Беларусь возобновила экспорт растворителей?
Экспорт смазочных материалов увеличился в сентябре по сравнению с августом в 10 раз. Об этом свидетельствует таможенная статистика…
Через несколько месяцев после публикации подробных данных о внешней торговле Национальный статистический комитет задним числом существенно меняет значение торгового сальдо. Поправки объясняются уточненной информацией, полученной от Белорусского таможенного комитета. Как оказалось, эта дополнительная информация — данные об экспорте растворителей и смазочных материалов, который опять набирает обороты...
«Беларусь полностью прекратила экспорт растворителей и разбавителей. Четвертого августа ушел последний вагон». С таким заявлением выступил 14 сентября премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. Официальная статистика, казалось бы, подтверждает уверения белорусских властей. Начиная с августа, подробные отчеты Белстата о внешней торговле показывают, что экспорт по упомянутым подозрительным категориям близок к нулю.
Но в то же самое время работники белорусской статистики начали проявлять неожиданную рассеянность. На прошлой неделе Белстат «уточнил» данные о внешней торговле товарами за январь-сентябрь этого года. Оказалось, что подробный оперативный отчет, обнародованный ранее, не учел дополнительный экспорт на 73 млн. долларов. Поэтому теперь Белстат задним числом переправил общую цифру
С торговым сальдо за январь-август произошла аналогичная история. Подробные оперативные данные (показывающие обещанное россиянам отсутствие экспорта растворителей и смазочных материалов)
Дело, конечно, могло быть в технических накладках. Интернет-газета Naviny.by решила проверить, какие именно данные уточняет Белстату Таможенный комитет, и выяснила, что слухи о прекращении белорусского «растворительного бизнеса» сильно преувеличены.
Данные о внешней торговле Беларуси, обнародованные
После того, как Минск якобы прекратил беспошлинно вывозить углеводороды под видом нефтехимии, экспорт товаров из группы ТН ВЭД 3800 (прочие химические продукты) рухнул с 380 тысяч тонн в июле до 16 тысяч тонн в августе. Экспорт по группе ТН ВЭД 3400 (смазочные материалы) упал тогда с 219 тысяч тонн до чуть более 2 тысяч тонн. Таким образом, «растворительный бизнес» кардинально уменьшился в объемах, хоть и не был прикрыт полностью. При том, что экспортная пошлина на бензин составила в августе 300 долларов за тонну, получается, что белорусские нефтяные «олигархи» из окружения Лукашенко недоплатили тогда российскому бюджету примерно 5,5 млн. долларов.
Но в сентябре подозрительный экспорт начал обретать второе дыхание и, согласно данным Белорусского таможенного комитета, составил 45 млн. долларов. При этом экспорт смазочных материалов (группа ТН ВЭД 3400) увеличился в сентябре по сравнению с августом в 10 раз — до 22 тысяч тонн.
Судя по такой динамике, «уточненная» цифра, которую Белстат вскоре опубликует о данных за октябрь, может улучшить оперативные данные о внешнеторговом сальдо более чем на 100 млн. долларов.
При этом растворители и смазочные материалы, вероятно, — не единственная схема, которую пытается скрыть официальная белорусская статистика. Так, по данным Белорусского таможенного комитета, экспорт по этим двум категориям в сентябре составил 45 млн. долларов, в то время как справочная поправка Белстата по сентябрьским данным улучшила торговое сальдо страны на 73 млн. долларов.
Причем, речь уже, вероятно, идет не о реэкспорте российского бензина (поставки российской нафты в Беларусь прекратились еще в июле), а о беспошлинном вывозе продукции белорусских НПЗ. Не исключено, что применяются распространенные в России схемы экспорта бензина под видом других нефтепродуктов или сырой нефти под видом переработанной.
Кстати, примечательно, что на фоне контрабандных скандалов КГБ Беларуси недавно арестовало оператора Новополоцкого НПЗ Андрея Гайдукова — якобы за намерение передать секретную информацию иностранным спецслужбам. Какой важной секретной информацией мог обладать молодой слесарь? Например, о том, что часть нефти, поступающей на его завод, не перерабатывается, а лишь переливается на экспорт в канистры для мазута… А это, в свою очередь, может значить, что КГБ арестовал Гайдукова — за его реальное или мнимое намерение поделиться с кем-то секретами грязной кухни белорусских НПЗ — с подачи белорусской нефтяной мафии.
Возвращаясь к ухищрениям белорусской статистики, получаем следующий итог.
Беспошлинный экспорт углеводородов (скорее всего, бензина) под видом растворителей и смазочных материалов продолжается, хоть и в меньших объемах. Но белорусам не стоит преждевременно радоваться предприимчивости своего руководства. Экспортом «растворителей» занимаются частные компании, подконтрольные бизнесменам из окружения Лукашенко, которые закупают нефтепродукты в России или на белорусских НПЗ. При этом, как ранее писали Naviny.by, более половины «растворительных» прибылей уводятся от белорусского налогообложения, и в бюджет нашей страны поступает лишь сравнительно небольшая часть доходов от этого бизнеса.