Евразийский протекционизм создает почву для торговых войн

Даже на тех сегментах рынка, на которых официально произошла либерализация, сегодня возвращается государственное регулирование…

Центральной темой заседания Высшего госсовета Союзного государства, состоявшегося на этой неделе в Москве, стал вопрос снятия барьеров в белорусско-российской торговле. Чтобы решить эту проблему, правительства Беларуси и России разработали совместный план действий.



Вместе с тем, эксперты считают, что протекционизм, который свойственен странам Евразийского экономического союза, не позволит устранить все барьеры во взаимной торговле, и новые поводы для торговых войн будут появляться.

Новые препятствия на пути свободной торговли

Несмотря на начало функционирования Евразийского экономического союза, в который входит помимо Беларуси и России еще Казахстан и Армения, препятствий для свободного передвижения товаров пока много.

По данным Евразийской экономической комиссии, которыми располагает БелаПАН, на начало 2015 года в ЕАЭС насчитывалось около 30 препятствий на пути свободного передвижения «чувствительных групп товаров». В частности, изъятия из режима свободного движения товаров на сегодняшний день сохраняются по энергоносителям, алкогольной, табачной продукции, лекарственным препаратам, рыбе и ряду других товаров.

Официальные лица Беларуси и России заявляют сегодня о необходимости ликвидации торговых барьеров, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров внутри Евразийского союза. «Все эти барьеры надо снимать», — заявил на этой неделе в Москве Александр Лукашенко, принимая участие в заседании Высшего госсовета Союзного государства.

Вместе с тем, пока торговые барьеры сохраняются и даже появляются новые ограничения по доступу товаров на рынки стран Евразийского экономического союза.

К числу препятствий на пути свободного перемещения товаров, существующих в Беларуси, Евразийская экономическая комиссия, в частности, относит действующий в нашей стране институт специмпортеров.

По мнению ЕЭК, наличие такого института, который выражается в предоставлении государством исключительного права на импорт продукции узкому кругу предприятий, «приводит к барьерам при поставках продукции из Казахстана и России» на белорусский рынок.

Институт специмпортеров сохранился в Беларуси на алкогольном и табачном рынках. При этом показательно, что на названных рынках подакцизных товаров в Беларуси сегодня появляются новые ограничения. Если ранее государство ограничивало количество импортеров алкогольной и табачной продукции, то теперь определяет и оптовиков, которые смогут работать на рынке подакцизных товаров.

Так, в феврале 2015 года в Беларуси был принят указ президента № 92, согласно которому заниматься оптовой торговлей табачной и алкогольной продукции могут только ее производители, заказчики такой продукции, государственные предприятия и организации с госдолей. Частные компании лишаются в Беларуси права со второго полугодия 2015-го заниматься оптовой торговлей табачными изделиями и алкогольной продукцией.

Участники рынка в комментарии БелаПАН объяснили принятое решение стремлением государства «максимально концентрировать оборот подакцизных товаров вокруг государственных структур». По мнению отраслевых экспертов, государство идет на эту защитную меру, чтобы не допустить неконтролируемого ввоза импортных товаров в будущем, когда институт специмпортеров (в связи с выполнением евразийских обязательств) Беларуси придется ликвидировать.

Неконтролируемый импорт подакцизных товаров может поставить местных производителей в сложное экономическое положение, и государство, видимо, хочет предотвратить такое развитие событий.

«Поэтому даже в случае видимой либерализации наверняка будет сохраняться желание государства оставить под контролем прибыльные сектора экономики — алкогольный и табачный рынок», — прокомментировал БелаПАН ситуацию эксперт, знакомый с ситуацией на рынке подакцизных товаров.

К слову, даже на тех сегментах рынка, на которых официально произошла либерализация, сегодня возвращается государственное регулирование. В частности, такая ситуация сложилась с рыбной продукцией.

Так, с января 2015 года в Беларуси по указу президента был отменен институт специмпортеров на поставки рыбной продукции в страну. Однако уже в конце января Беларусь усилила ветеринарный контроль в отношении многих товаров, поступающих из России, в том числе и рыбной продукции. В результате поставщики рыбной продукции из РФ теперь должны в Беларуси получать разрешение (сертификат) на ввоз таких товаров.

Эксперты: новые торговые споры неизбежны

Аналитики считают, что Беларусь усилила ветеринарный контроль, реагируя на действия Россельхознадзора, который вводил в последние месяцы разные запреты на поставки белорусской мясной и молочной продукции на российский рынок.

«Сертификация рыбной и иной продукции, поступающей из России, — это ответная мера Беларуси на претензии, которые предъявляет Россельхознадзор. Благодаря усилению ветеринарного контроля у белорусской стороны появился инструмент для управления импортом из России», — считает экономический обозреватель Татьяна Манёнок, с 1990-х изучающая торговые барьеры, возникающие на белорусском рынке.

Официальный Минск сегодня предлагает Москве снять торговые барьеры во взаимной торговле. Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков заявил на этой неделе, что белорусские предприятия заинтересованы в свободном доступе на российский рынок, который несоизмеримо больше внутреннего.

«Один из актуальных вопросов сегодня для Беларуси — увеличение золотовалютных резервов, в том числе за счет наращивания экспорта. В то же время белорусский экспорт, по данным за четвертый квартал 2014-го и январь 2015-го, серьезно просел на восточном направлении. Поэтому Беларусь сегодня особенно заинтересована в формировании благоприятных условий для доступа белорусских товаров на российский рынок», — объясняет экономист Антон Болточко желание Беларуси устранить барьеры на пути белорусских товаров на российский рынок.

Одновременно с этим, считает эксперт, Беларусь будет прилагать всяческие усилия для того, чтобы ограничить импорт.

«Пролонгация 361-го указа на 2015 год, который фактически заставляет импортеров уплачивать дважды НДС, лишь подтверждает, что делается всё для сокращения импорта. Судя по всему, один из основных трендов этого года будет выражаться в тотальном ограничении импорта», — считает Антон Болточко.

Белорусские экономисты констатируют, что меры по ограничению импорта противоречат заявлениям белорусских властей о необходимости ликвидации торговых барьеров в Евразийском экономическом союзе.

«Существующий в Беларуси порядок защиты внутреннего рынка противоречит тем декларациям, которые мы слышим на межгосударственном уровне. Один из столпов белорусской экономической политики — протекционизм и защита отечественных, преимущественно государственных организаций. Поэтому ожидать снятия барьеров и обеспечения беспрепятственного доступа товаров на белорусский рынок не приходится», — убежден руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

По мнению аналитиков-международников, учитывая вышесказанное, почва для торговых войн в Евразийском экономическом союзе будет сохраняться.

«В странах, которые объединяет Евразийский экономический союз, видна склонность правительств к защите внутреннего рынка за счет использования административных мер. Поэтому совершенно точно можно сказать, что между государствами ЕАЭС будут возникать торговые споры», — полагает директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман.

Он обратил внимание, что страны Евразийского экономического союза не являются убежденными приверженцами рыночной модели экономики, предприятия на территории союза привыкли работать под опекой государства, и поэтому меры по защите внутреннего рынка будут сохраняться.

«Реальный сектор Беларуси заинтересован в сохранении защитных мер и ограничении импорта. Многие белорусские предприятия привыкли работать в таких условиях, им так проще», — резюмировал Прейгерман.