Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Тайны президентской кампании. Комиссары в пыльных шлемах
    Позволяет ли нынешний состав избирательных комиссий фальсифицировать результаты выборов?..
  2. Агитация: кандидаты в президенты вышли на финишную кривую
    Главный убойный тезис — проще пареной репы: президент вам дает все, а те болтуны что сделали?

Выборы

Тайны президентской кампании. Места знать надо!

 

Тайны президентской кампании. Миллион за подписи

Тайны президентской кампании. Ударники предвыборного труда

Тайны президентской кампании. Основной инстинкт


Пока одни собирали подписи, не сходя с рабочего места, другие вынуждены были выстаивать дни в пикетах да искать приключения, обходя квартиры избирателей. Интернет-газета Naviny.by узнала, где были самые «хлебные» места...

Сбор подписей на президентских выборах-2010. Фото photo.bymedia.net

Чтобы там ни говорили о качестве собранных претендентами в президенты подписей, сами они твердят не только о подлинности всех-всех-всех подписей, но и о многоступенчатой внутренней проверки.

«У нас была очень серьезная проверка, потому не все, что собрали, подали в ЦИК, — объяснил Naviny.by руководитель инициативной группы по сбору подписей в поддержку Ярослава Романчука Анатолий Павлов. — От листов с подписями, вызывавших малейшее сомнение, сразу же отказывались. Это могли быть такие листы, где данные нескольких человек заполнены одной рукой (например, глава семьи за всех написал), или же, наоборот, — там, где разным почерком была записана информация об одном человеке. Понимая, что могут придраться к любой мелочи, мы сразу их откладывали в сторону».

У каждой команды были свои причины не донести до Центризбиркома какую-то часть подписей.

Команда Владимира Некляева сдала на 5% меньше подписей, чем собрала, потому что «внутренняя проверка отсеивала грязные листы, собранные в плохую погоду на пикетах, листы с помарками или неточными данными», рассказал член штаба Некляева, руководитель его инициативной группы по Минску Юрий Алейник.

Некоторые подписи за Григория Костусева попросту не смогли доехать до Минска. «Большая часть собранных, но не поданных в ЦИК подписей была от жителей регионов, которые подписались в Минске. И в последние дни у нас физически не получилось все их развезти и сдать в региональные комиссии», — заявил руководитель инициативной группы Костусева Алексей Янукевич.


Где — густо, а где — пусто

За Александра Лукашенко меньше всего подписей собрано в Минске (100 203). У его же конкурентов, за исключением Провальского, наоборот, позиции в Минске сильны (по сравнению, правда, с их же позициями в других регионах) — «урожайность» по городу составила 36-60 тысяч подписей; у Михалевича этот показатель ниже (21 027), но и для него этот регион — на втором месте по количеству собранных автографов избирателей.

Для Михалевича (29 943), Романчука (26 522) и Костусева (21 501) одним из главных доноров стала Могилевская область. А вот за Лукашенко на родине подписалось 151 447 избирателей, что заметно меньше, чем в Брестской (229 837) и Витебской (221 538) областях.

Наименьшая активность граждан наблюдалась в Гомельской области (четверо из претендентов — Михалевич (11 621), Романчук (8 005), Костусев (5 324) и Усс (3 374) — собрали там наименьшее количество подписей). У Николая Статкевича наиболее слабые позиции в Минской области (2 764 подписи).

По словам руководителя инициативной группы Романчука Анатолия Павлова, «наиболее активно за оппозиционных претендентов люди подписывались в промышленных центрах».

Сбор подписей на президентских выборах-2010. Фото photo.bymedia.net

«На мой взгляд, все дело в том, что промышленность наиболее чувствительна к сфере белорусско-российских отношений, — объяснил он Naviny.by. — А вот экономически слабые регионы либо инертны, либо психологически надеются на поводыря. За оппозицию подписывалась активная часть населения. А вот за Лукашенко — в большинстве пенсионеры. И это фактор, который я бы учитывал на месте власти. Потому что неэффективно опираться на ту часть населения, которую надо кормить. Надо опираться на активных людей, но они как раз понимают, что к чему».

Более 30 тысяч подписей за Некляева по Витебской области едва не потерял… ЦИК. На пресс-конференции 1 ноября глава ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что в поддержку Некляева сданы 161 824 подписи. И все бы ничего, но уж как-то подозрительно выглядело в опубликованной Центризбиркомом таблице отсутствие данных об автографах, собранных за него в Витебской области.

Оказалось,  проблема в том, что циковский Exel не захотел дружить с присланным в формате Word файлом от «Говори правду!». При заполнении таблицы для сайта Центризбиркома «по техническим причинам» в графе «Витебская область» остался пробел. «Когда мы заметили ошибку, сразу же заполнили пустую клетку. Теперь на сайте размещены точные цифры», — объяснял секретарь Центральной комиссии Николай Лозовик.

Активистов инициативной группы Некляева такое объяснение устроило, но они все же намерены подарить Центризбиркому книгу «Офис для чайников».

Самый примечательный расклад по регионам оказался у предпринимателя из Витебска Владимира Провальского. Почти все свои 109 тысяч подписей он собрал в родном городе. А если точнее — в Первомайском районе, где, получается, за него не подписалось всего 6 тысяч избирателей…

«Практически 75% членов инициативной группы работают и живут в Витебске, неужели нам нужно было ехать в Гродно или Брест? — заявил претендент на наш вопрос о том, как такое ему удалось. — И это не случайность, мы это планировали, а по Беларуси почти и не собирали. И вовсе не только в одном районе мы собирали!».


«Бракованные» регионы

Однако собрать подписи, проверить их и подать в Центризбирком — это еще не все. Нужно было еще и пройти проверку ЦИК, а то и специальную экспертизу.

По итогам таких проверок недействительными были признаны от 0,2% до 24,3% подписей, собранных инициативными группами претендентов. Абсолютный минимум брака, как сообщили нам в ЦИК, — у команды действующего президента Александра Лукашенко (0,2% подписей, собранных в Гомельской области). Максимальное количество недействительных подписей было обнаружено среди собранных в том же регионе автографов за Костусева — 24,3%. У инициативной группы Владимира Некляева отбраковано самое большое количество подписей по Могилевской области (почти 6%).

Сбор подписей на президентских выборах-2010. Фото photo.bymedia.net

Секретарь ЦИК Николай Лозовик среди основных причин непризнания подписей перечислил следующие: избиратели подписывались друг за друга, неверно указаны места проживания, подписи собирали не члены инициативной группы, сборщикам на момент сбора подписей не достигли 18-летнего возраста.

Рекордсменом тут однозначно стала инициативная группа, собиравшая подписи за выдвижение Владимира Провальского. ЦИК заявил, что если все кандидаты потеряли по несколько тысяч подписей и у них остается не менее чем по 100 тысяч, то у Провальского в «остатке» — только 700 реальных подписей. Остальные, по словам Лидии Ермошиной, — это ксерокопии тех самых семисот.

Проверка подтвердила слова Ермошиной, подписи в поддержку Провальского были признаны в основном недействительными. Впрочем, самого претендента сие, похоже, не смутило, и он заявил,  что будет оспаривать результаты проверки подписей, собранных в его поддержку; более того, он уже подал  в Центризбирком документы на регистрацию его кандидатом в президенты.


Самые «хлебные» места: ГУМ и Комаровка

Сборщики подписей в один голос заявляют, что в Минске лучше всего работа спорилась на пикетах в центре города, а также при обходе квартир в спальных районах.

Самые «хлебные места» — площадки возле ГУМа, ЦУМа, торгового центра «Импульс», Комаровского рынка, в переходах на станциях метро «Октябрьская», «площадь Якуба Коласа», «Пушкинская» и «Институт культуры».

«В центре много интеллигенции, там люди не боятся подойти к пикету и подписаться за демократического претендента, — рассказал Naviny.by руководитель сбора подписей по Минску за Романчука Олег Корбан. — Пикеты в спальных районах много подписей не принесли. Там люди особо по сторонам не смотрят: с работы в магазин, потом домой. Зато сбор по принципу «от двери к двери» — то есть по квартирам — имел больший эффект именно в спальных районах. Потому что уж если ты пришел, то тебя редко выгонят. В этих районах, как правило, живет много молодых семей. Вообще, если будут собирать подписи грамотные сборщики, которые могут должным образом преподнести информацию о своем кандидате, то даже уставшему рабочему, идущему со смены, не будет проблемой поставить автограф».

«По Минску больше подписей собирались на пикетах, а по регионам — по квартирам»,
— поделился информацией и руководитель инициативной группы Костусева Алексей Янукевич.

На количество собранных подписей влияло не только место, но и время суток.

«Утром и вечером — когда люди массово идут на работу и с работы — хорошо собирались подписи в пикетах на железнодорожных развязках, станциях метро, у промышленных предприятий, — поведал руководитель инициативной группы Санникова Владимир Кобец. — А у пикетов в центре всегда было много подписантов».

Впрочем, есть и те штабы, где утверждают: им куда больше подписей удалось собрать в процессе хождения «от двери к двери».

«Хотя мы уделяли больше внимание пикетам, но в итоге больше подписей было собрано по квартирам. Пикеты привлекали внимание вообще к выборам в стране, и наши активисты акцентировали внимание не только на кандидатуре нашего претендента, но на важности выборов в жизни каждого гражданина», — отметила пресс-секретарь Некляева Юлия Рымашевская.


Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Оценить материал:
Средний балл - 2.76 (всего оценок: 30)
Распечатать Сохранить Опубликовать в блоге Отправить на e-mail Сообщить об ошибке

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • И к чему мы, в конце концов, - придем?

Интересные Факты

Загрузка ...