Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
    Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли...
  2. Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
    Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…


Экономика

Правительство опять вынуждают сеять ветер


Правительству в целом удалось стабилизировать ситуацию в экономике. Замедлилась инфляция, растет положительное внешнеторговое сальдо, предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. Однако в последних действиях и риторике Совмина эксперты усматривают готовность ослабить денежно-кредитную политику. В этом случае, прогнозируют эксперты, неизбежен новый виток напряженности в экономике.



Полгода назад Александр Лукашенко подверг работу Совета министров резкой критике и потребовал к 9 мая исправить ситуацию в экономике. И правительству, в принципе, удалось добиться стабилизации.

В сообщении Международного валютного фонда по итогам последнего постпрограммного мониторинга в Беларуси отмечается: фонд приветствует выход экономики из кризиса 2011 года за счет проведения политики корректировки-унификации обменных курсов, введения гибкого курсообразования, ужесточения денежно-кредитной политики, сдерживания расходов и роста зарплаты.

При этом МВФ подчеркивает необходимость продолжения политики бюджетных ограничений, либерализации цен, реформирования предприятий, приватизации, ослабления прямого госконтроля над экономикой, улучшения делового и инвестиционного климата.

«Стремление к достижению высоких показателей экономического роста может вызвать новый виток инфляции и девальвации», — предостерегает МВФ.

В сообщении также сказано, что МВФ «принял к сведению» заинтересованность белорусских властей в новой программе сотрудничества с фондом. Однако для этого необходима «твердая приверженность высших должностных лиц прочной и последовательной стабилизации и стратегии реформ».

Как раз «твердой приверженности» властям сегодня и не хватает.

В преддверие осенних парламентских выборов со стороны главы государства все чаще звучат требования, явно рассчитанные на симпатии определенной части электората. Они идут вразрез с политикой жесткого денежно-кредитного регулирования, которую Совмин и Нацбанк определили как путь выхода из кризиса.

Именно в таком ключе можно рассматривать очередное, уже четвертое с начала года снижение ставки рефинансирования Нацбанка — с 16 мая она составляет 34% годовых.

Еще в начале года Лукашенко нацелил правительство на снижение ставки рефинансирования, которая в 2011 году повышалась 12 раз и достигла 45%, что сделало кредиты фактически недоступными для большинства частных лиц и предприятий.

Принимая 11 мая с докладом главу правления Нацбанка Надежду Ермакову, Лукашенко вновь потребовал принять активные меры по снижению уровня инфляции и удешевлению кредитов. «Пора уже успокоить людей», — заявил он, отметив, что оснований для роста инфляции сегодня нет.

«Мы в принципе решаем те больные вопросы, которые не могли решить годами, а то и десятилетиями. Сейчас ситуация выровнялась. Еще раз подчеркиваю: доходы населения будут расти. Это однозначно. Надо думать, что делать с инфляцией и как с ней бороться», — поручил глава государства Ермаковой.

Та, в свою очередь, заверила, что сегодня есть все условия для снижения ставки рефинансирования. «Инфляция позволяет, и ставка рефинансирования будет находиться по отношению к ней на положительном уровне именно по стандартам, той форме расчетов, которая рекомендована МВФ», — сказала Ермакова.

Между тем еще несколько месяцев назад, когда ставка рефинансирования была снижена до 38%, МВФ предупреждал о преждевременности этой меры.

Такой шаг можно было сделать в условиях снижения основных процентных ставок Нацбанка, ставок по кредитованию, когда лучше укрепится стабильность и снизятся инфляционные ожидания населения, заявлял 5 марта на пресс-конференции в Минске глава миссии МВФ Крис Джарвис.

И все-таки Нацбанку надо отдать должное: он хотя бы пытается отстоять свою позицию в условиях жесткого давления.

Так, 15 мая на встрече с журналистами зампредседателя правления Нацбанка Сергей Дубков высказал несогласие с первым вице-премьером правительства Владимиром Семашко, который несколькими днями ранее предложил Нацбанку во втором квартале резко снизить ставку рефинансирования с целью расширить объемы кредитования.

Нацбанк Беларуси не поддерживает это предложение, заявил Дубков. «Когда появляются фундаментальные основы по снижению ставки рефинансирования, то Национальный банк принимает соответствующее решение», — пояснил он.

«Банки заинтересованы кредитовать. Но кредитовать — это не значит давать деньги, которые не будут возвращены. Банки используют средства своих клиентов и акционеров», — напомнил представитель Нацбанка.

По его словам, уровень ставки рефинансирования однозначно будет определяться уровнем инфляции и параметрами, которые предусмотрены основными направлениями денежно-кредитной политики, утвержденными указом президента. «Если инфляция по итогам года составит 19-22%, то ставка рефинансирования будет снижена до 20-23%», — заявил Дубков.

Он также добавил, что Нацбанк и правительство проводят «согласованную денежно-кредитную политику, а определенные тактические разногласия — это признак конструктивного взаимодействия».

Аналитики указывают на опасность того, что хрупкая экономическая стабильность может в любой момент пошатнуться в угоду политическому популизму.

«Сейчас мы наблюдаем опасную тенденцию отхода от жесткой денежно-кредитной политики, — считает экономист Сергей Чалый. — Причем многие руководители предприятий воспринимают это как облегчение, эти лоббистские механизмы доходят до самого высокого уровня и превращаются в поручения правительству».

По мнению эксперта, большинство предприятий привыкли работать по-старому и негативно восприняли ужесточение денежно-кредитной политики, несмотря на то что в результате ее проведения выросла и рентабельность продаж, и рентабельность реализованной продукции.

«Казалось бы, результат налицо, и нужно просто решить проблему управления ожиданиями, сломать эту лоббистскую систему. Но, похоже, это очень тяжело», — отметил Чалый.

В Беларуси, добавил он, так бывало уже не раз — когда за реформами следовали контрреформы.

«С 1994 года мы как минимум три раза переживали эти периоды качания маятника… Нереформированный реальный сектор начинал плакаться, что ему плохо, и сразу же после этого шло ослабление денежно-кредитной политики. Сейчас мы находимся на распутье: пойти либо по новому циклу накопления дисбалансов, которые прорвутся экономическим кризисом, либо в сторону модернизации», — говорит экономист.

Он считает, что именно сегодня у Беларуси появился «шанс выйти из этой порочной экономической модели реформ и контрреформ».

«В ситуации макростабильности, в которой мы оказались, вместо того чтобы заниматься административным ограничением инфляции, правительству следовало бы провести либерализацию цен, убрать тарифную сетку, дать возможность предприятиям зарабатывать деньги»,
— убежден Чалый.

«Именно сейчас доходы населения — это заработанные доходы. Именно сейчас, при жесткой кредитно-денежной политике, цены растут исключительно потому, что растут доходы, они уперлись в покупательскую способность. И если их освободить, они уже не вырастут. Это можно было бы сделать моментально», — считает экономист.

Тем не менее, прогнозирует Чалый, правительство, находясь под сильным давлением, скорее всего, будет вынуждено пойти на смягчение денежно-кредитной политики.

«По сути, можно сказать, маятник от стабилизации уже пошел в обратную сторону. Статистика показывает, что в экономике пошло наращивание белорусских рублей», — констатировал эксперт.

Независимые аналитики уверены: сколько бы власти ни занимались самообманом и популизмом, избежать шоковой терапии вряд ли удастся.

«В свое время через нее прошли многие страны, например, соседняя Польша. Шоковая терапия — это жесткая кредитно-денежная политика и дорогие деньги. Мы долго пытались избежать этого путем отхода от рыночных реформ, возвращения к социализму, и вот сейчас придется за все рассчитываться», — говорит экономист Леонид Злотников.

Ослабление денежно-кредитной политики вновь грозит инфляцией, девальвацией и прочими экономическими проблемами, из которых экономика только-только начинает выбираться.

Оценить материал:
Средний балл - 4.66 (всего оценок: 30)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева