Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
    От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния...
  2. Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
    Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…


Экономика

Приватизация по-белорусски: государству – котлеты, инвесторам – мухи

 

Первый приватизационный конкурс в этом году пройдет 19 декабря: на продажу государство выставило небольшой завод, находящийся в городском поселке. Но главное не географическое расположение приватизируемого предприятия, а его финансовое состояние, которое, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В госорганах Naviny.by рассказали, что бесприбыльное предприятие вынесено на продажу неслучайно – рентабельные активы государство сегодня не готово приватизировать.

 

Старый подход к приватизации

В связи с отменой приватизационных списков, на чем настоял президент, процесс разгосударствления госсобственности приобрел иной формат. Если раньше был приватизационный план, следуя которому власти продавали активы, то теперь схема реализации госсобственности принципиально другая.

«Проекты распоряжений президента о продаже госпредприятий готовятся сейчас по инициативе отраслевых министерств и ведомств, в управлении которых находятся акции предприятий. Затем проект распоряжения президента проходит согласования и выносится в Совмин, а правительство, соответственно, вносит его в Администрацию президента», — рассказал Naviny.by собеседник в госорганах.

Если высшее руководство страны одобряет приватизацию госпредприятия, Госкомимущество на основании распоряжения президента выставляет акции на продажу. Именно так случилось с «Негорельским воскоперерабатывающим и ульевым заводом», акции которого государство будет продавать по конкурсу в декабре этого года.

Следует отметить, что это первый в этом году приватизационный конкурс. В предыдущие месяцы из-за того, что президент отменил действие трехлетнего плана приватизации на 2011-2013 гг., процесс разгосударствления госсобственности никак не двигался.

Как пояснил Naviny.by источник в госорганах, негорельский завод выставлен на продажу по причине отрицательных финансовых показателей. «Финансовые показатели работы этого предприятия уже несколько лет далеки от желаемых. Процент рентабельности на предприятии очень низкий», — констатировал собеседник Naviny.by.

По словам госслужащего, результаты финансово-хозяйственной деятельности являются одним из основных критериев, на основании которых принимается решение о продаже госпредприятий. «Предприятия, которые являются рентабельными, не продаются», — подчеркнул собеседник Naviny.by в госорганах.

По данным Минфина, в 2009-2011 гг. выставленный на продажу «Негорельский воскоперерабатывающий и ульевой завод» работал бесприбыльно (чистая прибыль равнялась нулю). На балансе предприятия 10 капитальных строений, девять из которых требуют капитального ремонта. Оборудование негорельского завода практически полностью изношено.

Выставление на продажу предприятия, финансовое состояние которого весьма проблематично, свидетельствует о сохранении старого подхода к приватизации, полагают белорусские эксперты.

«В Беларуси сохраняется старый подход к приватизации. Государство расстается лишь с теми активами, которые ему прибыль не приносят», — говорит управляющий директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Даниэль Крутцинна.

 

Неприемлемые условия

Представители госорганов в частных беседах высказывают мнение, что даже низкоэффективные предприятия могут представлять интерес для инвесторов. Ведь, отмечают чиновники, низкоэффективные предприятия могут быть интересны инвесторам как площадка со всей необходимой инфраструктурой для будущего бизнеса.

К слову, выставленный на продажу негорельский завод имеет выгодное географическое местоположение (располагается возле железной дороги и автомагистрали Брест-Москва). Предприятие подключено к системам электро-, газо- и водоснабжения. В общем, «живая» инфраструктура, необходимая для ведения бизнеса, существует.
Инвестконсультанты соглашаются с мнением, что низкоэффективные госпредприятия могут быть интересны потенциальным инвесторам как будущая производственная площадка. Однако в таком случае, подчеркивает Даниэль Крутцинна, не нужно требовать от инвесторов сохранять профиль деятельности приватизируемых предприятий.

Согласно инвестиционному предложению, новый собственник негорельского предприятия должен будет в течение двух лет с даты заключения договора купли-продажи акций внести в уставный фонд завода вклад в размере не менее 1 млн. долларов, а также сохранить в течение 5 лет после приобретения предприятия ассортимент производимых предприятием видов продукции и оказываемых услуг. Кроме этого, инвестор в течение пяти лет с даты заключения договора купли-продажи акций обязан будет сохранить количество рабочих мест на предприятии.

«Ограничения, касающиеся сохранения профиля деятельности предприятия, нецелесообразны. Возможно, инвестор захочет приобрести площадку со всеми коммуникациями, чтобы производить какой-то новый продукт. Поэтому непонятно, почему с самого начала возможность смены профиля деятельности предприятия исключается. Это неправильно», — убежден Даниэль Крутцинна.

Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова недоумевает по поводу того, что при продаже низкоэффективных предприятий выставляются столь жесткие условия. «Выставление дополнительных условий к инвестору при продаже низкоэффективных предприятий – очень спорная практика. Эти условия, как показывает жизнь, могут отпугивать потенциальных инвесторов», — говорит Акулова.

Жесткие условия приватизации и нежелание государства выставлять на продажу рентабельные предприятия эксперт объясняет тем, что власти очень настороженно относятся к перспективе разгосударствления госсобственности.

«Приватизация в Беларуси продолжает восприниматься как угроза национальной безопасности, а инвестор как некий захватчик. Поэтому внешнее финансирование зачастую приходит к нам не в виде инвестиций, а в форме заемных ресурсов, за которые потом приходится дорого расплачиваться», — констатирует Акулова.

Наглядно иллюстрируют эту ситуацию события вокруг государственной пивоваренной компании «Криница». Уже более десяти лет ведутся разговоры о привлечении инвестора на предприятие. Однако вместо инвестиций пивоваренная компания смогла привлечь для своего развития лишь кредиты. Что имеем сейчас? Проблемы, которые лишь усугубились.

В своем информационном меморандуме, подготовленном в 2012 году, «Криница» констатирует, что слабыми сторонами компании являются закредитованность, отсутствие прямых инвестиций. К этому стоит добавить, что предприятие за последние годы, не имея необходимой финансовой подпитки со стороны инвесторов, стремительно теряло свою долю на внутреннем рынке.

Такая же участь грозит и другим госпредприятиям в случае, если вопрос о привлечении стратегического инвестора будет затягиваться, полагает Даниэль Крутцинна.

«Государству вначале стоит определить отрасли, в каких оно способно эффективно управлять, а какие лучше стоит отдать в частные руки. В некоторых отраслях уже понятно, что государству там нечего делать. Это касается, в частности, пивоварения. После прихода в эту отрасль крупных международных компаний госпредприятия стали терять долю на рынке. Однако лучше такого развития событий не дожидаться, а своевременно привлекать на госпредприятия стратегического инвестора», — резюмировал Крутцинна.

Оценить материал:
Средний балл - 4.55 (всего оценок: 20)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Обсуждение: Приватизация по-белорусски: государству – котлеты, инвесторам – мухи --- Отделить зерна от плевел отделить мух от котлет и ром - отдельно, бабы - отдельно. одна из самых старых зафиксированных версий анекдота появилась в переведенной с французского книжке «Всемирное остроумие» в 1903 году. В этой книге вместо мух как раз таки тараканы, а автором выражения назван Жерар де Нерваль (1808—1855). Когда Путин говорил про отношения с Белоруссией, он скорее цитировал по "Прощальной гастроли "Артиста"". Выражение пришло из анекдота - приходит мужчина в столовую на обед и заказывает котлету. После обеда официант спрашивает понравилось ли ему? - В целом хорошо, но когда я приду к Вам в следующий раз принесите мне мухи отдельно, а котлеты отдельно. Выражение стало особенно популярным после того, как Владимир Путин применил его на заседании Правительства в 2001 году (Котлеты отдельно, мухи отдельно). Отделить зерна от плевел Выражение из Евангелия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24 - 30), где рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью семена сорняков. Когда урожай взошел, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и сорняки (плевелы)
  • Да уж, производить прибыльно ульи и воск – это задача не по зубам не только государству, так еще наверное и инвесторам, которые наверное в маленьком потрясении от условий покупки. Грубо говоря бизнес в этой сфере назвать прибыльным очень трудно. Представляю в каком состоянии находятся производственные помещения, а точнее оборудование. Ведь завод был построен аж но в 1947 году. Каких вложений требует модернизация производства, а ждать возврата вложенных денег, так наверное через лет 100 надо. Приватизация, одним словом, в Беларуси идет не процветающим образом и с каким-то странным подходом. Изменение существующей политики государства ой как необходима… Что же следующее будет на очереди , завод по изготовлению пчел, мха или бисера?
  • Негорельский воскоперерабатывающий и ульевой завод "сохранить в течение 5 лет после приобретения предприятия ассортимент производимых предприятием видов продукции и оказываемых услуг" Данное требование относительно данного завода - вообще абсурдно. Какая переработка воска, какие ульи - это не то, что прошлый, это позапрошлый век. Представляю: приходит инвестор и говорит - я куплю завод, переучу за свой счет людей, поставлю новое оборудование и буду выпускать продукцию, которую с руками оторвут не только в Беларуси, но и в Европе, а наши ему: не-е-е-т, дорогой, ты 5 лет должен перерабатывать воск и делать ульи, даже если все пойдет на склад и никому не будет нужно. Иначе, как саботаж и должностное преступление это не назовешь. Вероятно, кто-то из местных позарилися, вот и пишут всякие невыполнимые требования, чтобы потом сказать - мы пытались, но никто не пришел, и втихаря, сняв это требование, за копейки купить, а потом продать тому же инвестору, но, естественно, с прибылью уже себе лично.
  • Так когда уже продадут Крыницу и Брестское?