ЛУКАШЕНКО ПОДТВЕРДИЛ НЕИЗМЕННОСТЬ СВОЕГО КУРСА

Подписание президентом Беларуси официального документа по итогам республиканского референдума несомненно задумывалось как помпезная церемония. А речь главы государства после акта подписания мыслилась программной. В итоге, однако, мероприятие, прошедшее 1

Если и было в почти двухчасовой речи нечто программное, то это стержневая мысль о продолжении избранного курса.

"Многие задавали и задают мне вопрос - и журналисты, и политики: "Как изменится в предстоящий период курс нашего государства?" Курс нашего государства в предстоящий период не изменится. Он останется прежним. Именно за этот курс - наш с вами - проголосовал белорусский народ. И мы не вправе менять этот курс" , - так мотивировал Александр Лукашенко незыблемость своей политики.

Самое парадоксальное, что далее в том же выступлении, перейдя к разгромной критике подчиненных, глава государства фактически показал несостоятельность собственного курса.

Из его слов следовало, что государственный сектор в экономике неэффективен. Вот лишь один пассаж - насчет строительной отрасли: "Наши "начальники" строительной отрасли думают не об удешевлении жилья, а скорее наоборот... Взвинчивают цены на свои услуги и проектировщики. Ситуация в строительной отрасли, в целом, считаю, требует самых жестких мер. Надо искоренить беспредел с ценами. С мафиозными, по сути, проявлениями".

Вот те раз! Лидер страны, еще десять лет назад пообещавший искоренить мафию, сегодня, на пике безграничной власти, ведет бой все с той же гидрой! А ведь на заре президентства он публично пообещал покинуть пост через пару лет, если не сдержит свои обещания...

Далее Лукашенко отметил: "Частники за 18 тысяч строят дом и имеют 30 процентов рентабельности. А государственные строительные организации "прибурели" так, что только президент может ими управлять".

Казалось бы, после такого реверанса в сторону частников логично поставить задачу всемерного развития негосударственного сектора в экономике. Но - не тут-то было. Прозвучал разве что пассаж о необходимости ослабить бюрократический прессинг на мелких кустарей. Об усилении роли среднего или, тем более, крупного частного бизнеса не было сказано ни слова. Напротив, президент подчеркнул, что и впредь будут всячески поддерживаться государственные индустриальные гиганты. Притом что, по его же словам, на предприятиях процветает бесхозяйственность и в рабочее время вовсю выполняются "левые" заказы.

Независимые аналитики давно пришли к выводу, что рыночные реформы претят нынешнему белорусскому руководству. Страшно потерять тотальный контроль над страной. Страшно, что слой независимых богатых людей станет поддерживать - и морально, и материально - идеи и деятельность оппозиции. И потому упорно консервируется неэффективный тип огосударствленной экономики. А если и развивается какой-то бизнес, то "свой", тесно сросшийся с властью.

В речи от 17 ноября прозвучало и еще одно саморазоблачительное по сути заявление.

"Существующий аппарат государственного управления не отвечает только что изложенным мною задачам, - констатировал президент. - Функции многих органов дублируют друг друга. Существуют вообще излишние звенья. С другой стороны, есть организации, которые находятся "в свободном полете" и фактически никому не подчиняются. Все это порождает и воспроизводит бесконтрольность, безответственность, бюрократизм и бумаготворчество".

Заметьте: это говорится о системе, которую десять лет любовно выстраивал и шлифовал сам президент. Системе, где назначение даже мелких управленцев находится под личным контролем главы государства. И снова возникает наивный вопрос: кто же мешал за десятилетие создать компактный и функциональный аппарат управления?

Но в Овальном зале некому было встать и задать подобные вопросы. Не та публика. Сидели, вжав головы в плечи и моля бога, чтобы высочайший гнев прошел стороной. А говорил один человек. Причем, начав с благодарности номенклатуре за обеспечение победы на референдуме, глава государства потом всех разделал под орех.

В адрес правительства, например, прозвучало следующее: "Мужики, не обижайтесь, но можете повторить печальный опыт руководства правительства прошлого состава". Наверное, имелась в виду скандальная отставка в 2003 году премьера Геннадия Новицкого и еще нескольких чиновников, не обеспечивших своевременные расчеты с крестьянами за молоко.

Вот вам и "спасибо за победу на референдуме"! У русских на этот счет есть меткое присловье: "За что боролись, на то и напоролись".

Впрочем, номенклатура знает, что рабская покорность и преданность вождю так или иначе вознаграждаются. Тот же Геннадий Новицкий вскоре после громкого снятия был пристроен на должность спикера верхней палаты.

Белорусская номенклатура разобщена, труслива и раболепна. Так что версии о возможности в ее среде некоего заговора, дворцового переворота - представляются чисто умозрительными.

Сконструированная по советскому образцу государственная система еще имеет запас прочности. О реформах в экономике и политике, о развитии партий, третьего сектора в выступлении Лукашенко не было ни слова.

Политолог Валерий Карбалевич обращает внимание и на то, что в этом выступлении отсутствовал международный раздел. Похоже, режим готов идти прежним курсом и в условиях все более глухой изоляции. Для той части белорусского общества, которая жаждет перемен, настают, судя по всему, еще более суровые времена.