприятные условия по достижению намеченных прогнозных показателей развития». Причем недвусмысленно было заявлено, что банкам нужно снизить стоимость кредитов, выдаваемых реальному сектору.

Во многом благодаря усилиям Нацбанка, который взял целенаправленный курс на снижение ставки рефинансирования, эта задача была решена. Средняя процентная ставка по рублевым кредитам для юрлиц снизилась с 18,8% в январе этого года до 11,4% в октябре.


«Агентура» на общественных началах

Помимо кредитных ресурсов белорусским предприятиям очень важны еще и инвестиционные. Правительство предприняло в этом году попытку стимулировать приток в страну инвестиций посредством создания института инвестиционных агентов.

Компании, которые выразили намерение привлекать в страну инвестиции, получили статус инвестагентов. Однако нерешенным остался главный вопрос — источник финансирования деятельности появившихся инвестагентов. Государство отказалось выделять средства из бюджета для оплаты услуг последних.


Ценник заломили — ничего не получили

Тем не менее, инвестагенты взялись работать на общественных началах, рассчитывая, что инвесторы, которые проявят интерес к госактивам, оплатят им консультационные услуги за сопровождение сделок.

В августе и сентябре этого года государство выставляло на продажу пять средних госпредприятий — Бобруйский машиностроительный завод, волковысский «ВолМет», Лидский литейно-механический завод, барановичский «Бархим», «Речицкий текстиль».
.
Однако ни первая попытка продать эти активы (в августе и сентябре), ни вторая (в ноябре) не позволила государству выручить деньги.

По мнению инвестагентов, которые имели отношение к «пилотной» приватизации госпредприятий, стоимость выставленных на продажу госактивов была слишком высокой. Поэтому потенциальные инвесторы участвовать в конкурсах по продаже белорусских госпредприятий отказались.

Как следствие, финансовый результат от конкурсов по продаже госпредприятий оказался нулевым.


Антишоковая «терапия» Путина

Главным инвестором Беларуси в 2010 году оказался «Газпром», выкупивший 12,5% акций «Белтрансгаза» за 625 млн. долларов.

Но главное финансовое событие ушедшего года для Беларуси не в этом. В декабре белорусское правительство достигло договоренности с Россией об отмене пошлин на импортируемую в страну российскую нефть.

По словам Владимира Путина, чистая выгода Беларуси от новых условий поставок российской нефти составит в 2011 году 2,3 млрд. долларов.

По сути, это означает, что Беларуси удастся вернуть те деньги, которые наша страна потеряла в 2010 году из-за введения пошлины на российскую нефть. Международный валютный фонд оценивал потери белорусского бюджета в 2010 году, вызванные «нефтяным шоком», в 2 млрд. долларов.

Оценить материал:
Средний балл - 4.55 (всего оценок: 9)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева