Частный бизнес не торопится в открытые двери ЖЭСов

Одна из причин, блокирующих приход частного капитала в сферу управления жилфондом — это монополия государства на определение тарифов…

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси намерено нарушить монополию государства в сфере управления жилищным фондом и максимально задействовать частный бизнес. Вот только частники не спешат откликнуться на это предложение. Причина проста: нет экономических стимулов и условий для прибыльной работы.

Белорусские власти периодически озвучивают желание демонополизировать сферу управления жилищным фондом. Но сами же и признаются: в Беларуси сложно делать бизнес.

«Я на протяжении нескольких месяцев пытаюсь наладить диалог с бизнесом и организовать его привлечение в благоустройство территорий, уборку домов, в оказание других услуг, что позволит за счет конкуренции снизить их стоимость и, соответственно, затраты населения. Но, к сожалению, на сегодня нет большого желания в этом как со стороны местных органов власти, так и со стороны частных структур», — описывает ситуацию министр ЖКХ Андрей Шорец.

Загвоздка, по словам министра, в том, что тому же председателю райисполкома, горисполкома «легче иметь под рукой ЖЭС, ЖРЭО, которые выполняют все его указания и пожелания. Что касается частников, то экономическая ситуация, которая сложилась, не позволяет в полной мере иметь бизнес в данной среде».

Эксперты полностью соглашаются с такой оценкой министерства, предлагая белорусским властям перенять опыт ближайших соседей.

«В 2004 году я пришел на рынок ЖКХ в Российской Федерации, потому что государство создало условия для бизнеса. Была четко сформулирована концепция развития отрасли в рамках жилищного кодекса. Но в Беларуси нет плодотворного поля для деятельности, рынка, понятных отношений, где будут работать мои бизнес-планы, проекты. Да, я должен быть социально ответственным. Но основная задача — получить прибыль. Как это сделать в белорусских условиях, не видно», — отмечает заведующий кафедрой «Государственное управление и самоуправление» Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России Юрий Примак.

Одна из причин, блокирующих приход частного капитала в сферу управления жилфондом, по словам экспертов, — это монополия государства на определение тарифов на услуги.

«Ситуация выглядит примерно следующим образом. Государственные структуры, например, обслуживают дома из расчета затрат 500 рублей на 1 кв. метр. Частник, заинтересованный в приходе на этот рынок, просчитал, что для рентабельной работы тариф должен быть 650 рублей. И жильцы определенных домов согласны платить такие деньги. Но государство говорит — нельзя. Будь добр, работай по нашим тарифам. На этом все и заканчивается», — поясняет представитель одной из частных структур.

Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов подчеркивает, что при тех тарифах, которые устанавливаются у нас при управлении жилыми домами, невозможно получить прибыль ни при каких обстоятельствах.

«Если государством будут продолжать директивно устанавливаться целевые усредненные тарифы, то никакого развития рынок вообще не получит. Хотя давно всем понятно, затраты на обслуживание каждого дома разные. Многоэтажный дом с системой дымоудаления, вентилирования, пожаротушения, лифтом потребляет в 6-7 раз больше энергии, чем хрущевка. Но у нас все усредняется, и все платят одинаково», — отмечает Геннадий Каленов.

Оптимальным выходом эксперты считают введение системы подомового учета затрат. В двух районах Гомеля такая система уже доказала свою эффективность. Жильцы будут нести расходы по обслуживанию дома исходя не из тарифов, а из фактических затрат. За государством остаются лишь услуги, оказываемые естественными монополиями: газ, вода, свет, отопление.

Но при этом у жильцов будет возможность сократить свои коммунальные затраты за счет того, что эксплуатацией дома будет заниматься управляющая компания. При внятной тарифной политике такие компании, в том числе и иностранные, обязательно начнут работать на белорусском рынке.

«В Европе успешно работают управляющие сервисные компании, которые осуществляют по поручению собственника или группы собственников управление собственностью. Сюда входит целый ряд услуг, начиняя от плановых ремонтов, заканчивая клирингом, инжинирингом», — отмечает Геннадий Каленов.

Правда, до настоящего момента наше законодательное поле отчасти препятствует развитию управляющих компаний. В законодательстве нет такого понятия, как управляющая жилищная компания и нет понятия управления. Они внесены лишь в новый проект Жилищного кодекса.

По мнению экспертов, параллельно государство должно задействовать административный ресурс, чтобы повысить у граждан степень ответственности за свою собственность. Ведь сегодня у граждан почти нет стимулов экономить. Государство в любом случае предоставляет субсидии, даже если ты тратишь больше, чем реально стоит та или иная услуга.

«В России как раз был задействован административный ресурс. Жильцам домов, нуждающихся в капремонте, пообещали выполнить все полагающиеся работы, но при условии создания в домах товариществ собственников и выбора управляющей организации», — отмечает Юрий Примак.

Беларусь, по всей видимости, пойдет по такому же пути. По словам министра ЖКХ, уже подготовлен проект указа президента, который кардинально меняет подходы к проведению капитального ремонта.

«Государство будет проводить капремонт при одном из условий — создание товарищества собственников. У нас 85% жилья находится в частной собственности. И наш человек в силу своего менталитета считает, что степень его ответственности — это квартира, но не лифт, не теплоузел. И таким образом порождаем иждивенчество. Поэтому с целью стимулирования повышения ответственности за свою собственность и подготовлен такой проект указа», — пояснил Андрей Шорец

Идеальным вариантом станет товарищество собственников, которое как раз является заказчиком услуг посредством заключения контракта с управляющей компанией, отмечает Геннадий Каленов.

«Жильцам не придется думать, где взять электрика, сантехника. Более того, мы выходим на европейскую систему управления жилфондом, которая всем понятна, в том числе иностранным инвесторам», — констатирует эксперт.