Референдум как средство предотвратить массовые выступления трудящихся

На днях президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил о намерении провести 7 ноября 1996 года очередной всебелорусский референдум. Если это заявление воплотится в жизнь, то мы станем свидетелями уже второго всенародного опроса в нашем независимом государстве. Первый, как известно, состоялся 14 мая прошлого года.


Правда, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вопросы на референдум (в случае президентской инициативы) вначале должны "пройти" через парламент. Верховный Совет, по законодательству, устанавливает и сроки проведения референдума. Однако похоже на то, что на эти обстоятельства президент не обращает внимания. Помнится, как в прошлом году Александр Григорьевич неоднократно заявлял: если Верховный Совет не определит время проведения референдума, я назначу его лично. Скорее всего, так и случилось бы, не "дожми" он парламентариев.

Особенность теперешней ситуации — еще и в том, что, по закону, сроки проведения общереспубликанского голосования Верховный Совет должен утвердить не позднее чем за два месяца до его проведения. Таким образом, парламентарии попадают в цейтнот. Ведь вторую сессию Верховного Совета планируется созвать третьего сентября. Если брать за точку отсчета седьмое ноября, то получается, что депутаты должны принять решение в течение первых трех дней работы сессии. А в такой спешке качество принимаемых решений может серьезно пострадать.

Аналитики из команды Лукашенко, похоже, все хорошо рассчитали. Четверг, 7 ноября, благодаря решению депутатов предыдущего созыва, вновь стал в Беларуси "красным днем календаря", государственным праздником. Многие ветераны, отпраздновав очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, дружно направятся на избирательные участки, чтобы поддержать столь любимый их сердцам социализм. А значит, и проголосуют так, как это нужно Александру Лукашенко.

В Бобруйске президент не называл вопросы, которые он намерен вынести на всенародный опрос. По предварительным сведениям из кругов, близких к Администрации президента, таких вопросов будет четыре. Правда, не исключается и появление в бюллетенях для голосования еще одного-двух вопросов консультативного характера.

Первый вопрос, как предполагается, будет направлен на изменение Конституции в плане увеличения срока пребывания в должности президента Беларуси с пяти до семи лет. Именно столько лет находится у власти президент Французской Республики — это и будет одно из заимствований из "французской демократии", о необходимости которых Александр Лукашенко заявил по завершении своего визита в Париж.

Второй вопрос — о создании в Беларуси двухпалатного парламента по российскому образцу. В верхней палате будут находиться представители местной исполнительной власти, то есть люди президента, в нижней — теперешние депутаты Верховного Совета. В третьем вопросе референдума, как ожидается, гражданам Беларуси будет предложено дать ответ на вопрос, согласны ли они с тем, чтобы Конституционный суд республики формировался не только Верховным Советом, но и президентом: шесть судей избирал бы парламент, шесть — назначал бы президент. Наконец, четвертый вопрос — о наделении президента полномочиями назначать членов Центральной избирательной комиссии.

Выражаясь спортивным языком, Александр Лукашенко играет на опережение. Верховный Совет, как известно, намеревался провести в конце ноября довыборы в парламент. Но если жители страны положительно ответят на второй вопрос референдума — о создании двухпалатного парламента, — проводить довыборы не будет никакого смысла. В целом же референдум будет направлен на укрепление власти президента через наделение его дополнительными полномочиями.

Следует отметить, что в данном случае особую роль играет проявленное демократическими партиями и парламентскими фракциями промедление. В их стане давно раздавались голоса о необходимости самостоятельно поднять вопрос о референдуме и предложить на него свои вопросы. Но отдельные голоса не слились в хор.

Станислав Богданкевич, лидер Объединенной гражданской партии, в свою очередь высказывался в том смысле, что, если президент инициирует референдум, демократы будут добиваться включения бюллетени для голосования новых вопросов. В частности, об избрании руководителей местной власти всеми жителями региона, об удовлетворенности жителей Беларуси социально-экономическими условиями и т.д. Однако вряд ли Президент будет спокойно и отстраненно взирать на эту попытку "отобрать" у него вертикаль и аргумент о народной поддержке его курса.

По большому счету, президенту референдум нужен для повышения своего рейтинга, для продления возможности ссылаться на "мнение народа", для укрепления своей власти. Однако это — цели стратегические. Тактические же цели — продлить свое гарантированное пребывание у власти и предотвратить осенние выступления трудящихся. Усмирить их все растущее недовольство легче всего, отвлекая от экономических проблем. И лучшим средством этого станет нагнетание политических страстей вокруг референдума.