Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
    Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года…
  2. «Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
    Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...


Выборы

Лукашенко дарует белорусам новый праздник


«Мы научились проводить выборы как праздник для белорусского народа. Давайте еще раз сделаем этот праздник», — призвал Александр Лукашенко чиновников на совещании 18 июня.

Для оппонентов несменяемой власти это звучит как плохая шутка. Президентские выборы 2010 года иные до сих пор «празднуют» за решеткой.

выборы

Очередные же выборы в Палату представителей назначены на 23 сентября. Интриги нет ни в дате (все по графику), ни по сути. Оппоненты режима убеждены, что нет и выборов как таковых.

Да и сам официальный лидер, говоря о выборах как о празднике, невольно подчеркивает их ритуальность. В демократиях электоральная кампания — это интрига, политическая драка, зачастую с непредсказуемым исходом. Страна стоит на ушах, следит за дебатами, как за большим футболом, кипит от митингов. В Беларуси все схвачено. И главная забота — чтобы народ не проснулся, не вышел массово на улицы.


Снова — стерильная палата?

Выборы пройдут по прежнему законодательству. Менять его у верхов уже нет времени, а главное — никакого желания.

Главная претензия к властям — в том, что выборы непрозрачны. Этакий черный ящик. Оппозиция убеждена, что комиссии, укомплектованные «надежными людьми», вообще не считают голоса, а просто «рисуют» в протоколах нужные начальству цифры.

В избиркомы почти не допускают оппозиционеров, наблюдателей в прямом смысле загоняют в угол, откуда подсчет бюллетеней не виден. А пятидневный марафон досрочного голосования дает идеальные условия для подмены бюллетеней, отмечают критики белорусской электоральной системы.

По закону избиркомы на треть должны состоять из представителей партий и общественных организаций. На совещании 18 июня Лукашенко подчеркнул: «Представителей партий, независимо от их политических взглядов, достойно зарекомендовавших себя при проведении прежних избирательных кампаний, надо включать в состав избиркомов. Те же, кто ранее способствовал дезорганизации выборов, не должны получить второго такого шанса».

На практике это означает, что партийную квоту укомплектуют в основном лояльными кадрами из бутафорских структур, вкрапив кое-где умеренных, условных оппозиционеров. Потому что принципиальные, естественно, конфликтовали с властями на прежних выборах.

По тону совещания можно также спрогнозировать, что жестоко рубить немногочисленных оппозиционных выдвиженцев на этапе регистрации кандидатов в депутаты не станут. Другое дело, что и зарегистрированным площади в газете да времени в эфире дается с гулькин нос, а вот для черного пиара против «пятой колонны» обычно открывают все шлюзы государственной пропаганды.

Оппозиционеры убеждены, что списки благонадежных депутатов вертикаль составляет заранее. Палату представителей, избранную на минувших выборах в сентябре 2008 года, журналисты тут же окрестили «стерильной»: ни одного даже умеренного оппонента власти! При том что тогда, заметьте, Минск строил глазки Западу: после освобождения Александра Козулина и других политзаключенных начиналась оттепель в отношениях с ЕС и США.

Сейчас — никаких глазок. На совещании по выборам 18 июня Александр Лукашенко подчеркнул: «Ни под кого извне мы не должны подстраиваться и не будем это делать». На днях он же по поводу критериев грядущей к 3 июля амнистии высказался в том духе, что «натягивать» туда людей, которые не должны выходить, в том числе по каким-то политическим мотивам, ни в коем случае нельзя». Короче, обломайтесь, Вашингтон и Брюссель!

На парламентских выборах сентября-2012 «будет тот же сценарий, что и в 2008 году», спрогнозировал в интервью для Naviny.by Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия».

По его словам, Лукашенко психологически травмирован событиями 19 декабря 2010 года, потому играть в либерализацию больше не станет. Нынешние хорошие отношения с Россией также не располагают к либеральным экспериментам.

18 июня официальный лидер, говоря о будущей кампании, подчеркнул, что «незаконные действия, политические провокации, направленные на дестабилизацию обстановки в стране, должны немедленно пресекаться, а виновные — нести установленную ответственность».

Белорусским же силовикам дважды повторять не надо.


Все стратегии не в дугу

В общем, против лома нет приема. Потому в оппозиционной среде достаточно популярна идея бойкота: мол, нечего садиться в карты с шулерами! Не мараться, не подыгрывать режиму призывают, в частности, Консервативно-христианская партия — БНФ, христианские демократы, гражданская инициатива «Европейская Беларусь», зарегистрированный в Чехии «Малады фронт».

В то же время посткоммунисты «Справедливого мира» намерены идти на выборах до конца. Партия БНФ и Объединенная гражданская партия исповедуют тактику ограниченного участия (или, если хотите, активного бойкота). Суть: использовать легальные возможности кампании для коммуникации с электоратом, убедить его, что выборы — сплошной обман, а перед голосованием красиво сняться, показав режиму большой кукиш.

В ОГП, чтобы подчеркнуть свой сценарий, даже словечко специальное придумали: мы, мол, выдвинем не кандидатов, а спикеров. Кампания «Говори правду» Владимира Некляева, движение «За свободу» Александра Милинкевича своих людей формально выдвигать не могут, но тяготеют к поддержке ограниченного участия.

При этом позиция тех, кто призывает поставить выборы-лохотрон в игнор, выигрышна в моральном плане. Она находит широкую поддержку среди склонных к вербальному максимализму интернет-борцов. И напротив, адептов участия долбают на форумах в хвост и в гриву: сексоты, коллаборанты и т.п.

Но простой народ к этим страстям глух. Согласно мартовскому опросу НИСЭПИ, идею бойкота парламентских выборов разделяют лишь 10,6% белорусов. Многие ходят к урнам на автомате, по въевшейся привычке. И у бойкотистов нет ресурсов, чтобы перетянуть на свою сторону критическую массу населения.

Поэтому их схема: от бойкота выборов к массовой мобилизации граждан против режима — выглядит схоластической. Откуда что возьмется? Бойкот со стороны узкой группы политических гордецов останется вещью в себе, масса народонаселения этого грозного демарша в упор не заметит. Или получит трактовку официального ТВ: пятая колонна испугалась и спряталась в кусты.

Если уж народ не вышел на улицы в прошлом году, когда уровень жизни упал вдвое и начальство костили даже твердолобые адепты, то ожидать массовой политизации и взрыва активности под лозунгом бойкота ничего не значащих для массы выборов — полная нелепость.

Однако и тактика посткоммунистов — идти до конца — напоминает тестирование головой каменной стены. Схема же ограниченного участия сложна, обывателю трудно въехать: так противники Лукашенко участвуют или нет? Зачем было подписи собирать, если потом соскочили? И что они хотели сказать? Что выборы нечестные? Открыли Америку, называется!

Осмелюсь затронуть и вот какую деликатную тему. В качестве кандидатов на местные и парламентские выборы партии выдвигают в последние годы все больше безработных, пенсионеров — тех, кому особо нечего терять.

С одной стороны, чудо уже то, что охотники вообще находятся. С другой же — на авансцене появляются откровенно слабые фигуры, вызывающие у избирателя законный вопрос: а почему я должен верить некоему персонажу, мало похожему на лидера или просто эффективного человека?

Из-за специфики белорусской политической системы практически невозможно и сильное независимое наблюдение.

Так что, ставить в игнор, не мараться?


Лягушки в сметане: лучше трепыхаться!

«Лично мне более целесообразным представляется все же участие оппозиции в выборах», — заявил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Юрий Дракохруст.

По его словам, история знает много примеров «шокирующих» выборов, когда результат был неожиданным и для авторитарной власти, и оппозиции. «Последний пример — довыборы в парламент в Бирме, где режим, кстати, совсем не мед, — отмечает аналитик. — Но история не знает примеров успеха бойкота выборов в этнически однородном обществе».

Арифметический результат выборов, скорее всего, уже предрешен, говорит собеседник Naviny.by. А вот политический — нет. «Опыт российских думских выборов 2011 года показывает, что иногда главное в выборах начинается после них. Впрочем, оппозиция в весьма малой степени может повлиять на то, чтобы события развивались по такому сценарию», — резюмировал Юрий Дракохруст.

Добавлю: при том что белорусской оппозиции в принципе адски тяжело рассчитывать на некий успех в боях без правил, она еще и сама усердно подсекает под корень собственные шансы выбраться из политического гетто. Аналитики уже замучались твердить мантру: в любой кампании любая стратегия была бы на порядок сильнее, объединись вокруг нее все основные силы титульной оппозиции.

Могущественному режиму с его дубинками, автозаками, угодливыми счетчиками голосов и циничными судами противники могут противопоставить лишь одно оружие — железную сплоченность во имя стратегической цели.

Народ с его биполярным восприятием белорусской политики может зауважать противников Лукашенко лишь в том случае, если они сожмут все силы в кулак и внятно объяснят, чем их Беларусь будет лучше нынешней. И как к ней реально прийти. Но этим-то и не пахнет.


Спор тупоконечников с остроконечниками

Между тем сами по себе выборы сентября 2012 года абсолютно ничего не решают. По словам Валерия Карбалевича, нет смысла в очередной раз доказывать электорату, кто виноват, нужен четкий ответ, что делать.

Оппозиции следовало бы смотреть дальше и трактовать грядущую кампанию лишь как «часть стратегического плана на 2015 год», убежден эксперт. Речь идет о сильной скоординированной стратегии на будущие президентские выборы. Только в ее рамках наполнятся убедительной логикой те или иные схемы действий на промежуточных этапах. «Пока такой стратегии нет, все дискуссии, к чему призывать электорат, бессмысленны», — говорит Карбалевич.

Вот потому-то нынешний яростный спор между приверженцами бойкота и участия напоминает войну остроконечников и тупоконечников из бессмертной книги Свифта.

Помните: там проливали кровь, будучи не в силах договориться, с какого конца разбивать яйцо. Так и у нас: дискуссия схоластическая, поскольку не встроена в более широкую стратегию. И потому воистину не стоит выеденного яйца.

Оценить материал:
Средний балл - 4.61 (всего оценок: 33)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • согласен, к тому же в списки "депутатов" попадают только те, на кого уже заведено уголовное дело, поэтому выбор у них не велик, а также поэтому они такие лагодные....
  • vl80 20.06.2012 // 09:40 Так что же делать людям? Идти на выборы не идти, если идти то что там делать бюллетень портить, съесть его на глазах комиссии? -------------------------------------------- Не важно испортите ли Вы бюллетень или съедите на глазах комиссии ,т.к. у этой самой комиссии на Ваш бюллетень есть еще много-много других братьев-близнецов. Главная Ваша задача для лиды и ее босса,чтобы Вы пришли и РАСПИСАЛИСЬ в журнальчике за выдачу бюллетеня,дальнейшая судьба которого Вас уже ну никак не касается...
  • Идти надо, как говорил один персонаж "журналюги понаедут", будет какой-то шанс донести до других свою позицию, а если остаться по домам и придут только лизоблюды - получится картинка 100% поддержки, что не есть хорошо А вот в здание заходить где всякие "комиссии" будут на мой скромный взгляд уже лишнее, зачем тратить усилия на действия которые ничего не меняют. Что делать дальше? не представляю, может проводить альтернативные и действительно открытые выборы?
  • Если на колокольне короли, у колокольни дамы со счетчиками, а влеты важно обслуживают дам и королей, то валетов следовало бы поменять на новых. И на выборы надо идти, чтобы поменять старых, затертых валетов на новые. А вось, да небось что-то путное из этого получится.
  • Так что же делать людям? Идти на выборы не идти, если идти то что там делать бюллетень портить, съесть его на глазах комиссии?
  • Для того чтобы «объяснить» надо иметь доступ к «объяснялке». А если «объяснялка» в масле, масло в сметане, сметана в кувшине, а кувшин под охрененной охраной избирательных комиссий партии ЕБ, «Ермосчетчика», под колпаком идеологии службы Радькова с обязательной командой физической поддержки КГБ, МВД и контрактниками-руководителями предприятий с госчинами, то возникает вопрос о том, а кто/что еще находится в таком «ценном» кувшине. Оказывается, таких кувшинов не так уж много и доступ к ним возможен не так уж часто. К примеру, кувшин президентства – один раз в пять лет, да и другие не чаще. И как показывает практика, в нынешник кувшинах штиль и спокойствие, как будто там нет ни одной лягушки, взбивающей масло. Или же кувшин обрекли на отсутствие сметаны? А может действительно, для кувшинных лягушек «в любом случае звиздец»?