Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
    Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли...
  2. Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
    Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…


Экономика

Беларуси предрекают очень светлое будущее в ЕЭП


ЕЭПБеларусь среди стран ЕЭП может получить наибольший макроэкономический эффект от интеграции. К такому выводу пришли российские и украинские эксперты, оценившие перспективы интеграции для стран Таможенного союза и Украины в случае ее присоединения к ЕЭП. По оценкам экспертов, интеграционный эффект для Беларуси за 20 лет оценивается в 170 млрд. долларов.

Исследование было проведено Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Институтом экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины и Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Макроэкономический эффект оценивался исходя из базового сценария. То есть, в варианте развития экономик стран Таможенного союза при отсутствии интеграционных процессов и ЕЭП. Эксперты сделали вывод, что углубление интеграции внутри ЕЭП за счет развития торговых связей, кооперации производств и выравнивания технологического уровня развития приведет к тому, что к концу 2030 года совокупный годовой ВВП России, Казахстана и Беларуси будет примерно на 2,5% больше, чем в условиях отсутствия интеграции.

«И как показало исследование, главным бенефициаром Таможенного союза и ЕЭП выступает Беларусь», — заявил во время телемоста Москва-Киев-Минск-Алматы управляющий директор, член правления Евразийского банка развития Владимир Ясинский.

По расчетам экспертов, в страновом разрезе накопленный эффект от создания ЕЭП за период 2011-2030 годов для Беларуси может достичь 15% ВВП (для Казахстана — 3,4% ВВП, для России— 1,9% ВВП). «Суммарный эффект от развития интеграционных связей оценивается в 900 млрд. долларов. Из них 632 млрд. долларов (в ценах 2010 г.) для России, 106 млрд. долларов — для Казахстана и 170 млрд. долларов — для Беларуси», — заявил директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

При этом экспорт Беларуси в страны ЕЭП к концу прогнозного периода, по оценкам, составит до 35% от суммарного объема ВВП, что, отмечают эксперты, является безусловным выигрышем для Беларуси.

Макроэкономический эффект для участников Единого экономического пространства в случае присоединения к нему Украины будет еще большим — более 1,1 трлн. долларов. «В этом случае эффект возможной глубокой экономической интеграции четырех стран составляет порядка 14% ВВП для Беларуси, 6% ВВП — для Украины, 3,5% ВВП — для Казахстана и 2% ВВП — для России», — подчеркнул Евгений Винокуров.

Вместе с тем, по мнению экспертов, Беларуси и другим членам ЕЭП придется постараться, чтобы выйти на такие параметры.

«Интеграция не означает, что нас ждет успех. Она лишь дает возможности, которые надо реализовать. И если интеграционные процессы не будут наполняться соответствующими проектами, которые необходимо реализовать, то на выходе мы не получим того эффекта, на который рассчитываем», — убежден директор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Валерий Геец.

Одной из основных проблем эффективной интеграции эксперты считают различный уровень технологического развития стран.

«Позитивный эффект от интеграции возникает тогда, когда уровни экономического и технологического развития стран достаточно близки. А если есть значимые разрывы в уровне жизни, доходах, технологиях, возможны проблемы. Например, для менее развитой страны возникает ситуация растущего импорта из более развитых стран. При этом сокращаются возможности для наращивания экспорта из-за технологических барьеров», — отмечает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Марат Узяков.

Эксперты пришли к выводу о необходимости ускоренного технологического сближения стран ЕЭП. «Это основополагающая база для будущей финансовой денежно-кредитной интеграции. Иначе со временем интеграция в рамках ЕЭП превратиться в неэффективный политический проект», — убежден Валерий Геец.

Кстати, с проведением согласованной денежно-кредитной и валютной политики, о чем договорились страны ЕЭП, судя по всему, возникнут проблемы. По словам Валерия Гееца, расчеты показали, что Беларусь (и Украина в случае вступления в ЕЭП) заинтересована в одной валютной политике, Россия и Казахстан — в другой.

Эксперты признаются, что сохранение нескоординированной валютной политики в странах ЕЭП может существенным образом минимизировать положительные эффекты от интеграционных связей. С одной стороны, образование единой валютной системы или сохранение неизменными курсов национальных валют минимизирует валютные риски стран-участниц в рамках взаимной торговли.

С другой стороны, это делает невозможным получение преимуществ в двусторонней торговле за счет девальвации национальной валюты. Такой вариант, например, приводит к сокращению экспорта Беларуси и увеличению импорта из других стран, то есть к ухудшению внешнеторгового сальдо. В тоже время для России и Казахстана это означает увеличение объемов экспорта и сокращение импорта, и, тем самым, дополнительный рост валового внутреннего продукта.

«Гармонизация валютных курсов необходима для увеличения интеграционных эффектов, так как устраняет негативные воздействия колебания валют на экономику. В то же время механизмы создания единой валютной системы требуют проработки мер, позволяющих минимизировать негативные последствия от унификации валютных курсов для стран ЕЭП», — делают вывод эксперты.

Оценить материал:
Средний балл - 2.12 (всего оценок: 33)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • «Интеграция не означает, что нас ждет успех. Она лишь дает возможности, которые надо реализовать....". А для реализации возможностей надо думать и работать. А у нас все начальники мыслят в объеме государства. То есть мыслят широко и не о чем. Значит надо менять политэкономику государства. Только менятся ею не с кем. Разве, что с Назарбаевым. Одно жаль, после обмена ничего у нас не изменится.