Государство отправит бизнес на «обследование»

Чем грозит бизнесу новая редакция указа о контрольной и надзорной деятельности?..

 

Белорусское правительство готовит новую редакцию указа, который будет регулировать деятельность контролирующих органов. В проекте указа, текстом которого располагает интернет-газета Naviny.by, говорится о том, что документ подготовлен в соответствии с директивой о либерализации, то бишь, надо полагать, направлен на «развитие предпринимательской инициативы». Однако бизнес-сообщество ожидает, что принятие указа будет иметь обратный эффект.

В обосновании к проекту указа говорится о том, что 510-й указ, который до последнего времени регулировал проверочную деятельность, не позволяет отдельным госорганам в должной мере осуществлять контроль за безопасностью на потенциально опасных объектах.

В этой связи правительство по согласованию с Комитетом госконтроля приняло решение подготовить документ, направленный на «совершенствование порядка регулирования контрольной (надзорной) деятельности». Таким документом и должен стать подготовленный проект указа.

Вместе с тем, из проекта документа видно, что новые инструменты контроля коснутся не только «потенциально опасных объектов», но и всех субъектов хозяйствования. Проект указа устанавливает возможность проведения так называемых «мониторингов» и «обследований» на предприятиях всех форм собственности.

Ассоциации, отстаивающие интересы бизнеса, прогнозируют, что внедрение новых форм проверочных мероприятий может негативно отразиться на деятельности предприятий.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов полагает, что в результате принятия указа статистика будет свидетельствовать о сокращении количества проверок.

«Можно ожидать, что в результате принятие указа формально количество проверок уменьшится. Однако реальная нагрузка на бизнес от проверочной деятельности возрастет», — говорит Виктор Маргелов.

К такому парадоксу, считает собеседник Naviny.by, приведет тот факт, что многие проверки будут рассматриваться государством как «мониторинги» и «обследования». Вместе с тем, Виктор Маргелов отмечает, что между этими инструментами контроля нет практически никакой разницы.

«Я не видел ни одного мониторинга, который не был бы похож на проверку. Приходит человек, обличенный властью, на предприятие и совершает практически те же действия, которые бы он совершал во время внеплановой проверки», — говорит Виктор Маргелов.

Следует отметить, в указе № 510, который до последнего времени регулировал контрольную деятельность, не было ни слова о возможности проведения «мониторингов». Такие мероприятия проводились в прошлом году по решению Комитета госконтроля.

Однако Александр Лукашенко в конце 2010 года назвал недопустимым тот факт, что количество контрольных мероприятий увеличивается и поручил «всякие мониторинги и проверки» привести «к общему знаменателю».

Чиновники, судя по всему, поняли эти слова по-своему. Разработчики подготовленного проекта указа постарались развести «проверки» и «мониторинги» таким образом, чтобы у проверяющих органов была возможность заниматься и тем, и другим.

У представителей бизнес-ассоциаций сложилось ощущение, что новые инструменты контроля появились в подготовленном проекте указа потому, что отдельным проверяющим органам после принятия 510-го указа стало мало работы.

На такой вывод наводит и тот факт, что в подготовленном проекте указа расширен круг лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки. 510-й указ устанавливал, что внеплановая проверка может быть назначена только руководителем республиканского уровня либо одним из его уполномоченных заместителей.

В то же время, как отмечают в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей, подготовленный проект указа существенно расширяет круг лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки.

«Это право дается уже не только руководителям контрольных органов, но и руководителям их структурных подразделений, их подчиненной организации и даже заместителям этих руководителей», — говорится в замечаниях столичного бизнес-союза, направленных разработчикам проекта указа.

Кроме этого, в проекте указа приводятся расплывчатые основания для назначения внеплановых проверок.

«Предлагается назначать внеплановые проверки «при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве», а также при совершении сделок «с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства», — рассказывает начальник юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадим Бородуля.

Под «лжепредпринимательством» в проекте указа понимается регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юрлица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

«По нашему мнению, это означает, что к «лжепредпринимательским» могут быть причислены организации, не осуществлявшие по какой-либо объективной причине хозяйственную деятельность, — говорит Вадим Бородуля. — Например, человек зарегистрировал предприятие, но в связи с кризисом у него не хватило денег снять помещение, взять кредит, в общем, не смогло предприятие начать хозяйственную деятельность».

«Так что он теперь «лжепредприниматель»?!» — задается вопросом Вадим Бородуля. Бездействие, считает юрист, не дает состава правонарушения, следовательно, нет и оснований для внеплановых проверок.

С учетом вышесказанного можно предположить, что в случае принятия указа в подготовленном варианте количество проверочных мероприятий может не сократиться, а увеличиться. Как это отразится на бизнесе?

Александр Лукашенко, выступая на последнем Всебелорусском народном собрании, доступно объяснил, как проверки влияют на работу предприятий. Добавить к этому нечего.

Александр Лукашенко о проверках: «Идти надо только туда, где ты уверен, что там для тебя есть работа. А чтобы быть уверенным, это не значит, что надо посадить 10 работников от прокуратуры, МВД, контролирующих органов, и они будут «лопатить» эту организацию целый месяц. Что там греха таить — их надо поить, кормить, ублажать и прочее. Вообще не работает организация — они месяц проверяют. Так было всегда у нас, я работал руководителем и знаю».

  • "документ подготовлен в соответствии с директивой о либерализации, то бишь, надо полагать, направлен на «развитие предпринимательской инициативы». Однако бизнес-сообщество ожидает, что принятие указа будет иметь обратный эффект." Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/economic/2011/06/28/ic_articles_113_174173/ Конечно будет иметь обратный эффект, вы хотите,чтобы государство лишило себя возможности лишний раз кого-нибудь оштрафовать или конфисковать? да ну что вы, не партесь, не будет этого. Предприниматели, если вы еще предприниматели ДЕРЖИТЕСЬ! Сочувствую.
  • А что вновь создают? палку или колесо? То, что в учебниках на английском языке в англоязычных университетах звучит очень просто, в Беларуси обретает форму королевских пирамид. Далекому от английского языка правительству и тем более депутатам эта тема на уровне вопроса в билете на экзамене с ответами на ломанном польско-немецком языке. Их необразованность и гордыня нахождения в кресле власти компенсируется фантазиями на тему эксперимента по пробному сочинения того, о чем и знать никогда не знал. А если просто списать подобные законодательные установки из одной из развитых стран. А касаемого специализированных инспекций, то из Конвенций МОТ и международных инспекций. Но почему-то надо именно не на иноязычный манер. Да, языковая проблема в действии.
  • Понеслось! Одним словом "полицейское государство". В стране необходимо координальные меры по поддержке бизнеса, а они только в яму его загоняют!
  • Страшно за будущее страны!