Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Бороться с инфляцией власти будут с помощью диктатуры
    Власти прогнозируют за ближайшие пять лет снизить инфляцию до минимального за всю суверенную историю уровня — 5%.
  2. «Нам нужны деньги». Белорусские власти просят МВФ о помощи
    Новая программа с МВФ возможна. Власти готовы идти на условия кредитора. Но надо дождаться окончания выборов…


Экономика

Евразийский союз не спас белорусскую экономику

 

В казахстанском поселке Бурабай на заседании Евразийского межправительственного совета сегодня встречаются премьеры Беларуси, России и Казахстана. Один из центральных вопросов — торговые отношения между тремя странами.



Хотя Евразийский экономический союз (ЕАЭС) официально запущен, объемы взаимной торговли между тремя странами неуклонно падают.


Отрицательный результат интеграции

В повестке дня заседания межправсовета ЕАЭС первым пунктом стоит вопрос о «причинах изменения динамики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза и Евразийского экономического пространства в 2010-2014 годах».

Озабоченность понятна. Так, в 2013 году по сравнению с 2012-м взаимный товарооборот между Беларусью, Россией и Казахстаном снизился на 4,9%, в 2014-м — на 11%, отрицательная динамика наблюдается и в 2015-м. Например, товарооборот Беларуси с Россией и Казахстаном снизился в первом квартале на 33,4% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года, в том числе белорусский экспорт в страны ЕАЭС — на 40,6%.

В общем, евразийская интеграция пока так и не стала драйвером торгово-экономического сотрудничества между тремя странами. Для Беларуси этот неутешительный вывод особенно чувствителен.

По оценкам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которые легли на стол участников межправительственного совета в Бурабае, для Беларуси торговля со странами ЕАЭС сегодня имеет наибольшее значение.

По данным ЕЭК, в совокупном товарообороте Беларуси с внешним миром доля стран ЕАЭС составляет около 50%. В то же время у России на страны ЕАЭС приходится около 7% совокупного товарооборота. У Казахстана этот показатель также заметно ниже, чем у Беларуси, — всего 16,5%.

Как видим, вовлеченность во взаимные торговые отношения у трех стран совершенно разная. При этом отрицательная динамика взаимного товарооборота в 2013-2015 годах указывает, что создававшиеся одно за другим интеграционные образования (Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ЕАЭС) не дали ожидаемого экономического эффекта.

Официальные лица трех стран объясняют неудачи во взаимной торговле сохранением барьеров на пути свободного движения товаров.

Между тем независимые эксперты иначе объясняют, почему объемы взаимной торговли между Беларусью, Россией и Казахстаном не растут.


Модель, которая себя изжила

Тема торговых барьеров фигурирует в повестке заседания межправительственного совета ЕАЭС под номером два. По оценкам ЕЭК, сегодня в ЕАЭС сохраняется множество изъятий из режима свободного движения товаров.

Однако отнюдь не эти барьеры являются главным фактором, который сдерживает объемы взаимной торговли на территории ЕАЭС, уверена научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

«Проблемы взаимной торговли стран Евразийского экономического союза находятся не в сфере торговли, они связаны с уровнем развития экономик трех стран», — отмечает Точицкая.

Эксперт обращает внимание на то, что структуры экономик Беларуси, России и Казахстана принципиально отличаются, а внутриотраслевая торговля, которая могла бы объединить товарные потоки трех стран, развита слабо.

«Торговля с Казахстаном может быть потенциально интересна Беларуси, однако многие годы товарооборот с этой страной у нас остается на низком уровне. Во многом это связано с тем, что Казахстан как сырьевая страна, которая экспортирует энергетические товары, хочет покупать на вырученную валюту качественные товары из стран вне СНГ, а не инвестиционные товары из Беларуси», — подчеркивает собеседница.

По мнению эксперта, конкурентоспособность промышленных белорусских товаров сегодня настолько низка, что им сложно завоевывать не только казахстанский, но и российский рынок.

«Из-за возросшей конкуренции на восточном направлении белорусские производители промышленных товаров могут потерять российский рынок», — считает Точицкая.

Экономисты отмечают, что за последние годы ситуация на традиционном рынке сбыта белорусских промышленных товаров существенно изменилась.

«Конкуренция на рынке России обострилась из-за ее вступления во Всемирную торговую организацию, а также в связи со сжатием внутреннего рынка на фоне рецессии. Это привело к тому, что Беларуси, экономика которой давно не меняется, стало гораздо сложнее конкурировать на российском рынке», — говорит экономист Антон Болточко.

Наша страна, добавляет эксперт, все еще полагается на модель, «которая была актуальна в 1990-е, но сегодня необходимо выстраивать более конкурентную структуру экономики».

Участие в евразийских проектах показало, что интеграционные объединения не делают белорусскую экономику сильнее. Без реформ, которые должны быть направлены на создание новой, более эффективной структуры экономики, сбывать свою промышленную продукцию даже в ЕАЭС Беларуси будет сложно.

Оценить материал:
Средний балл - 4.01 (всего оценок: 18)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева