Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Табачный рынок Беларуси будет дымить по-новому
    С 1 июля табачный рынок ждет ряд изменений. Самое существенное — это запрет на выкладку сигарет в витринах.
  2. Как кризис изменил привычки белорусских покупателей
    Покупатели переходят на более дешевые белорусские аналоги вместо дорогих импортных товаров…


Экономика

Сельское хозяйство кусается ценами в магазинах

 

На госпрограмму возрождения и развития села 2005-2010 годов было потрачено 42 млрд. долларов, новая программа — уже стабилизации села — на 2011-2015 годы обойдется государству еще в 25 млрд. долларов.

По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, отрасль решила проблему продовольственной безопасности страны и даже стала экспортоориентированной, продав в прошлом году продуктов на 5 млрд. долларов. За январь-май 2013-го Белстат также констатирует в отрасли рост производства по всем параметрам, кроме молока.

Но если с агропромом все так замечательно, почему мясо в Беларуси почти вдвое дороже, чем в Польше?

Эксперты не разделяют оптимизма правительства относительно состояния АПК и предупреждают, что его активное субсидирование рано или поздно придется прекратить — и что тогда?

иллюстрация с сайта http://upfun.ru/2010/03/18/page/2/


Есть ли смысл столько тратить на село?

Финансовые вливания селу в принципе нужны, считает агроном по образованию, бывший зампред Миноблисполкома по агропромышленному комплексу и председатель профсоюза работников АПК Александр Ярошук.

«Сельское хозяйство — это та отрасль, которая не может нормально функционировать без субсидий со стороны государства. Страны ЕС в среднем на гектар сельхозугодий вкладывают 560 долларов, у нас эта сумма оценивается в 220 долларов с учетом этих 42 млрд. Это на порядок больше, чем в той же России», — отмечает эксперт.

Программа возрождения и развития села (которая, в частности, подразумевала выдачу кредитов на «суперльготных», по словам Семашко, условиях) во многом изменила облик белорусского сельского хозяйства. За пять лет ее реализации были построены новые фермы, хозяйства приобрели новую технику, за счет чего существенно выросли объемы производства сельхозпродукции и ее качество.

Однако, подчеркивает Ярошук, «показатели рентабельности и эффективности в конечном итоге не улучшились, а даже наоборот, особенно в последние годы». Специалист делает вывод, что «дамокловым мечом над АПК висит проблема конкурентоспособности, эффективности, рентабельности, и это дает почву утверждать, что сельское хозяйство превращается в черную дыру экономики: средства вкладываются огромные, а отдача от них мизерная».

Доказательством этому могут служить цены на самые простые продукты питания (молоко, мясо, овощи), которые в Беларуси выше, чем в соседних Польше и Литве. Это во многом стало причиной белорусских туристических набегов на супермаркеты названных стран.


Почему вложенные деньги не окупаются?

Сельское хозяйство — отрасль особая, с длинным, годичным, циклом производства, и, соответственно, окупаемости тоже приходится ждать не один год. Но реально ли у нас вообще ее дождаться? Александр Ярошук в этом сильно сомневается.

«По-прежнему сельское хозяйство у нас представлено в виде колхозов, пусть они и называются по-другому. У товаропроизводителей нет экономического интереса хозяйствовать эффективно, прибыльно. Это ничейная собственность, понятно, что в таких условиях крупные инвестиции не могут по-настоящему работать. В значительной степени эти 42 миллиарда ушли как вода в песок. На фоне этой ничейной собственности процветают и бесхозяйственность, и иждивенчество, и воровство и все другие негативные явления, которые имели место в Советском Союзе», — уверен Ярошук.

Казимир Романовский, который в 2004-2009 годах был советником министра сельского хозяйства, указывает также на общую низкую продуктивность отрасли, связанную с ее устаревшим устройством, не ориентированным на рынки, что в результате приводит к высокой себестоимости продукции.

«Прежде чем что-то делать, нам нужно изучать рынки — сегодняшние, перспективные, а не производить на склад. Привыкли — что ни произведем, отдадим в Россию, как при Советском Союзе. Теперь совершенно другое время и условия, особенно со вступлением России в ВТО», — подчеркивает Романовский.

С белорусским климатом, рассказывает он, строительство одного скотоместа обходится в 15 тысяч долларов, а с уплатой всех процентов по кредитам — вообще в 30 тысяч. А если прибавить к этому отопление, освещение, зарплату сотрудникам? Получается та цена, которая потом кусается в магазинах.

Подход белорусов к кормлению скота специалист также не считает рациональным.

Главными посевными культурами в стране считаются зерновые: за 2012-й год в Беларуси собрали 9,2 млн. тонн зерна, а в текущем году перед отраслью поставили задачу выйти на 10 млн. тонн. Такие страны, как Германия и Голландия не производят зерна больше чем 600-700 кг на душу населения, а мы производим по тонне и даже замахиваемся на полторы. Во главу угла ставятся объемные показатели. В итоге из зерна делают комбикорма и кормят скот ими, вместе того чтобы использовать более дешевые травяные корма.

«В Европе на 1 кг привеса свинины приходится 2,5 кг кормов, у нас — 4,5 кг. Но мы в результате получаем 450 кг мяса, они — 850 кг. Вот она — производительность труда», — говорит Романовский.

Эксперт убежден: государство обязано прежде всего обеспечить собственное население доступными по цене, качественными продуктами, «а потом уже думать об экспорте».

«Себестоимость одного килограмма масла — 5,5 доллара, мы его продаем на экспорт по 3,5, а то и дешевле. Производство одного килограмма свинины стоит около 5 долларов, мы ее продаем сегодня по 2,3 доллара. Говядина нам обходится порядка 7 долларов, а продаем ее по 3,5. Работаем себе в убыток, закредитовываем экономику», — сокрушается Романовский.


Земле нужен хозяин

Рецепт получения положительного результата одинаков для всех отраслей белорусской экономики, а именно, повторяют эксперты, нужно повернуться «лицом к рынку».

«Мы должны выбить у себя из головы, что являемся великим поставщиком продовольствия на экспорт. Нужно просто собраться и — без всякой политики — сформулировать оптимальную специализацию сельского хозяйства, которая бы обеспечила производство той продукции, что является наиболее рациональной в использовании собственного сырья, с учетом, конечно, охраны природы», — уверен Романовский.

По его мнению, средства также необходимо вкладывать в науку, чтобы увеличить продуктивность — и полей, и ферм.

В свою очередь, Александр Ярошук уверен, что даже если правильно рассчитать требования рынка, без экономической заинтересованности людей в результате деньги работать не будут. А что может мотивировать человека лучше, чем собственность?

«У нас крупные хозяйства, и это хорошо, но у них нет хозяина. До тех пор, пока на селе не будет признана частная собственность (а крупные предприятия непременно надо сохранить), затраты останутся огромными, а отдача будет мизерной», — подчеркивает Ярошук, приводя пример прошлогоднего большого урожая белорусских яблок, которых зимой и весной на прилавках, к сожалению, не было видно.

Климат у нас — с умеренными температурами и нежарким солнцем, а также достаточным количеством осадков — предполагает развитие животноводства, прежде всего молочного, свиноводства, производства говядины, птицеводства, дополнять этот ряд может плодоводство и овощеводство.

«У нас не очень развито плодоводство — главной причиной является отсутствие собственника. Это специфическая отрасль, лучше всего это получается у частника, в семейном производстве. Польша с этой точки зрения является наглядным примером», — говорит эксперт.


Евразийская интеграция прижмет

Белорусскому сельскому хозяйству рано или поздно все равно придется слезать с иглы субсидий. В валовом объеме сельхозпродукции почти 60% составляет поддержка государства, выраженная в той или иной форме, в Казахстане и России этот показатель гораздо ниже.

В документах Евразийской экономической комиссии зафиксировано, что к 2017 году объемы субсидирования сельского хозяйства должны сократиться до 10%. Белорусским властям придется серьезно пересмотреть протекционистские подходы к АПК еще и потому, что все сложнее с деньгами.

«Так или иначе, субсидии придется сокращать. Это заставит белорусские власти задуматься о возможной приватизации в АПК», — резюмирует Ярошук.

Оценить материал:
Средний балл - 4.84 (всего оценок: 34)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева