Нефтегазовое лобби тормозит альтернативную энергетику в Беларуси

Ветряки и солнечные батареи заработают во всю, если этого захочет Лукашенко…

Беларусь может получать треть всей энергии от возобновляемых источников. Ветер, солнце и вода могут заменить стране атомную электростанцию. Нормативная база это позволяет, инвесторы готовы вложить немалые средства, нужны лишь специалисты, более четкие трактовки законов и политическая воля.

Высокий потенциал

За последние годы возобновляемая энергетика в Беларуси развивалась стремительными темпами.

«Пять лет назад в Беларуси не было ни одного биогазового комплекса, сегодня их двенадцать. Раньше крутилось всего два ветряка мощностью 850 кВт, а сейчас работает 28 ветроагрегатов суммарной мощностью свыше 25 МВт. Кроме того сейчас в Беларуси функционирует около двухсот тепловых насосов, более 1 МВт энергии мы получаем от солнца. Движение в этой области существенное», — рассказывает исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк.

Владимир Нистюк

По его словам, в настоящее время в стране есть 232 установки на возобновляемых видах энергии, установленная мощность которых составляет 288,9 МВт. Возобновляемые источники энергии занимают 5,2% в общем балансе энергопроизводства.

Для сравнения, в Германии сейчас работают 7,5 тысячи биогазовых комплексов и 23 тысячи ветроустановок. Доля возобновляемой энергетики составляет 23%.

«Только за 2013 год в Германии было построено 1200 новых ветроустановок суммарной мощностью 3 тысячи МВт. Это больше той энергии, которую хотят производить на АЭС в Беларуси», — отмечает эксперт по вопросам возобновляемой энергетики ZIM Клаус Якоби.

По его словам, до 2030 года немцы планируют увеличить долю возобновляемой энергетики до 50%.

Клаус Якоби

Беларусь, согласно Национальной программе развития местных и возобновляемых энергоисточников, планирует увеличить долю собственных топливно-энергетических ресурсов до 30% в 2015 году. Однако в эту программу также включено использование в качестве источников энергии торфа и древесины.

В тоже время только за счет возобновляемых источников энергии, считает Владимир Нистюк, Беларусь может получать порядка 35% энергии.

К примеру, в Беларуси выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом 1600 МВт и годовой выработкой электроэнергии 2,4 млрд. кВт/ч.

Весомые козыри

Эксперты видят несколько преимуществ от развития альтернативной энергетики в Беларуси.

Во-первых, такая энергия снижает зависимость от российских нефти и газа и способствует энергетической независимости страны. Во-вторых, этот вид энергии является экологически чистым. Для Беларуси этот аспект особенно актуален из-за Чернобыльской катастрофы. Еще одним преимуществом альтернативных источников энергии является их децентрализация.

Как поясняет Владимир Нистюк, 94% всей энергии в Беларуси дают 13 энергогенерирующих станций. «Лукомльская ГРЭС, к примеру, в летнее время вырабатывает 34% от всей энергии страны», — говорит эксперт.

По его словам, такая централизация энергообеспечения приводит к большим проблемам в случае природных катаклизмов или аварий.

«Когда по стране пройдется буран, то, как правило, больше ста деревень остаются без электричества. Или где-то сгорит трансформаторная подстанция, а одна пятая часть Минска погружается во тьму», — отмечает Владимир Нистюк.

Кроме того, по его словам, транспортировка энергии на большие расстояния по сетям приводит к значительным потерям.

«Так что возобновляемая энергетика — это не экзотика и мода, но мы пока в начале пути», — резюмирует эксперт.

Закон как дышло

Как говорят эксперты, в Беларуси созданы благоприятные условия для развития альтернативной энергетики, поэтому к нашей стране проявляют интерес инвесторы.

По законодательству им выделяется земельный участок, гарантируется подключение в сеть, а произведенная энергия выкупается по стимулирующим тарифам. К примеру, первые десять лет со дня ввода установок, использующих энергию солнца, применяется повышающий коэффициент 2,7, энергию ветра и биогаза — 1,3, энергию воды — 1,1.

«Наличие льгот, прав, коэффициентов на уровне европейских делает белорусский рынок интересным для инвесторов. Зеленые тарифы у нас достаточно высоки, чтобы делать здесь бизнес», — отмечает партнер международной юридической фирмы GLIMSTEDT Дарья Жук.

Дарья Жук

Тем не менее, специалисты сетуют на отсутствие подзаконных и ведомственных актов в области возобновляемой энергетики. Это, по их мнению, приводит к вольной трактовке нормативной базы со стороны белорусских чиновников, когда дело доходит до реализации инвестиционных проектов.

«Когда приходит инвестор и говорит, что по закону вы обязаны принять энергию в сеть и оплачивать нам по стимулирующим тарифам, то ему отвечают утвердительно, но говорят, что технически, детально это все не прописано. То есть, любой чиновник в электросетях может предложить инвестору вернуться к этой теме через неделю, а человек уже построил станцию по добыче свалочного газа, у него уже генератор производит энергию, которую надо продавать и зарабатывать деньги», — объясняет Владимир Нистюк.

По его словам, надо детализировать существующую нормативную базу, чтобы правоприменение было более эффективным.

«Опускаясь от закона и доводя до технических инструкций, параметров, методических рекомендаций, которые стали бы основанием для упрощения процедуры согласования различных вопросов», — считает эксперт.

Тут показательна история с немецкой компанией Enertrag AG, которая хотела построить под Дзержинском ветропарк мощностью 160 МВт, но Министерство обороны заблокировало этот проект, сославшись на то, что ветропарки снижают эффективность работы систем ПВО.

«Эта неясность, нестабильность, неуверенность тормозит инвесторов. Они не стоят в очереди, поскольку нет гарантий для бизнеса», — говорит Клаус Якоби.

Кадры решают все

Еще одним тормозом развития возобновляемой энергетики в Беларуси является забюрократизированность процедур и отсутствие квалифицированных кадров.

«Ни в одном органе госуправления нет отдельного департамента, который занимался бы исключительно возобновляемой энергетикой», — отмечает Владимир Нистюк.

Ему доводилось общаться с представителями различных министерств и ведомств, которые открыто признавали свою некомпетентность по вопросам возобновляемой энергетики.

«Экологический университет Сахарова выпустил в прошлом году 16 инженеров-энергоменеджеров, в этом году они выпускают 25. И это на всю страну», — добавляет эксперт.

Нужна политическая воля

В целом, приходят к заключению специалисты, не все органы государственного управления заинтересованы в развитии возобновляемой энергетики в стране.

«Главным нашим оппонентом является Министерство энергетики Беларуси. Они заявляют о том, что мы ставим перед собой не настолько благородные цели, хотим их ограбить либо уменьшить их прибыли», — говорит Владимир Нистюк.

По сути, нефтегазовое лобби рассматривает альтернативную энергетику как своих конкурентов.

«Нефтегазовое лобби, которое активно работает в Беларуси, пытается убедить и главу государства, и другие органы власти в том, что у нас нет промышленного ветра и солнца, нет геотермальной энергии и энергии рек», — полагает исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика».

Но самым главным ступором развития альтернативной энергетики в стране специалисты в один голос называют отсутствие политической воли.

«Это просто кощунство — сжигать уголь, газ и нефть. Из чего мы будем делать краску или лекарства через 50-100 лет?! В странах, где это понимают, в той же Германии, стараются все больше и больше заменять традиционные источники энергии на альтернативные. В Беларуси живут сегодняшним днем. Тут не хватает политической воли, чтобы начинать серьезное внедрение возобновляемой энергетики», — считает Клаус Якоби.

Под политической волей в данном случае понимается указание самого Александра Лукашенко, так как очевидно, что принимаемых правительством решений недостаточно для того, чтобы ветрогенераторы, солнечные батареи, биогазовые установки в Беларуси заработали на полную мощь. Однако у главы государства сегодня в приоритете совсем иной вид энергетики.