Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Беларусь не будет продавать МЗКТ российским купцам
    Эта козырная карта будет придерживаться белорусским президентом до последнего…
  2. Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
    Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей…


Экономика

Наталия Колядина: о карандашах, инфляции и долгах Беларуси


Макроэкономический прогноз властей на 2012 год весьма амбициозен. Вкратце суть его такая: инфляцию — остановить, рост ВВП — обеспечить, а экспорт — увеличить. Тем не менее, несмотря на благие планы властей, персонал Международного валютного фонда отказался рассматривать в текущем году выделение Беларуси кредита. Почему? Разделяет ли персонал фонда задачи, которые поставлены в Беларуси на 2012 год? Сможет ли наша страна остановить инфляцию и платить по долгам?

На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью БелаПАН ответила постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталия Колядина.

Наталия Колядина

— Наталия, персонал фонда принял решение не проводить в этом году переговоры с белорусскими властями о выделении кредита. Какие именно шаги белорусской стороны привели к такому решению фонда?

— Вы правы, миссия фонда действительно в этом году уже не приедет в Беларусь. Почему было принято такое решение? Это связано не столько с конкретными шагами, сколько с отсутствием твердых намерений властей проводить политику макроэкономической стабилизации. Для нас это очень важно.

Да, действительно, власти уже предприняли меры, которые будут способствовать макроэкономической стабилизации. Состоявшаяся унификация обменного курса позволила восстановить нормальную работу валютного рынка.

Кроме этого, власти продолжают принимать меры, направленные на ужесточение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Мы поддерживаем решения властей, касающиеся увеличения ставки рефинансирования (до 45% с 12 декабря), а также планы по достижению сбалансированности бюджета.

Однако, несмотря на принятые меры, у нас нет полной уверенности, что власти, в том числе и на самом высоком уровне, и в будущем году будут последовательно проводить политику по макроэкономической стабилизации.

Мы продолжим работу с властями по вопросам экономической политики с целью восстановления стабильности, устойчивого экономического роста и процветания.

— Белорусские власти на будущий год поставили задачу увеличить ВВП на 5-5,5%. Между тем, ранее белорусское правительство, опасаясь возможных отрицательных последствий, предлагало установить рост ВВП на минимальном уровне. На ваш взгляд, высокие темпы роста ВВП являются угрозой для стабильности белорусской экономики в будущем году?

— Конечно, нам бы хотелось видеть, чтобы белорусская экономика росла устойчиво и быстро развивалась. Но в данном случае хотелось бы понять, что позволит обеспечить экономический рост на уровне 5-5,5%.

Теоретически такой рост может обеспечить либо внутренний спрос, либо спрос на белорусские товары на внешних рынках. Большое положительное влияние на увеличение чистого белорусского экспорта (превышение экспорта над импортом. — БелаПАН) оказала в текущем году девальвация белорусского рубля. Она привела к тому, что конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках выросла, что позволило увеличить экспорт. Возможно ли увеличение белорусского экспорта в будущем году? Внешнеэкономическая ситуация ухудшается, и это означает, что спрос на белорусские товары и услуги вряд ли будет существенно расти в 2012 году.

Одновременно с этим мы считаем, что стимулирование внутреннего спроса в нынешней белорусской ситуации недопустимо. Почему? Белорусская экономика находится в условиях высокой и повышающейся инфляции, что вызвано сильными инфляционными ожиданиями. Поэтому, если власти с целью стимулирования внутреннего спроса будут проводить недостаточно жесткую денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику и станут повышать доходы населения, то это приведет к раскручиванию инфляционной спирали.

— В 2012 году белорусские власти планируют продемонстрировать достаточно высокие темпы роста ВВП и одновременно с этим ограничить эмиссионное финансирование экономики 7 трлн. рублей. Вы видите неэмиссионные источники роста белорусского ВВП в будущем году?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, я не видела последнего макроэкономического прогноза властей, поэтому у нас пока нет полной информации. Однако установление роста ВВП в качестве целевого показателя вызывает у нас озабоченность.

Наша озабоченность связана с тем, что в нынешней ситуации главным приоритетом властей должен стать не рост ВВП, а политика, направленная на уменьшение инфляции. Эта задача может быть решена только в том случае, если будут снижены инфляционные ожидания, которые сегодня высоки.

— Беларусь в этом году уже получила 2,5 млрд. долларов от продажи пакета акций «Белтрансгаза». Кроме этого, по оценкам России, выгода Беларуси от снижения цен на газ составит в 2012 году 2 млрд. долларов. На ваш взгляд, вышеназванных сумм будет достаточно для того, чтобы Беларусь смогла обойтись в будущем году без внешних заимствований?

— Ответ на этот вопрос во многом зависит от состояния платежного баланса. Динамика роста внешнего госдолга Беларуси была такова, что он все последние годы быстрыми темпами увеличивался. Чтобы внешняя задолженность далее такими темпами не росла, необходимо снижение дефицита счета текущих операций. В этом случае потребности белорусской экономики во внешнем финансировании снизятся.

В этом смысле снижение инфляции позволит сохранить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, которая выросла в текущем году в результате девальвации. Таким образом, это позволит увеличить экспорт и снизить дефицит по счету текущих операций.

— Беларусь с целью сдерживания инфляции приняла решение вернуться к государственному регулированию цен. Способны ли такие меры, на ваш взгляд, замедлить инфляционные процессы в стране?

— У политики регулирования цен существуют серьезные риски. Ужесточение административного регулирования цен не позволит снизить инфляционные ожидания.

Если потребитель знает, что цена на карандаши, к примеру, сегодня ограничивается, то у него нет никакой уверенности, что цена на них не возрастет через месяц.

Соответственно, у населения сохраняются инфляционные ожидания. В такой ситуации потребители склонны к большим тратам и меньшим сбережениям, что провоцирует рост цен. Поэтому административное регулирование цен, на мой взгляд, не является конструктивным решением возникшей проблемы.

— Какие меры могли бы реально снизить инфляцию?

— Снижение инфляции возможно только путем снижения инфляционных ожиданий, а для этого требуется пакет мер, которые убедили бы всех, что для правительства самое важное на данный момент — это снизить инфляцию. Данный пакет мер означает проведение жесткой денежно-кредитной политики. Это предполагает, что процентные ставки на финансовом рынке должны быть положительны в реальном выражении, то есть выше уровня инфляции. Финансирование госпрограмм должно быть ограничено, что уже делается. Бюджетно-налоговая политика и политика доходов (заработной платы) должна быть жесткой.

Почему процентные ставки должны находиться на положительном уровне? В нынешних условиях заемщикам выгодно занимать рублевые ресурсы. Они видят, что реальные процентные ставки находятся в отрицательном значении (ниже уровня инфляции), и понимают, что выручки, которая будет получена в будущем, с лихвой хватит для возврата взятых обязательств. Соответственно, нынешняя ситуация создает дополнительный спрос на кредитные ресурсы.

С другой стороны, тот факт, что ставки по депозитам отрицательны в реальном выражении (ниже инфляции), не стимулирует население к сбережению средств. Поэтому в данной ситуации население склонно не делать сбережения, а тратить свои деньги на потребительском рынке, что лишь провоцирует рост цен.

— Еще один злободневный для Беларуси вопрос — стабильность курса национальной валюты. В ноябре обменный курс колебался не очень сильно — в коридоре 8450-8850 рублей за доллар. На ваш взгляд, власти приняли все необходимые меры для стабилизации курса национальной валюты?

— Власти уже сделали шаги в нужном направлении. Унификация обменного курса рубля привела к тому, что валютный рынок получил возможность нормально функционировать.

Кроме этого, с июня Нацбанк прекратил поддерживать рублевую ликвидность банков на нерыночной основе. Плюс к этому центробанк с августа стал более быстрыми темпами и более значительно, чем раньше, повышать процентные ставки, что также благоприятно влияет на стабильность национальной валюты.

Что еще нужно сделать в этом направлении? Необходимо повысить доверие к рублю. Это возможно в том случае, если уровень инфляции вначале стабилизируется, а затем начнет последовательно снижаться. В этой ситуации у людей будет уверенность, что покупательная способность рубля не упадет, и в национальной валюте можно делать сбережения.

— По данным Нацбанка, правительству и центробанку в 2012-2014 годы предстоит выплатить 8,9 млрд. долларов для погашения внешних и внутренних обязательств. С учетом медленных приватизационных процессов в Беларуси у наблюдателей возникают сомнения относительно способности нашей страны платить по долгам. Беларусь может рассчитывать на получение кредита МВФ для погашения имеющихся обязательств?

— Предлагаю разделить этот вопрос на две части. Первый вопрос, как понимаю, сможет ли Беларусь обслуживать свои внешние обязательства? Власти своими действиями дают понять, что они твердо намерены обслуживать свои обязательства, и в этом у нас нет сомнений. Беларусь сможет вернуть все свои долги своевременно и полностью, если приоритетом станет макроэкономическая стабилизация, включая сокращение дефицита по счету текущих операций платежного баланса и наращивание золотовалютных резервов.

Что касается новой программы с Фондом, то, как я уже заметила, нам необходимо быть уверенными в твердости намерений властей, в том числе на самом высоком уровне, по проведению политики макроэкономической стабилизации и реформ. Причем новая программа будет иметь успех только в том случае, если данная политика будет инициирована властями.

Оценить материал:
Средний балл - 4.90 (всего оценок: 45)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Это мне напоминает анекдот про мужика и тумбочку.)))
  • Ну и что. Я здесь, а не в ЕС. А если вы там живете, то волнуйтесь за их долги. А меня волнуют наши.
  • А новости вы давно читали?
  • При чем здесь ЕС. Он в отличии от сипатого денег не клянчит.
  • Унификация обменного курса сама по себе не решает проблемы. Как известно, экспортёры 30% валюты обязаны продавать, что позволяет правительству влиять на рынок, как самому крупному игроку валюты. В следствие чего, как пример, проценты на рублевые кредиты растут параллельно инфляции, которая ежемесячно 10%. А на долларовые кредиты проценты не растут. Курс доллара 5ый месяц на месте, поэтому нет смысла брать кредит в рублях. В этой ситуации выгодно брать валютный кредит. Данный парадокс стал возможен по причине курса рубля, не соответствующего росту инфляции.
  • Скажите у МВФ хватит денег помочь Евросоюзу? Или МВФ самим нужна помощь?