Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
    Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года…
  2. «Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
    Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...


Выборы

Соперников Лукашенко «живьем» запускают в «зомбоящик»


Ни свет ни заря, да еще в понедельник — «лучшего» времени для эфирного дебюта кандидатов в президенты не придумаешь! Виктор Терещенко выступал по радио 22 ноября с 6.10 до 6.40, Ярослав Романчук — с 6.40 до 7.10. Оба старались, но до многих ли дошел глас соперников Александра Лукашенко, вопиющих в сонной политической пустыне под названием Беларусь?

ищите альтернативу в радиоточке

Трудно себе представить, что рано поутру на старте рабочей недели, когда в доме царит бедлам с очередью в ванную, скоростным глотанием обжигающего кофе и лихорадочной чисткой ботинок (и куда это я вчера влез?), некий, скажем мягко, фанат вот так все бросит и будет час сидеть у радиоточки, внимая экономическим тезисам кандидатов.

Да, в это утро волей жребия в эфире оказались два экономиста. И — вот они, парадоксы предвыборного пиара! Кто не знает подоплеки, мог бы счесть Терещенко радикалом-популистом, а вот Романчука — мэном весьма степенным, памяркоўным.

Чувствовалось, что импульсивному либералу Романчуку команда посоветовала: Ярик, наступи на горло собственной песне, дезавуируй клеймо поборника шоковой терапии! А вот глава совета предпринимательской ассоциации Терещенко, бичуя руководство страны за тысячекратный рост цен, обещая приравнять рубль к доллару (!), а также прекратить «шантажировать Россию» и «запугивать Евросоюз», — судя по всему, старался отклеить ярлык спарринг-партнера Лукашенко.

Но самое главное — жанр. Он убийствен для кандидатов. Получасовые монологи трудно воспринимаются и перевариваются. Да, записи уже в интернете, но их дотошно прокручивают по фрагментам и раскладывают по полочкам в основном аналитики, журналисты, ну еще там некая политизированная прослойка публики. Обыватель же что прожевал вместе с утренним бутербродом, то и прожевал.

А вечерами в течение десяти дней по «зомбоящику» белорусов ждет череда таких же монологов с банальным видеорядом «говорящих голов». Да, будут еще дебаты, но, судя по анонсам сверху (мол, кандидаты станут поочередно отвечать на тот или иной вопрос), особой фантазии и вольницы там не предвидится. Похоже, устроят то же шоу говорящих голов, просто их будет сразу много в одной студии.

Политические монологи — эта прямо-таки злая карма белорусской публики. В этом жанре 16 лет выступает власть, теперь точно так же, без полемической драматургии, предложено выйти на аудиторию оппонентам режима.

Никто особо не въедет в этот сумбур, не успеет приглядеться к персоналиям, выскочившим как чертики из табакерки, причем скопом. Судя по всему, крест поставлен не только на едином кандидате, но и на согласованной агитации. И это резко снижает ее эффективность.

«Альтернативный кандидат должен четко ассоциироваться с неким образом, тезисом, яркой идеей, — отметил в интервью для Naviny.By эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. — А многие ли избиратели сегодня без запинки ответят: вот Романчук (или Некляев, Санников) — он, собственно, за что?».

По словам эксперта, пока не видно, чтобы команды продуманно конструировали цельный имидж того или иного соперника Лукашенко.

Хорошо, ну а в принципе — можно ли совершить переворот в умах массы за короткий, как жизнь мотылька, период предвыборной гласности?

«Ярким выступлением с элементами шоу и скандала можно добиться скачка известности, заставить о себе заговорить», — отмечает Валерий Карбалевич. Хрестоматийным уже примером он назвал телевизионное выступление Александра Козулина в марте 2006 года.

Действительно, дерзкие, кинжальные выпады бывшего ректора и морпеха против самого высокого начальства обсуждали в трамваях, курилках и банях. Но голосов в итоге, даже по данным независимых социологов, Козулин набрал негусто, добавляет эксперт.

«Так что стать известным и побудить за себя голосовать — разные вещи, — резюмирует собеседник Naviny.by. — Во втором случае важно доверие. А оно во многом определяется биографией, нынешним статусом. Двое же из нынешних кандидатов, например, вообще не имеют официальных доходов за 2009 год».

Действительно, если кандидат, обещающий златые горы, в декларации указал ноль доходов за целый год, обыватель почешет репу. Да и практически все соперники Лукашенко, судя по декларациям, с хлеба на квас перебиваются. Политизированная публика понимает специфику ситуации, но вот масса…

В Европе оппозиционер — это не уличный «отморозок», не подпольщик, а респектабельный джентльмен в белой сорочке и при модном галстуке. Этот гламурный «опп» регулярно выступает с обличительными речами в парламенте, конвейером принимает у себя в кабинете съемочные группы национальных телеканалов и, заклеймив на митинге правящую команду, ночует не на нарах в каталажке, а дома на белых простынях.

В Беларуси политической конкуренции нет места в повседневной жизни и СМИ. Оппозицию маргинализовали, выбросили из реальной жизни. И теперь штатные пропагандисты кричат: ба, посмотрите, это же никто, болтуны, бездельники и деструктивные маньяки, что сами лезут на дубинки матери Терезы (как с легкой руки главы ЦИК стали называть отечественную милицию)!

Да, тому же Романчуку, например, дают награды в мировых центрах прогрессивной экономической мысли, он на короткой ноге с Бальцеровичем и все такое, но в синеокой республике его концепции остаются вещью в себе. А если правительство, прижатое кризисом да инвестиционным голодом, и внедряет что-то по лекалам Романчука, то господа Сидорский и Тур не признаются в этом даже на дыбе.

Именно потому, что между выборами у нас глухо как в танке, начальство ныне без особого риска для себя устраивает быстротечный праздник непослушания для толпы кандидатов (специально напоказ Европе дозволяя даже живой эфир).

Пример же Козулина — урок не только в плане яркого пиара, но и его последствий. Едва отшумели выборы, как экс-кандидат оказался за решеткой — и по сей день сидел бы, не надави Запад.

Для нынешних кандидатов это еще одна причина не особо пьянеть от гласности.

Оценить материал:
Средний балл - 4.72 (всего оценок: 52)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • ПолучиТся.
  • Александр КЛАСКОВСКИЙ пишет: «В Европе оппозиционер — это не уличный «отморозок», не подпольщик, а респектабельный джентльмен в белой сорочке и при модном галстуке. Этот гламурный «опп» регулярно выступает с обличительными речами в парламенте, конвейером принимает у себя в кабинете съемочные группы национальных телеканалов и, заклеймив на митинге правящую команду, ночует не на нарах в каталажке, а дома на белых простынях». - Вот и Вы, мол, создайте тепличные условия для «опп». Как в Европе. А может, привели бы пример из ЮАР? Там из-за честной правдивости и выражения действительных чаяний черного населения, «опп» черных победил штатную идеологию белых. А наши «опп» не могут отражать правдивость и выражать действительные чаяния «народонаселения», чаяния «масс», чаяния «болота», чаяния избирателей, и как там еще их могут называть. И проигрывают штатным моноидеологам, поскольку их методы обратить внимание плохо или сомнительно звучат, а впоследствии, оказывается, срабатывают не для авторитета «опп». Проигрыши, проигрыши, проигрыши… до такой степени проигрыши, что некому поплакаться за навешиваемые ярлыки, типа «отморозки». А не работая с населением правдиво, последовательно, солидно и на авторитет, проигрыши будут продолжаться, и штатной идеологии и в конкретных ситуациях, таких как выборы, и в других желаемых мероприятиях, к примеру, участие во Всенародном собрании, участие в участковых комиссиях, иметь поддержку в таких делах. Так что пускай «толпа кандидатов» продолжает учиться, учиться и учиться. И как в народной мудрости: «Если долго мучиться, что-нибудь получиться».