Работники убыточных предприятий — потенциальные безработные

Из десяти крупнейших работодателей среди ОАО четыре входят в топ-10 убыточных.

 

По данным Министерства финансов Беларуси, в 2015 году прибыльными были только 1361 из 2212 открытых акционерных обществ (за исключением банков и страховых компаний). Фактически каждое третье ОАО в стране является убыточным. 

 

Из десяти крупнейших работодателей среди ОАО четыре входят в топ-10 убыточных. Это Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, Белорусский металлургический завод и «Гомсельмаш». Среднесписочная численность работников в десяти самых убыточных ОАО в 2015 году составила 69 910 человек.

Это означает, что фактически работников было даже больше (среднесписочный работник — это тот редкий человек, который не болел и работал полный день каждый рабочий день месяца).

Получается, что по самым скромным подсчетам в среднем на каждого сотрудника из топ-10 убыточных ОАО приходится 138,8 млн рублей убытка. Это 8750 долларов по среднегодовому курсу.

На каждого из почти 70 тысяч человек! 

компания

сумма убытка,
млн рублей

число работников

БМЗ

-2 624 433

11 183

«Гомсельмаш»

-1 922 352

8038

Светлогорский ЦКК

-982 754

2571

МАЗ

-970 956

17 535

МТЗ

-881 695

16 994

ГЗЛиН

-562 205

3784

«Кричевцементношифер»

-488 197

2772

«Гомельстекло»

-472 329

2448

Борисовский мясокомбинат

-465 612

2113

Белорусский
цементный завод

-330 413

2472

Всего на убыточных предприятиях в прошлом году работало не менее 350 145 человек. Совокупная сумма убытка всех убыточных ОАО по итогам 2015 года составила 23 184 825,8 млн рублей (1,5 млрд долларов), а в среднем на каждого среднесписочного работника убыточного предприятия приходилось 66,2 млн рублей (4170 долларов).

Поразительно, но работники прибыльных ОАО в среднем приносят своим предприятиям меньше прибыли, чем работники убыточных ОАО убытка. Если на каждого среднесписочного работника убыточного предприятия пришлось 66,2 млн рублей убытка, то на каждого среднесписочного работника прибыльного предприятия пришлось 63,4 млн рублей прибыли. При этом лишь 159 ОАО заработали с каждого работника свыше 50 млн рублей.

Статистика, мягко говоря, удручающая. Как убыточному предприятию выходить из ситуации?

Вариант первый — повысить качество товаров и услуг. Для этого, как правило, необходимо финансирование, а где его взять? Бюджетная кормушка доступна весьма ограниченному кругу самых социально-значимых предприятий. Всем остальным остаются кредиты — рублевые по негуманным ставкам, или валютные, тоже по негуманным ставкам, и заодно с высоким девальвационным риском. Вряд ли это действительно выход из ситуации.

Вариант второй — сокращать себестоимость. Опять же, это может быть модернизация, но мы уже сказали, что она доступна только избранным. Значит, придется экономить на другом: операционных расходах и… сотрудниках. Урезать зарплаты, переводить на сокращенную рабочую неделю, в конце концов, просто увольнять. Каждый из 350 тысяч белорусов, работающих на убыточных ОАО, является потенциальным безработным.

Конечно, есть и третий вариант — начать долгую и сложную работу над улучшением бизнес-климата в стране. Озаботиться повышением инвестиционной привлекательности страны, снижением налоговой нагрузки, удешевлением кредитов, созданием равных условий доступа к финансированию для государственных и частных компаний и прочее, и прочее.

Параллельно приватизировать или просто ликвидировать монстров, производителей никому не нужных вещей, доставшихся нам в наследство от СССР и неизменно вызывающих ностальгию у чиновников.

Если все будет сделано правильно, 350 тысяч потенциальных безработных устроятся работать на 350 тысяч новых рабочих мест. Именно это и есть те самые структурные реформы.

 


Ольга Евсеева — аналитик проекта «Кошт урада»

  • Браво! Одной своей фразой о «Поразительной» обратно пропорциональной связи между величиной прибыли «доходных» ОАО и убытков от «расходных» (БМЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», т.д.) при «установленной заработной плате», «доведенных показателях» и т.д., «исключении» (!!!), т.е. абстракции из «контингента респондентов» собственно банков и страховых компаний, – здесь на пальцах, цифрами ясно продемонстрирована суть «средней температуры по палате», от Великих Планов и Программ до зарплат рабочим и цен на гречку в «Евроопте». Если бы еще автор показала цифры пере-распределения «финансовых потоков» хотя бы одного такого «убыточного цеха» корпоративного ОАО «Совхоз-фабрика РБ», будь то МАЗ или МЗКТ, на уставе которых высечена «главная цель – деньги, прибыль», – то вообще бы заслуживала Пулитцеровскую премию. Но увы – «корпоративная коммерческая тайна»… Но и без того напрочь опрокидываются все три столь же четко и исчерпывающе представленные «варианты выхода из кризиса». В самом деле, как может лично ПРБ или МИД ТОРГОВАТЬ продукцией, которая по определению НЕ является товаром, за ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА (в т.ч. сервис, т. д.) которой НИКТО не отвечает по всей цепочке «узких специалистов», т.е если «начиная» с ПРБ и МИД и вплоть до слесаря МСР и уборщицы этот анонимный акционер НИКТО –- «никому ничего не должен»?
  • Можно долго ныть о тяжелой жизни и критиковать нынешнюю власть, однако я сомневаюсь что те кто ноют, хорошо представляют себе что означает страна пережившая цветную революцию. Кроме разрухи, нищеты и крови, получим воров с отменным аппетитом во власти.
  • [quote="тундра"]страна пережившая цветную революцию. Кроме разрухи, нищеты и крови, получим воров с отменным аппетитом во власти.[/quote][quote="тундра"]страна пережившая цветную революцию. Кроме разрухи, нищеты и крови, получим воров с отменным аппетитом во власти.[/quote]Аппетиты и воров мы уже имеем. Только крови не достаёт...
  • Запад с одной стороны душит санкциями, с другой стороны заманивает кредитами, попутно способствуя появлению преград к российским рынкам. Оранжевая революция идёт полным ходом.