Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
    Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли...
  2. Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
    Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…


Экономика

Белорусские работодатели отвязались от доллара

 

Уроки валютного кризиса заметно повлияли на наш рынок труда. Многие годы в Беларуси было принято оговаривать зарплату в долларах. Белорусские специалисты хотели бы, чтобы такая практика сохранялась и в дальнейшем, а вот настроения работодателей за прошлый год принципиально изменились. Белорусские наниматели упорно не хотят предлагать зарплату в условных единицах.


Возьми рубли — забудь о долларах

Специалисты, которые постоянно анализируют рынок труда Беларуси, отмечают, что белорусских работодателей сегодня можно условно разделить на две группы.

«К первому типу работодателей можно отнести компании, которые смогли успешно адаптироваться к новым экономическим условиям. Там наблюдается устойчивый рост заработной платы», — говорит руководитель департамента рекрутинга консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» Ольга Надточаева.

Ко второй группе работодателей относятся компании, которые меньше думают о благосостоянии своих сотрудников.

«Они стараются держать зарплату на прежнем уровне, поэтому текучесть кадров у них высокая. Однако работодателей, нацеленных на удержание прежней зарплаты, это не смущает», — констатирует Ольга Надточаева.

Несмотря на то, что к повышению зарплат компании относятся по-разному, белорусские работодатели за редким исключением едины во мнении, что привязывать зарплату к условным единицам сегодня не стоит.

«Если раньше и кандидаты, и работодатели привязывались к долларовому эквиваленту зарплаты, то после девальвации большинство нанимателей отказываются от былой практики. Сегодня они предлагают зарплату в белорусских рублях без увязки ее с долларовым эквивалентом», — констатирует руководитель проекта «Аналитический обзор рынка труда» консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» Светлана Рабченок.

Желание работодателей отвязаться от доллара объяснимо. Прошлый год убедительно доказал, что любые валютные обязательства в период резкой девальвации выполнять сложно. Особенно, когда обязательства — в твердой валюте, а выручка — в белорусских рублях.

Хотя все-таки «островки» на рынке труда, где зарплату готовы платить в инвалюте (или привязываться к обменному курсу), остаются. «Зарплата в валюте может выплачиваться в представительствах международных компаний, в организациях с иностранной формой собственности. На привязку к валюте идут также некоторые экспортеры», — отмечает Ольга Надточаева.

Если говорить в отраслевом разрезе, то больше всего шансов на получение валютной зарплаты имеют IT-специалисты.

«В IT-секторе привязка зарплаты к долларовому эквиваленту по-прежнему сохраняется. Кстати, уровень зарплат в этом сегменте за последний год практически не изменился. Причем, можно ожидать, что с учетом высокой конкуренции зарплата еще и подрастет», — предполагает Светлана Рабченок.


Переезд не стоит миллиона

Если же говорить о тех, кому меньше всего повезло с зарплатой, то нужно сказать о зарплатах региональных специалистов. По данным Белстата, средняя зарплата 64,9% организаций, находящихся в Брестской области, в декабре 2011 г. находилась в диапазоне от 1,5 млн. до 2 млн. рублей. Аналогичные показатели можно привести по организациям Витебской, Гродненской и Гомельской областей.

В Минске зарплаты заметно отличаются. Подтверждений несколько. Средняя зарплата почти 13% столичных юрлиц — более 4,5 млн. рублей (в областях таковых организаций не более 1-1,5%). В 35% столичных организаций средняя зарплата от 2,5 млн. до 4,5 млн. рублей. Более 20% организаций выплачивают своим сотрудникам в среднем по 2-2,5 млн. рублей.

Эксперты кадрового рынка уверены, что переезд в столицу не позволит линейным специалистам (персоналу) улучшить материальное положение.

«В регионах зарплата может составлять миллион рублей, а в столице — два миллиона. Однако стоимость аренды жилья и прочие расходы съедают разницу в зарплате линейных специалистов. Поэтому для многих работников нет большого смысла уезжать из регионального центра и трудоустраиваться в Минске», — констатирует Ольга Надточаева.


Умные не хотят быть бедными

А вот тем, кто конкурентоспособен на рынке труда, может и стоит подумать о переезде — за границу. Как ранее уже сообщала интернет-газета Naviny.by, средняя зарплата в России в декабре 2011 г. была в три раза выше, чем в Беларуси. Доходы казахстанских специалистов были примерно в два раза выше, чем в Беларуси.

По мнению экспертов, профессиональное поведение квалифицированных белорусских специалистов будет во многом зависеть от экономической ситуации в стране.

«После прошлогодних событий специалисты ощущают свою незащищенность, и это может стать одним из факторов, который подталкивает квалифицированных специалистов к переезду. Во многом скорость миграционных процессов будет зависеть от стабильности экономической ситуации в Беларуси», — полагает Ольга Надточаева.

У хороших белорусских специалистов, добавляет Светлана Рабченок, «все в порядке с профессиональной самооценкой». Поэтому белорусским работодателям, как советует российский психолог Тимур Гагин, найти «умных и бедных», которые хорошо выполняют работу и при этом соглашаются получать зарплату ниже рыночной, не получится.

Тем более что наблюдения за белорусским рынком труда показывают: бедными не хотят быть даже недавние студенты столичных вузов.

«Раньше молодые специалисты соглашались на условия работодателей. Сейчас ситуация несколько изменилась», — подчеркивает Светлана Рабченок.

«Многие выпускники белорусских вузов уже считают себя хорошими специалистами и начинают выставлять серьезные материальные условия работодателям. Хотя, — говорит Ольга Надточаева, — эта группа соискателей не стоит тех денег, которые просит».

С другой стороны, соискатели также не готовы сегодня принимать сторону работодателей. «При смене работы белорусские специалисты пытаются вернуть ту зарплату, которая была у них в докризисный период», — отмечает Светлана Рабченок.

А может, не стоит волноваться? На прошлой неделе всем очередной раз сообщили, что к концу года зарплата достигнет докризисного уровня. Верите?

Оценить материал:
Средний балл - 4.58 (всего оценок: 31)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Повышение цен нам объясняют повышением стоимости энергоносителей, повышение стоимости энергоносителей поясняют ростом стоимости доллара. Зарплату привязать к доллару нет возможности, хотя можно оплачивать в белорусских рублях,но эквивалентных стоимости доллара. Это было бы по справедливости.
  • маразм ситуации в том, что если бы они были "неблагополучными", то их бы устроили на работу и как минимум платили бы столько же за то, чтобы они не вредили:)))
  • А я вчера от своей нынешней жены выслушивал, что она, экономист-менеджер, работающий бухгалтером на данный момент, получает как и бывшая моя жена, работающая уборщицей (уж лет пять как) и обе получают галииииимый миллион!))))) Ну не задавит ли жаба?))) тем более что нынешняя у частника ведет все одна и ещё его нескольких ИП! Ох и жаловалась! А что делать? мы - переферия! Уж сколько резюмешек она в Минск позакидывала.... и никому не надо.. аж самому обидно, с мозгами человек, а прозябает абы где...
  • только что говорил с водителем жигулей на своем предприятии. Его з/п за январь 2 мулика... Моя инженерская вышла 2.2 при учете что я не в бумажках ковыряюсь как большинство инженеров у нас, а работаю. Вот спрашивается и какой работы от меня теперь хотят? Причем он сказал что 2 млн. это ерунда, мол на автопогрузчике 3 выходит да плюс топливо.
  • это да. Недавно смеялись с товарищем. Он работает слесарем - я инженером. Разница в зарплате 200000-300000. Разница по работе существенная, а по зарплате $30. Невольно задаешься вопросами...
  • Мы уже пережили 2010, за которым последовал март 2011. Поэтому, на вопрос могут ли к концу 2012 довести среднюю до 500? Я отвечу - могут. Но, вот, что будет потом?