Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Беларусь не будет продавать МЗКТ российским купцам
    Эта козырная карта будет придерживаться белорусским президентом до последнего…
  2. Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
    Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей…


Экономика

Белорусскому бизнесу выписали «кризисный» налог

 

Белорусский бизнес второй раз в этом году угодил в налоговую западню из-за девальвации и валютного кризиса. Напомним, что еще весной-летом многие предприятия столкнулись с уникальной проблемой: они были вынуждены платить налог с прибыли, которой нет.

Налоговая западняНа сей раз всё гораздо хуже. После девальвации валютные средства предприятий были пересчитаны по новому курсу. Это привело к тому, что из-за курсовых разниц значительно выросла прибыль субъектов хозяйствования. Несмотря на то, что увеличение прибыли во многом было искусственным, предприятия, тем не менее, должны уплатить реальные налоги за доходы из воздуха, а это немалые деньги. У некоторых субъектов хозяйствования свалившаяся на голову дополнительная налоговая нагрузка составляет несколько миллионов евро.

Первыми в колокола забили банкиры и страховщики.

«За 9 месяцев страховые компании получили шикарные прибыли. Но мы их называем бумажными, так как они получились в результате отражения курсовых разниц, возникших от имеющейся валюты в бухгалтерском отчете», — заявила гендиректор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова.

Законодательством для страховых компаний установлены минимальные требования к уставному фонду — 1 млн. евро. Но эти деньги всегда должны находиться на счетах компаний, уточняет гендиректор БАС.

«Средства уставного фонда не могут быть пущены в оборот. Деньги должны лежать нетронутыми. Но в связи с девальвацией произошла переоценка средств уставного фонда, в результате чего страховые компании получили так называемый внерелизационный доход. И с полученной бумажной прибыли они должны заплатить налог», — отметила Мерзлякова.

По ее словам, общий размер дополнительной налоговой нагрузки в связи с уплатой налога с доходов из воздуха оценить сложно: «Но по некоторым оценкам, от минимального уставного фонда в размере 1 млн. евро надо заплатить порядка 16% реальных денег (160 тысяч евро)».

Больше других пострадали страховые компании с иностранными инвестициями. Причем, как отмечает Ирина Мерзлякова, очень сложно объяснить иностранному акционеру, который вложил чистую валюту в уставный фонд, откуда взялись дополнительные налоги. И теперь, чтобы их уплатить, компании придется продавать часть своей валюты.

«Но это подрыв доверия инвесторов. И здесь надо смотреть на перспективу. Да, можно закрыть сиюминутные проблемы, направив деньги от страховщиков в бюджет, но ведь так мы просто потеряем инвесторов», — убеждена Мерзлякова.

В аналогичную западню попали и банки.

В результате девальвации национальной валюты коммерческие банки зафиксировали в финансовой отчетности высокие доходы от переоценки активов в иностранной валюте. По данным Нацбанка, в январе-сентябре текущего года банки увеличили размер прибыли на 53% — до 1,845 трлн. рублей. Однако, как отмечают эксперты, часть этой прибыли не имеет никакого отношения в работе банков.

«Но даже с этих доходов банки должны уплатить налог 24%. Это существенная потеря для них», — констатирует руководитель научно-методологического центра Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский.

И также проблему больнее всего ощутили банки с иностранным капиталом. Как считают эксперты, сложившаяся ситуация негативно отразилась на настроениях акционеров, которые недоумевают: почему банки должны платить налоги с доходов из воздуха?

Проблема для акционеров усугубляется тем, что из-за девальвации пострадали уставные фонды банков, которые инвесторы добросовестно пополняли. По оценке Чернявского, потери средств нерезидентов в уставных фондах белорусских банков в связи с девальвацией составили 0,5 млрд. долларов. Такое положение вещей может отбить у инвесторов желание дальше инвестировать в банковский сектор.

Банки и страховые компании уже направили в вышестоящие органы власти свои предложения по решению возникшей проблемы, чтобы не только обезопасить компании от новых финансовых потрясений, но и сохранить инвестиционную привлекательность банковского и страхового секторов. В частности, банкиры и страховщики просят власти освободить от уплаты налога ту часть прибыли, которая пойдет на пополнение уставного фонда.

Однако, как выяснилось, проблема уплаты налога с прибыли из воздуха накрыла не только страховщиков и банкиров, но фактически и весь реальный сектор экономики.

Как рассказал на недавнем Совете по развитию предпринимательства генеральный директор СП ЗАО «Милавица» Дмитрий Дичковский, из-за девальвации белорусского рубля была пересчитана дебиторская задолженность предприятия, а также его валютные депозиты. Кроме того, в белорусском законе «О бухгалтерском учете и отчетности» есть требование о том, чтобы стоимость сырья, используемого предприятием, считалась по цене приобретения. Таким образом, сырье, купленное «Милавицей» в апреле-мае, а использованное в июне-июле, по бумагам обошлось предприятию в полтора раза дешевле, чем на самом деле.

В итоге при обороте предприятия 78 млн. евро «искусственная» прибыль составила 20 млн. евро. И теперь «Милавица» должна заплатить в бюджет около 5 млн. евро «кризисного» налога, пишет bel.biz.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов в свою очередь сообщил Naviny.by, что внезапными должниками государства стали и ряд других крупных предприятий. Дополнительные налоги у некоторых из них составляют до 2 млрд. рублей.

«Но такого не должно быть, чтобы государство просто так получало деньги, запустив свою руку в чужой карман. Бизнес надо вообще освобождать от налога на прибыль там, где ее реально не было», — убежден эксперт.

В противном случае дополнительная налоговая нагрузка ведет к вымыванию оборотных средств, которых и так у многих нет, и в целом ухудшает финансовое положение бизнеса. Хуже всего, что от этого рискуют пострадать конечные потребители.

«Ведь дополнительные налоги — это фактически реальные убытки для предприятий. И чтобы компенсировать потери, они могут заложить свои затраты в себестоимость, что приведет к росту инфляции», — полагает Виктор Маргелов.

Оценить материал:
Средний балл - 4.98 (всего оценок: 55)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Проблема, описанная в статье, известна любому бухгалтеру, экономист и умному директору. Бухгалтерия учитывает только платежи и любые другие изменения по счёту, не всегда учитывая все факторы. Поэтому есть понятие бухгалтерской прибыли и экономической. Экономическая учитывает все факторы. Девальвация или просто изменения курса рубля к валютам бухгалтерия не учитывает. Поэтому проблема касается не только банков, но и всех организаций. Умные компании учитывают эти факторы. Например, во время девальвации это легко компенсируется снижением издержек на оплату труда работникам.