Беларусь и Россия вошли в фазу длительных нефтяных разборок

«Если Москва жестко поставит вопрос о компенсации за растворительный бизнес, то расплачиваться Минску, возможно, придется какими-то активами…»

 

За считанные месяцы до нового года Москва и Минск развернули «интенсивные» (если говорить на сленге дипломатов) переговоры об условиях сотрудничества в нефтяной сфере. За последние пять лет стало уже традицией, что окончание календарного года становится поводом для энергетических разборок. Наблюдатели уверены, что Беларусь и Россия в конце концов договорятся – мы же все-таки союзники! Вопрос только в одном: какую цену участники нефтяных переговоров согласятся заплатить за достижение компромисса.

 

Туманные перспективы нефтяного бизнеса

Будущие поставки нефти в Беларусь Россия сегодня увязывает с решением вопроса о растворительном бизнесе. В Москве считают, что белорусская сторона должна компенсировать российскому бюджету потери, вызванные ведением этого бизнеса в 2012 году. По предварительной информации, размер компенсации оценивается в 1,5 млрд. долларов.

«Российская межведомственная комиссия изучала все факты, касающиеся растворительного бизнеса Беларуси. Были подготовлены расчеты, сколько должно было поступить пошлин в российский бюджет, но не было туда направлено», — сообщил Naviny.by эксперт, знакомый с ходом переговоров. Он пояснил, что на основании данных межведомственной комиссии были сделаны выводы об обязательствах белорусской стороны перед российским бюджетом.

По информации Naviny.by, во время переговоров, которые проходят сейчас, может обсуждаться вопрос об уточнении размера обязательств Беларуси перед российским бюджетом. Одновременно с этим, естественно, будут оговариваться и другие вопросы, которые касаются нефтяного сотрудничества между Беларусью и Россией.

«Точка в этих переговорах, на которых рассматривается ряд тем, может быть поставлена ближе к новому году», — предположил собеседник Naviny.by.

Из-за отсутствия четкого графика поставок нефти в Беларусь на 2013 год официальный Минск оказался в подвешенном состоянии: когда заключать какие-либо долгосрочные договоры, связанные с реализацией нефтепродуктов и нефти, невозможно.

К слову, во второй половине октября «Белорусская нефтяная компания» отменила проведение двух конкурсов коммерческих предложений по реализации мазута на долгосрочной основе. По неофициальной информации, принятое решение связано с тем, что белорусская сторона не готова заключать долгосрочные договоры по реализации нефтепродуктов в условиях, когда неясны условия (объемы) поставок российской нефти в 2013 году.

Из-за отсутствия договоренностей с Россией неясны сегодня и перспективы реализации белорусской нефти на внешних рынках в 2013 году. Напомним, с учетом того, что российские компании в нынешнем году полностью обеспечивают белорусские НПЗ углеводородным сырьем, наша страна имеет возможность экспортировать нефть, добываемую на своей территории.

Кстати, именно экспортировать свою нефть, а не отправлять ее на переработку, Беларуси выгодно: средняя цена импорта беспошлинной российской нефти составляет 394 доллара, а средняя цена экспорта белорусской – 785 долларов. Поэтому желание белорусских властей обеспечить мощности отечественных НПЗ за счет российской нефти понятно. Вопрос в том, сможет ли Беларусь уговорить Россию прописать в нефтяном балансе на 2013 год желаемые объемы импорта углеводородного сырья.

 

Расплата за растворительный бизнес

Сегодня достоверно известно, что вопрос о нефтяном балансе на будущий год плотно увязан с темой растворительного бизнеса. А вот как этот вопрос в конце концов будет урегулирован, непонятно.

Российские и белорусские эксперты очень сомневаются, что Беларусь сможет направить в бюджет России 1,5 млрд. долларов в качестве компенсации. Скорее всего, речь пойдет о неденежной форме урегулирования этого вопроса.

«Деньгами мы отдать ничего не сможем. Если Россия поставит вопрос о компенсации жестко, то расплачиваться, возможно, придется какими-то активами», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Старший эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также сомневается в том, что Беларусь будет компенсировать потери российского бюджета денежным образом.

«1,5 млрд. долларов – это почти 20% накопленных золотовалютных резервов Беларуси. Перечисление такой суммы в российский бюджет, учитывая предстоящие выплаты Беларуси по внешнему долгу, может стать настоящим шоком для белорусской экономики», — говорит Агибалов.

Поэтому, продолжает эксперт, вероятнее всего, будут обсуждаться неденежные варианты компенсации.

«Может рассматриваться вопрос о поставках белорусских нефтепродуктов на российский рынок, а также изучаться возможность пересмотра условий поставок нефти в Беларусь», — полагает Сергей Агибалов.

Требуя компенсировать потери российского бюджета, Москва тем самым дает понять белорусским властям, что несанкционированное ведение нефтяного бизнеса чревато негативными последствиями. Знающие люди высказывают уверенность в том, что зарабатывать на схемах, подобных растворительному бизнесу, Беларусь больше не сможет.

«Смена одной схемы на другую вызывает такую же реакцию России», — резюмировал в беседе с корреспондентом Naviny.by эксперт, знакомый с ходом переговорного процесса между Москвой и Минском.

Справка Naviny.by

В 2012 году Беларусь резко увеличила экспорт растворителей и смазочных материалов. По данным за январь-июль экспорт растворителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 4,3 раза до 3,2 млн. тонн, экспорт смазочных материалов увеличился в 28 раз до 1,6 млн. тонн.

Резкий рост экспорта названной продукции вызвал у России подозрение, что Беларусь под видом растворительного бизнеса экспортирует нефтепродукты с целью ухода от уплаты экспортных пошлин в российский бюджет. Летом по поручению российского руководства была создана межведомственная комиссия, которая стала разбираться в ситуации. В середине сентября премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович объявил о том, что в начале августа Беларусь прекратила экспорт растворителей, чтобы исключить недоверие со стороны России к этим поставкам.

 


  • Просто удивительно на что надеялись высшие чиновники Беларуси, когда затеяли "растворительный" бизнес? Иными словами, что можно безнаказанно воровать у "близких друзей" прикрываясь несовершенством законодательной базы? "По-чэстному" вести бизнес можно только внутри Беларуси, а за пределами только по закону.
  • Какое смелое заявление. А вы в курсе разборок по поводу БелКалия? Просто ещё один способ надавить.
  • [quote="inoc"]Просто удивительно на что надеялись высшие чиновники Беларуси, когда затеяли "растворительный" бизнес? [/quote] Они наверное думали, что Россия на это закроет глаза или как-то лояльно себя поведет в данной ситуации… но оказывается, что наверное не получиться загладить такое поведение просто за чашкой чаю или еще чего. Россия и так для Беларуси делает довольно много снисходительных вещей, помогает итд. Власть сильно расслабилась и уже привыкла к тому, что все ей должны помочь, если хотят быть их друзьями или партнерами.. вот из-за такого отношения мы получаем долги, разваленную экономику и грубо говоря не благосостояние народа…
  • [quote="SadSad"] Они наверное думали, что Россия на это закроет глаза или как-то лояльно себя поведет в данной ситуации…[/quote] Русские всегда приходят за своими деньгами..... Это конкретная немчура писала.
  • всё по закону, а следовательно никакой "компенсации потерь" (чистого рекета в госмасштабах) быть не может ...
  • Подумалось... Вообще говоря, я, коренной житель страны - и мой товарищ детства из Смоленска - у нас доброжелательный славянский межличностный контакт. ... Вот тут и становится интересно...