Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Дмитрий Усс: из-за конфликта с Россией мы теряем миллиарды
    Новому белорусскому президенту надо будет срочно ехать к Медведеву и договариваться…
  2. Некляев и Санников договорились
    «Мы не рассматриваем возможность снятия, а намерены провести сильные кампании, мобилизовать свои ресурсы», — заявил Санников...

Выборы

Лидеры белорусской оппозиции вырываются из гетто


рейтинг кандидатов от оппозиции растетСвежий опрос НИСЭПИ наглядно показывает, почему власть строго держит своих оппонентов в информационном гетто. Когда под выборы приходится волей-неволей приоткрывать ворота этого гетто, народ начинает все отчетливее различать и другие фигуры, кроме той, что уже 16 лет в телевизоре. Так, рейтинг резко нырнувшего в политику поэта Владимира Некляева за полтора месяца подскочил втрое — с 5,1% до 16,8%. У Андрея Санникова — 8,6%. Далее следуют Алесь Михалевич (6,4%) и Ярослав Романчук (6,1%).

 

Речь идет о закрытых рейтингах, то есть когда респондентам предлагается список фамилий. Если хотите, это прообраз избирательного бюллетеня, в котором тоже фигурирует определенное число персоналий. Так что цифры вполне коррелируются с шансами претендентов на президентских выборах 19 декабря.

Фаворит кампании всем известен. По версии НИСЭПИ, закрытый рейтинг Александра Лукашенко не столь высок, как преподносят приближенные к нему социологические службы, но с сентября тоже подрос — с 43,6% до 48,2%.

Впрочем, скорее — вернулся на июньский уровень. Иначе говоря, удалось залатать пробоины в имидже, нанесенные информационной войной. В сентябре социологи НИСЭПИ пришли к выводу, что пиар-мочилово под брендом «Крестный батька» открошило-таки несколько процентных пунктов от рейтинга героя (или, точнее, антигероя) этого сериала.

Теперь с Москвой вроде как замирение (надолго ли?). Затишье помогло заштопать рейтинг. Хотя вероятнее, что популярность бессменного президента стала расти на дрожжах пухнущих зарплат, стипендий да пенсий. Зря, что ли, столько денег ввалили? Зря, что ли, в сотрудничестве с МВФ взяли тайм-аут? Зануды-эмвээфовцы черта с два дали бы так накачивать экономику бумажками.

Но что характерно: белорусы уже тертые калачи, хорошо помнят 20-процентную оба-на-девальвацию января-2009 и прочие неприятные сюрпризы. Оттого многих терзают смутные сомнения, что зарплаты пухнут не к добру и очередной аттракцион неслыханной щедрости вылезет боком после 19 декабря.

В итоге, отмечают аналитики НИСЭПИ, «накануне четвертых президентских выборов «экономическое самочувствие» белорусов выглядит менее уверенным, чем накануне третьих. Так, сегодня 19,4% респондентов отмечают ухудшение своего материального положения, а в феврале 2006 года таких было 14,2%; ожидают улучшения социально-экономической ситуации в Беларуси в ближайшие годы 29,5%, а тогда — 35,4%».

Далее: почти две трети опрошенных больше всего опасаются в ближайшее время роста цен на основные продукты, свыше половины — на коммунальные услуги. И вера в клятвы с высоких трибун поугасла: только 31,7% считают, что президент выполнит предвыборное обещание увеличить среднюю зарплату к концу года до 500 долларов, а 57,6% придерживаются противоположного мнения.

Да и рейтинг Лукашенко сейчас ниже, чем был перед выборами-2006. А вот лидер кампании «Говори правду!» Владимир Некляев «заметно вырвался из пределов статистической погрешности», отметил в интервью для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.

Добавлю: фактически Некляев, поэт со стажем, но неофит в политике, приблизился к показателю популярности единого кандидата от объединенной оппозиции Александра Милинкевича в марте 2006 года. Тот, по замерам НИСЭПИ, набрал на прошлых выборах около 18% (официально — чуть более 6%).

И еще момент: как отмечают аналитики НИСЭПИ, «32,4% респондентов сегодня знают, что Владимир Некляев (которого еще недавно знали только как поэта) собирается баллотироваться на нынешних президентских выборах».

И это ведь только при слегка приоткрытом клапане гласности! Две трети опрошенных, кстати, сетуют, что у них недостаточно информации о кандидатах. А представьте — если бы в стране была нормальная плюралистичная медиасфера! Если бы ТВ, которое финансируется на деньги всего политического спектра налогоплательщиков, адекватно бы этот спектр отражало ежедневно, а не раз в пятилетку посредством скоропалительных «шоу говорящих голов»

Но даже редкий выход оппонентов на информационное поле напрягает власть. По мнению Юрия Дракохруста, не случайно официальный лидер в недавнем интервью польским СМИ обрушился с критикой прежде всего на Некляева: хотя и не назвал фамилии, но «точно определил главного конкурента».

Вообще госпропаганда, заметьте, старается не персонифицировать конкурентов действующего руководителя. Ее подача — «есть политический Монблан и есть толпа болтунов», отмечает Юрий Дракохруст. По прогнозам аналитика, в оставшееся время госСМИ, работая по оппозиционерам, «постараются утопить больших среди малых».

Замечу вдобавок, что на эту мельницу льет воду и неспособность самих оппозиционеров договориться. Идея единого кандидата практически похоронена. Говорить о ней среди демократического политбомонда стало уже моветоном типа «в доме повешенного…».

Сценарий же властей, играющих на этих выборах более гибко, заключается, похоже, в том, чтобы, зарегистрировав максимум кандидатов (даже закрывая глаза на качество подписных листов у некоторых команд), размыть альтернативу, превратить избирательную кампанию в балаган, ярмарку тщеславия, на пестром фоне которой лишь четче выделится этот самый «политический Монблан».

Что же касается перспектив Площади, на которую уповают оппоненты Лукашенко, то, по словам эксперта, это феномен не столько социологический, сколько политологический. И психологический тоже. Нужна еще и особая атмосфера, нужен драйв. «Людей больше мотивирует сильная персона, чем пестрая толпа претендентов», — отмечает Юрий Дракохруст.

Впрочем, по его мнению, единый кандидат может определиться не формально, а де-факто. Это произойдет, если популярность одного из обоймы соперников действующего президента вырастет скачкообразно — настолько, что остальные будут восприниматься лишь как фон, массовка. Юрий Дракохруст напоминает: ни Коштуница, ни Ющенко не были, строго говоря, едиными кандидатами, но они были на голову, да что там — на три головы выше остальных.

В итоге и в Белграде, и в Киеве народ выходил на площадь, негодуя по поводу украденной победы. Было мощное чувство, железное убеждение: наш избранник набрал больше, а те, что там, наверху — нахимичили!

Будет ли у настроенных на перемены белорусов вечером 19 декабря мощное массовое чувство украденной победы — вопрос открытый.

Оценить материал:
Средний балл - 4.66 (всего оценок: 56)
Распечатать Сохранить Опубликовать в блоге Отправить на e-mail Сообщить об ошибке

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Знакомо, правда? А все равно Дон Кихоты не переводятся, и роман этот один из самых читаемых в мире...
  • Согласен с добавлением: И платить могут, а не платить, всякий способен. Но чего-то вспомнился, как это его там, Дон .... Кихот...Ломанческий, ну который в рыцарских порывах там, цепями скованным, "хотел менять жизнь этих людей". Взяв на себя ответственность. А те, оказалось, обиделись, даже побили пожелавшего "менять жизнь" их на благородную рыцарскую.
  • yorkus +1000 Я если честно не могу вспомнить, что хорошего сделал АГЛ. Вот конкретные факты и без отрицательных последствий. А что политика го-вно понятно на каждом шагу. Вся Европа кричит про демократию и последнего диктатора, а как свои интересы поджали то сразу "президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что победа Александра Лукашенко на очередных президентских выборах обеспечит стабильность в стране" и плевать она хотела на всю нашу Беларусь и демократию. P.S. АГЛ в англ раскладке = FUK
  • А еще они хотят менять жизнь этих людей. Хотят брать на себя ответственность. Это ведь не каждый может. А вот плевать на них, обливать грязью всякий способен
  • Да, они тоже с руками, ногами, тоже кушать хотят, пить, ходят в душ, в туалет, занимаются сексом, но массы знают о них больше по их словам, обещаниям и этим они отличаются от других людей. И кто они в остальном, а бог их знает.
  • А они кто, по-вашему? Поздняк ведь тоже политик. А вдруг и ему наплевать?

Интересные Факты

Загрузка ...