Власти не настроены на налоговые реформы

Чиновники убеждены, что налоговая нагрузка в Беларуси не является критичной и способствует экономическому росту…

 

Беларусь не будет снижать ставки основных налогов, в частности, НДС, до уровня России и Казахстана ради создания равных условий конкуренции. По оценке Минфина, снижение НДС экономически нецелесообразно, так как ведет к значительным потерям доходов бюджета.

Власти не настроены на налоговые реформыК унификации ставок НДС финансовые власти склоняет бизнес-сообщество. В условиях обострившейся конкуренции в связи со вступлением Беларуси в ЕЭП уровень налоговой нагрузки — один из козырей, который можно использовать в отношениях с конкурентами-партнерами по таможенному пространству. Чем ниже налоговая нагрузка, тем выше инвестиционная привлекательность страны и шансы оказаться более конкурентоспособным.

Полагая, что эти аргументы достаточны весомые, деловые круги Беларуси даже предприняли попытку пойти по пути России и реализовать принцип «15-15-15» — снижение до 15%: НДС (сейчас 20%), налога на прибыль (18%) и социального налога (35%).

Однако, идеи по налоговому реформированию не были поддержаны финансовыми властями. Против снижения ставок основных налогов сразу выступило Министерство по налогам и сборам.

Налоговики убеждены, что налоговая нагрузка в Беларуси не является критичной и способствует экономическому росту. Ставка НДС на уровне 20% — «это оптимальная ставка, которая направлена на стимулирование экспорта. Чем выше ставка, тем больше сумма подлежит возврату из бюджета при осуществлении экспорта», — подчеркивал в марте этого года заместитель начальника главного управления методологии налогообложения организаций МНС Юрий Коновалов.

Теперь свою позицию по поводу предлагаемого бизнесом снижения НДС высказал Минфин.

Начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий Кийко не отрицает, что унификация налогового законодательства трех стран имеет большое значение с точки зрения обеспечения равных условий хозяйствования и развития взаимной торговли.

«Однако этот процесс в среднесрочном и долгосрочном периоде не предполагает одинаковые ставки налогов в странах — партнерах по Таможенному союзу и ЕЭП, что объективно не может быть обеспечено с учетом имеющихся экономических различий», — высказал он мнение в публикации журнала «Финансы, Учет, Аудит».

Кийко уточняет, что это обусловлено различием в структурах экономик Беларуси, России и Казахстана, уровнях социальных обязательств, а также имеющимися возможностями финансирования государственных расходов за счет различных доходных источников.

В частности, НДС, на снижении которого настаивает бизнес-сообщество, является одной из ключевых статей доходов бюджета страны. В настоящее время на долю НДС приходится более 30% всех доходов бюджета. В то же время в Российской Федерации за счет НДС формируется только около 15% доходов бюджета (при ставке НДС —18%), в Казахстане — около 10% (при ставке НДС — 12%).

Кийко указывает на еще один принципиальный момент, доказывающий, что в части НДС Беларуси не стоит равняться на Россию и Казахстан. У партнеров по ЕЭП есть другие ключевые источники пополнения бюджета, которые у Беларуси отсутствуют. Речь идет о нефти и газе.

В общих доходах бюджета, например, России, доля доходов от нефтегазового сектора оценивается на уровне 28,8% или 10,6% от ВВП.

«Без учета нефтегазовых доходов дефицит бюджета России в 2011 году составил минус 8,8% ВВП, в Казахстане — минус 6,5%. Поэтому в случае отсутствия указанных доходных источников России и Казахстану для обеспечения сбалансированности бюджетов пришлось бы повышать ставки основных налогов и, в первую очередь, НДС», — подчеркивает Кийко.

Таким образом, по его словам, более высокая ставка НДС в Беларуси по сравнению с остальными странами Таможенного союза в первую очередь предопределена структурой ее экономики, высоким уровнем социальных обязательств и отсутствием, в отличие от России и Казахстана, значительных стратегических ресурсов, формирующих дополнительные доходы бюджета.

В этих условиях снижение ставки НДС экономически нецелесообразно.

Более того, в Минфине считают такой шаг прямой угрозой финансовой стабильности.

По оценке Кийко, снижение НДС до уровня России приведет к росту дефицита в условиях 2012 года на 4,6 трлн. рублей (или около 1% ВВП), до уровня Казахстана — на 18,3 трлн. рублей (3,7% ВВП).

«Такие серьезные потери доходной части, несомненно, потребуют пересмотра экономической политики в области расходов, в том числе на социальное обеспечение, субсидирование услуг ЖКХ и транспорта, льготного строительства жилья, бесплатного здравоохранения, образования. Ситуацию осложняет и предстоящая в 2013–2015 гг. полоса пиковых выплат по внешнему государственному долгу», — констатирует представитель Минфина.

Зато значимость уровня НДС для конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Кийко считает преувеличенной. По его словам, НДС оказывает наименьшее влияние на инвестиционную привлекательность и перемещение капитала. Наконец «на территории каждого государства – члена Таможенного союза установлены равные условия конкуренции для всех товаров, что не требует унификации ставок НДС», — аргументирует позицию Минфина Кийко.

Однако, председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин считает, что в приведенных представителем Минфина аргументах хватает слабых мест.

Сокращение доходной части бюджета в результате снижения НДС, по словам эксперта, эта давняя отговорка Минфина. «И если вопрос так будет ставиться и дальше, то в таком случае давайте поднимем вопрос об инвентаризации расходов бюджета и, в том числе, сокращении армии чиновников», — считает Карпунин.

Ссылки на нефтегазовые доходы России и Казахстана, что позволяет партнерам по ЕЭП держать НДС на уровень ниже, чем в Беларуси, эксперт считает недостаточным доводом для бездействия властей.

В этой связи Карпунин напоминает, что у Беларуси также есть «сырьевые» источники дохода. В частности, существенными для страны являются доходы от экспорта калийных удобрений (3,2 млрд. долларов в 2011 году). В этом году появились доходы от поставок на внешние рынки растворителей (2,5 млрд. долларов за 6 месяцев). «В Казахстане и России нет госмонополии на алкоголь. А у нас есть, причем, не только акцизы, но и все налоги, вся прибыль от алкоголя попадают в бюджет», — добавляет эксперт

Он соглашается, что в результате снижения ставки НДС бюджет понесет определенные потери, однако в ближайшей перспективе они будут перекрыты ростом товарооборота, оборачиваемостью готовой продукции, укрупнением предприятий.

Карпунин делает вывод, что «снижение ставки НДС поможет увеличить приток инвестиций в страну (а мы заваливаем этот вопрос), остановит процесс перетока бизнеса из Беларуси, позволит эффективнее реализовать транзитный потенциал Беларуси и наполнить бюджет ввозным НДС в больших объемах. Замораживание ситуации в нынешнем виде заморозит и наше развитие».